Светлана Логовская
Знакомимся с волшебником «Уменьшения и увеличения»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомимся с волшебником «Уменьшения и увеличения»
Прием «уменьшение-увеличение» заключается в уменьшении или увеличении выбранного объекта или его части. Увеличивать или уменьшать можно абсолютно все : размеры, вес, расстояния, скорость, громкость, богатство и др.
Пример из жизни.
Первые ЭВМ были очень большими, громоздкими. С развитием техники происходит изменение масштабов, миниатюризация. Тот объем материалов, хранение которых раньше занимало полкомнаты, сейчас помещается на крошечную флешку, которую даже увеличивают в размерах (за счет объединения с другими элементами) для удобства в пользовании.
Публикация «Знакомимся с волшебником „Уменьшения и увеличения“» размещена в разделах
В ракетостроении наоборот, шло увеличение размеров – от первых небольших ракет ГИРД-Х до гигантов типа «Энергия».
С приемом «уменьшение-увеличение» дети знакомятся во многих сказках, баснях, рассказах: «Дюймовочка», «Мальчик-с-пальчик», «Приключение Гулливера», «Кот в сапогах», «Маленький Мук», «Лиса и журавль», «Необыкновенные приключения Карика и Вали» Я. Ларри и др. Этот прием особенно понятен и доступен детям, стимулирует фантазирование и доставляет большое удовольствие.
«Что бывает маленьким, а потом большим? Что бывает большим, а потом маленьким?»
Упражнение помогает осознать изменчивость, не статичность объектов.
Сначала маленьким, а потом большим бывает… человек, растение, снежный ком, воздушный шарик, палатка, ….
Сначала большим, а потом маленьким бывает… свеча, мороженое, сосулька, надувная лодка, парашют, …
«Что будет хорошего и плохого, если…»
Учим уменьшать-увеличивать объект.
После чтения сказки «Мальчик-с-пальчик», «Дюймовочка», «Кот в сапогах» и т. п., где персонаж больше или меньше окружающих предметов, предложите ребенку представить, что он стал маленьким, размером, например, с горошину (чашку, стол). Что будет хорошего? – хорошо играть в прятки; можно поплавать на бумажном кораблике в аквариуме; можно полетать на стрекозе… а плохо – кто-нибудь может нечаянно наступить, нельзя поиграть в футбол с друзьями, очень сложно будет шить одежду и обувь…
А что будет хорошего и плохого, если ты станешь большим, например, до потолка (размером с дом, до облаков).
Учим уменьшать-увеличивать части объекта.
После просмотра мультфильма «Большой Ух», «Крокодил Гена и Чебурашка», чтения сказки «Маленький Мук», «Буратино» и т. п., где у персонажа какие-то части тела больше или меньше, чем в обычной жизни, предложите ребенку представить и сказать, что будет хорошего и плохого, если у нас вдруг… например, отрастет большой-пребольшой нос (уши, ноги) : хорошо – можно понюхать цветы на клумбе, не выходя из дома; можно повесить на него фонарик, когда что-то делаешь, и руки будут свободными; можно унюхать, где мама спрятала конфеты; плохо – с таким носом будет неудобно ездить в транспорте, ходить, даже спать, а зимой он будет сильно мерзнуть и придется большим шарфом его закутывать…
«Волшебная палочка – уменьшалка или увеличивалка»
Игры с Волшебной палочкой очень часто используются в детском саду. Предложите ребенку поиграть с Волшебной палочкой, которая увеличивает или уменьшает любые предметы, которые ребенок сам выбирает. «Что бы ты хотел увеличить или уменьшить? Что из этого получится? К чему это приведет? Зачем это нужно?» — Пусть руки на время становятся длинными, чтобы можно было доставать мячик, улетевший за забор; Если деревья станут как стол, а трава – как коробок, то легко будет собирать грибы; Если конфета станет размером с холодильник, то можно будет ее целую неделю есть и угощать всех друзей, и т. д.
Если ребенок затрудняется фантазировать – предложите пофантазировать вместе, задавайте вспомогательные вопросы.
«Лиса и Журавль»
Прочитайте ребенку басню «Лиса и Журавль». Обратите внимание на взаимосвязь внешнего вида и посуды: для Лисы – плоская тарелка, а для Журавля – кувшин с тонким горлышком. Предложите продолжить сказку – Лиса и Журавль помирились и решили устроить пир на весь мир, пригласили всех зверей, птиц, насекомых. Предложите нарисовать или слепить, какую посуду нужно поставить и как она будет выглядеть для слона, крокодила, муравья, бабочки, рыбки, воробья, клеста и др.
Из личного опыта: детям очень нравится игра на внимание «Карлики-великаны». Карлики – присаживаемся на корточки. Великаны – встаем на носочки, вытягиваем руки вверх. Взрослый называет не по порядку и выполняет вместе с ребенком – «Карлики. Великаны. Карлики. Великаны. Карлики. Великаны. Великаны. Великаны. Карлики. Карлики. Великаны. Карлики» и т. д. Сначала в медленном темпе, постепенно убыстряя, но заостряя внимание ребенка на том, что нужно УСЛЫШАТЬ и ВЫПОЛНИТЬ. Когда ребенок начнет соотносить слово с действием, взрослый начинает его «сбивать» — иногда выполняя правильно, а иногда нет: называя, например, «Карлики» – вытягивается вверх и наоборот. Игра всегда проходит очень весело, развивает внимание, формирует привычку не повторять образец, который может быть неправильным, а действовать в соответствии с заданием.