Папки-передвижки

Знакомство детей 5–7 лет с народным декоративно-прикладным искусством «Холмогорская резьба по кости»

Марина Гурьева
Знакомство детей 5–7 лет с народным декоративно-прикладным искусством «Холмогорская резьба по кости»

Детский сад №20 «Рябинушка

МБОУ «Ломоносовская средняя школа» имени М. В. Ломоносова

Образовательный проект

«Знакомство детей 5-7 лет с народным декоративно-прикладным искусством :

Холмогорской резьбой по кости»

Автор: Гурьева Марина Викторовна,

воспитатель высшей квалификационной категории

детского сада №20 «Рябинушка.

с. Ломоносово, 2019

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: фронтальный.

Срок реализации: долгосрочный (декабрь-март 2019г.)

Публикация «Знакомство детей 5–7 лет с народным декоративно-прикладным искусством „Холмогорская резьба по кости“» размещена в разделах

Участники проекта: родители, дети 5-7 лет, воспитатель группы, музейные работники, мастера-косторезы, преподаватели художественного училища резьбы по кости.

Проблема: низкий уровень знаний детей о виде народного декоративно-прикладного искусства : Холмогорской резьбе по кости.

Актуальность проекта: Сегодня гораздо чаще товары художественных промыслов мы приобретаем не для утилитарных целей, а ради красоты, которую несут в себе эти изделия творческого ручного труда. Они не позволяют душе и сердцу человека превратиться в камень. Народное декоративно-прикладное искусство не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, но и рассказывает об истории народа и его традициях. Именно поэтому, очень важно сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям. Знакомство с местным мастерством народных умельцев позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Село Ломоносово - значительный экономический и культурный объект Холмогорского района. В настоящее время является всемирно известным центром художественной резьбы по кости. Однако, побеседовав с детьми старшего дошкольного возраста, мы выяснили, что знания детей о косторезном промысле поверхностны. Работа по изучению данного творчества в ДОУ практически не ведётся.

Цель проекта: формирование элементарных знаний у детей о народном декоративно-прикладном искусстве : Холмогорской резьбе по кости (о видах резьбы, различных приёмах изображения орнаментов и их элементах).

Задачи:

Образовательные:

-знакомить детей с историей возникновения Холмогорской резьбы;

-знакомить детей с основными видам и элементами Холмогорской резьбы;

-учить выполнять декоративные узоры на плоскости нетрадиционными техниками рисования.

Развивающие:

-развивать познавательную активность детей, мышление, творческую самостоятельность и воображение, умение анализировать;

-развивать чувство цвета, ритма, композиционные умения.

Воспитательные:

-воспитывать у детей духовно-нравственные качества: любовь к культурным традициям своего народа, чувство гордости за свою малую Родину, уважение и восхищение к творчеству народных мастеров-косторезов.

Формы и методы работы: беседы, экскурсии, нод, творческая деятельность, выставки детских работ.

Ожидаемые результаты:

- повышение уровня знаний детей о народном декоративно-прикладном искусстве : Холмогорской резьбе по кости.

Этапы реализации проекта. I. Подготовительный этап.

1. Составление проекта.

2. Определение основных направлений проекта.

3. Разработка плана реализации проекта: - подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, практического материала по теме проекта.

4. Проведение консультации для родителей «Влияние народного декоративно-прикладного искусства на развитие личности ребёнка».

5. Разработка конспектов бесед, занятий, экскурсий, дидактических игр.

6. Выявление уровня знаний детей о народном декоративно-прикладном искусстве : Холмогорской резьбе по кости.

7. Оформление книжного уголка о творчестве известных мастеров-косторезов.

Роль родителей в реализации проекта:

-беседы с детьми о местном народном промысле;

-рассматривание иллюстраций;

-подбор иллюстраций, информации для оформления альбома «Холмогорская резьба по кости»;

-помощь в изготовлении атрибутов для занятий, в проведении экскурсий, в создании мини-музея «Чудо работы мастеров-косторезов».

II. Основной этап.

Проект реализуется через интеграцию образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и познавательное развитие.

План реализации проекта.

Название мероприятия:

1. Беседа об основных достопримечательностях села Ломоносова (презентация). Цель:Формирование у детей знаний о жизнедеятельности села, его значимости в истории России.

Сроки: Декабрь

2. НОД «Знакомство детей 5-7 лет с Холмогорской резьбой по кости» (Приложение №1) Цель:Приобщить детей к культуре родного края (Декабрь)

3. Рассматривание иллюстраций косторезных изделий, чтение литературы об известных мастерах-косторезах Холмогорской резьбы по кости.

Цель:Продолжать развивать интерес к местному народному творчеству, к профессии мастера резьбы по кости. (Декабрь)

4. Экскурсия в «Профессиональное училище № 27 им. Н. Д. Буторина» (Приложение № 2) Цель:Познакомить детей с мастерами – педагогами, с основной деятельностью училища и его ролью в сохранении традиций холмогорской резьбы по кости. (Декабрь)

6. Экскурсия на фабрику резьбы по кости.

Цель:Продолжать знакомить с трудом мастеров – косторезов (рабочее место, основные инструменты, станки для обработки изделий). (Январь)

7. Беседа «Это что за чудо-кость.

Цель:Познакомить детей с разными видами кости животных, используемых в косторезных изделиях. (Январь)

8. Беседа о видах и особенностях Холмогорской резьбы по кости.

Цель:Рассказать детям о рельефной и скульптурной (гладкой) резьбе. (Февраль)

9. НОД по декоративному рисованию «Знакомство с ажурной Холмогорской резьбой по кости» (Приложение №3)

Цель:Познакомить с ажурной резьбой, развивать у детей чувство композиции. (Февраль)

10. НОД по декоративному рисованию «Знакомство с глазковым орнаментом» (Приложение №4)

Цель:Учить детей создавать узор по образцу, используя нетрадиционную технику: тампонирование с помощью штампа. (Февраль)

11. НОД по декоративному рисованию «Знакомство с геометрическим и растительным орнаментом» (Приложение №5)

Цель:Учить детей изображать орнаменты, используя нетрадиционную технику: тампонирование губкой по трафарету. (Февраль)

12. НОД по декоративному рисованию «Знакомство с процессом гравировки изделия» (Приложение №6)

Цель:Учить детей втирать пластилин в гравированный рисунок на пластине из кости. Расширять словарный запас: «гравировка», «пластина». (Март)

12. НОД (итоговое, коллективное) по декоративному рисованию «Чудо- шкатулка» (Приложение №7)

Цель:Закрепить полученные знания об основных элементах орнаментов и их изображение способом нетрадиционной техники. (Март)

13. Экскурсия в историко-мемориальный музей М. В. Ломоносова (Фото в приложении №8).

Цель:Продолжать развивать интерес к творчеству мастеров-косторезов. (Март)

14.1) Дидактические игры: «Достопримечательности села Ломоносова», «Составь композицию по образцу», «Обведи элемент», «Собери целое», «Продолжи орнамент».

2).Выставки детских работ (Приложение №9)

Цель:Закрепить знания об основных достопримечательностях села, об особенностях Холмогорской резьбы по кости. (Март)

III. Заключительный этап.

Продукты проектной деятельности:

1. Создание мини–музея «Чудо-работы мастеров-косторезов».

Цель: Закрепить знания и интерес к Холмогорской резьбе по кости, воспитывать уважение и гордость к труду мастеров-косторезов.

2. Создание альбома с образцами орнаментов косторезного искусства.

Цель: Закрепить знания о видах орнаментов Холмогорской резьбы, их элементах и приёмах изображения способом нетрадиционной техники.

3. Создание дидактических игр:

«Достопримечательности села Ломоносова», «Составь композицию по образцу», «Обведи элемент», «Собери целое», «Продолжи орнамент».

Результативность. В ходе проекта дети узнали о виде народного декоративно-прикладного искусства : Холмогорской резьбе по кости. Познакомились с историей возникновения данного промысла, с творчеством народных умельцев. Узнали о знаменитых мастерах Холмогорской резьбы по кости. Получили элементарные знания о видах резьбы, различных приёмах изображения орнаментов и их элементов способом нетрадиционной техники. У детей и родителей повысился интерес и внимание к культуре родного края, чувство гордости за свою малую Родину, уважение к труду и творчеству мастеров-косторезов.

Литература:

1. Буторин, Н. Д. Жизнь в любимом деле. - Архангельск: ОАО "ИПП" Правда Севера", 2011. – 120с. : ил.

2. Быстрова, Е. Холмогорская резьба по кости / Е. Быстрова // Народное творчество. - 2007. - № 3. - С. 60-65 : цв. ил.

3. Вышар Н. И., Крестовская Н. О. Северная резная кость. – «Горенски Тиск», Словения, 2003

4. Дворцы и усадьбы// Редакция ООО «Де Агостини», Россия. -2013.- №39.

5. Достояние земли поморской (к 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова)//Правда Севера-2011г. -спецвыпуск. -16 марта.

6. Ломоносовский фонд НОЦ. «Ломоносовский Дом»// Ломоносовский вестник. -2009.-№18.

7. Митлянская, Т. Б. Холмогорская резная кость / Т. Б. Митлянская. - Архангельск : Сев. -Зап. кн. изд-во, 1991. - 94 с.

8. Москвичёва - Беслеева, Л. И. Холмогорская резьба по кости// Наследие Холмогорской земли XVI- начла XX века в музеях Архангельской области: каталог/автор-составитель Т. М. Кольцова. - М. : Сканрус, 2011.-с. 83

9. Народные художественные промыслы РСФСР. НЗО Учеб. пособие для худож. уч-щ /В. Г. Смолицкий, Д. А. Чирков, Ю. В. Максимов и др. ; Под ред. В. Г. Смолицкого. — М. : Высш. школа, 1982.—216 с., ил.

10. Некрасова, М. А. Народное искусство России. – М. "Советская Россия", 1983. – 220 с. : ил

11. Николай Буторин. Заслуженный художник России, лауреат Государственной премии им. И. Е Репина: Каталог выставки, посвященной 60-летию / Гос. русский музей. - Архангельск, 1994. - 48 : ч/б ил.

12. Уханова И. Н. Резьба по кости в России XVIII-XIX – Л. : Художник РСФСР, 1981. - 240 с.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Беларуси «Из чего это сделано?»Дидактическая игра по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Беларуси «Из чего это сделано?» Педагогам-дошкольникам известно, какую неоценимое значение для развития дошкольников имеют игры. Ведь именно в игре дети лучше усваивают.

Консультация «Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством» «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено,.

Консультация «Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством» «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено,.

Легенды и сказки для знакомства детей с русским декоративно-прикладным искусством Русский народный костюм. Легенда «Откуда появились знаки в рисовании». (Знакомство со знаками народных орнаментов) вариант.

Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством родного края. Михайловское кружевоОзнакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством родного края. Михайловское кружево Для подготовительной логопедической группы Цель: Через декоративное рисование формировать художественно-творческие способности детей и.

Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством «Расписное чудо» Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством "Расписное чудо"Паспорт проекта Тип проекта:.

Проект: «Знакомство детей с русским народным творчеством» «Знакомство детей с русским народным творчеством». Подготовила: Данилова Наталья Сергеевна Актуальность темы: «Воспитание, созданное самим.

Занятие по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством в подготовительной группеЗанятие по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством в подготовительной группе Цель: познакомить детей с декоративно - прикладным искусством. Задачи:- Образовательная: расширять и закреплять представления детей об.

Здоровьесберегающие технологии на занятиях декоративно-прикладным творчеством в объединении ДЮЦ «Волшебный клубок» Здоровьесберегающие технологии на занятиях декоративно – прикладным творчеством в объединении "Волшебный клубок" Проблема здоровья сейчас.

Знакомство детей с искусством В соответствии с требованиями общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» одним из целей в образовательной.

Автор публикации:
Знакомство детей 5–7 лет с народным декоративно-прикладным искусством «Холмогорская резьба по кости»
Опубликовано: 20 апреля 2019 в 17:56
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД