Знакомство детей с горизонтальными, вертикальными и диагональными линиями; количеством горизонталей, вертикалей и диагоналей

мария андрюшина
Знакомство детей с горизонтальными, вертикальными и диагональными линиями; количеством горизонталей, вертикалей и диагоналей

Конспект третьего занятия

Тема: «Приключение Доши»

Цель: познакомить детей с горизонтальными, вертикальными и диагональными линиями; количеством горизонталей, вертикалей и диагоналей на доске; чередованием белых и черных полей в горизонтали, вертикали и диагонали; понятиями «диаграмма», «партнёр», «противник».

Ход занятия

1. Повторение пройденного материала. Чтение сказки Сухина И. «Лена, Оля, Баба Яга и шахматная доска» (презентация)

Ребята давайте вспомним, что мы с вами проходили на прошлом занятии (шахматную доску, белые и черные поля).

1 слайд: Сегодня мы с вами продолжим изучать шахматную доску и познакомимся с линиями, без которых не проходит ни одна партия. А линии эти называются «горизонталь», «вертикаль» и «диагональ». Внимание на экран…

2 слайд: Лена и Оля – сестры. Улыбчивая и рассудительная Оля – младшая. Она трогательная девочка – очень любит всё трогать. А насмешливая и любознательная Лена – старшая. Она замечательная девочка – всё замечает.

2.1: Как-то раз забрели сёстры в чащу.

2.2: Вдруг видят они – старушка на метле летит, мешок в руке держит. «Баба Яга?» – сказала Оля. «Никаких Бабок Яг не бывает!» – усмехнулась Лена.

2.3., 2.4: И сестры спрятались.

3 слайд: Старушка приземлилась около дуба.

3.1: Швырнула мешок и улетела прочь.

3.2: Из мешка донёсся жалобный стон. «Надо помочь», – сказала Лена.

4 слайд: сёстры открыли мешок и увидели необыкновенное квадратное клетчатое существо. «Здравствуйте, я Доша! Доша – это сокращённо Доска Шахматная. Меня сюда Баба Яга кинула».

4.1., 4.2: «А почему ты такая клетчатая?» – спросили девочки.

5 слайд: «Клеточки на мне это на шахматном языке поля. Белые клеточки – белые поля, чёрные клеточки – чёрные поля. Все шахматные клеточки образуют чёрно-белые дорожки. Дорожки, которые идут справа на лево – это горизонтальные поля или горизонтали. Их восемь» (попросить детей найти дорожки на своих досках).

6 слайд: «Восемь дорожек, которые идут сверху-вниз – это вертикальные поля или вертикали» (находим с детьми дорожки).

7 слайд: «Дорожки одинакового цвета из разного количества полей, которые касаются друг друга уголками, – это диагонали» (находим).

8 слайд: «А ещё у шахматной доски есть центр. Это четыре поля в середине шахматной доски» (находим с детьми центр).

8.1., 8.2: «Раз на шахматной доске есть дорожки, то по ним кто-то должен бегать», – рассудили девочки.

9 слайд: «По дорожкам передвигаются шахматные фигуры: делают свои ходы. Баба Яга спрятала их в своей избушке.» – вздохнула Доша.

9.1: «Мы их освободим!» – решительно сказали девочки. – «Покажи нам туда дорогу».

10 слайд: И Доша показала тропинку…

2. Объяснение

Горизонтальная линия, или горизонталь, – это черно-белая дорожка из восьми полей, которая проходит слева направо (или справа налево). Вертикальная линия, или вертикаль, – это черно-белая дорожка из восьми полей, которая идет от одного противника к другому. Печатное изображение шахматной доски называется диаграммой. В шахматы обычно играют два партнёра, или по-другому противника. Доска размещается так, чтобы справа от каждого партнера было белое угловое поле (проверьте). Диагональная линия, или диагональ, - это любая белая или чёрная дорожка, которая проходит наискосок.

3. Дидактические игры

«Горизонталь». Предложить детям им пешками одну из горизонталей. Элемент состязательности: кто расставит быстрее пешки.

«Вертикаль», «Диагональ»: игры проводятся аналогично.

«Горизонтально- вертикальная игра». Поставить белую пешку на любое поле шахматной доски, попросить детей передвинуть пешку на одно поле в задаваемом направлении (направо по горизонтали, вниз по вертикали, налево по горизонтали, вниз по вертикали.

4. Рефлексия

1. Что делают партнеры, противники за шахматной доской? (Играют в шахматы)

2. Какая шахматная дорожка тянется слева направо? (Горизонталь)

3. Сколько белых полей в каждой горизонтали? Вертикали? (По 4)

4. Какая шахматная дорожка тянется наискосок и состоит из полей одного цвета? (диагональ). Сколько полей у самой длинной диагональной дорожки? (8). Сколько полей у самой короткой диагональной дорожки? (2).

5. Вам понравилось наше сегодняшнее занятие?

До новых встреч!

Прикреплённые файлы:

priklyuchenie-doshi-zanjatie-trete_2k0oe.ppt | 2525,5 Кб | Скачан: 182
 
Публикации по теме:

Игры на знакомство (для детей 5–8 лет) «Снежный ком» Цель игры: познакомится друг с другом. Правила: ведущий говорит свое имя, а следующий, стоящий возле ведущего говорит имя.

Интересное и увлекательное знакомство детей с музыкой Видео (Создание совместно с детьми мультфиольмов про нотки и музыкальные инструменты). Обучая детей музыке, музыкальному искусству в целом, мы.

Лэпбук «Знакомство детей с ПДД» для детей средней, старшей возрастных группЛэпбук «Знакомство детей с ПДД» для детей средней, старшей возрастных групп 1. Игра «Разрезные картинки» Цель. Формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с.

Математическая игра «Говорящие зигзаги» (находим соответствие между числом и количеством предметов)Математическая игра «Говорящие зигзаги» (находим соответствие между числом и количеством предметов) Цель игры: Выработать у ребенка навык быстрого подбора записанного числа к соответствующей группе предметов. Помочь ребенку «построить».

НОД по художественно-эстетическому развитию детей средней группы «Знакомство детей со скульптурой малых форм» Образовательные области. Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественное – эстетическое развитие. Социально-коммуникативное развитие.

Занятие «Знакомство с боюськой», знакомство дошкольников с чувством страх, преодоление тревожности у детей 5–7 лет. Конспект занятия знакомство с чувством страха. Старший дошкольный возраст Психолог: Добрый день, ребята. Я рада вас видеть. Смотрите, кто.

Знакомство детей с буквой и звуком У Цель: познакомить детей с буквой и звуком У, объяснить различие понятий «звук» и «буква» Задачи: Образовательные: Научить ребенка выделять.

Знакомство детей с Днём Космонавтики. В нашей группе перед Днём Космонавтики проходили занятия, беседы и развлечение. Мы пока что только дети, Но придёт желанный час – На космической.

Знакомство детей с историей возникновения утюга Цель: Знакомство детей с историей возникновения утюга. Задачи: • Воспитывать уважительное отношение к предметам старины; • Воспитывать дружеские.

Знакомство детей с улицей. Ознакомление детей с правилами дорожного движенияЗнакомство детей с улицей. Ознакомление детей с правилами дорожного движения Чтобы познакомить и расширить представления детей об улице,дороге,тротуаре и машинах и чтобы детки легко и заинтересованно усвоили правила.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Знакомство детей с горизонтальными, вертикальными и диагональными линиями; количеством горизонталей, вертикалей и диагоналей
Опубликовано: 21 октября 2016 в 07:42
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 августа. День шахтёра

В последнее воскресенье августа в Российской Федерации и ещё пяти республиках бывшего Союза отмечается праздник людей одной из самых мужественных и суровых профессий – День шахтёра. Волевые, серьёзные и...

25 августа. Смотр самодельных пальчиковых игрушек на МААМ

«Все в наших руках» – говорят дошкольные педагоги, имея в виду взаимосвязь мелкой моторики рук с развитием речи ребенка. Современные ученые доказали, что речевые области мозга действительно формируются...

Общеразвивающие игры на мостике для детей 1,5–3 лет
«Общеразвивающие игр на мостике» для детей 1, 5 – 3 лет. Ребенок-дошкольник должен как можно больше времени проводить на свежем воздухе. Теплое время года...
Детский мастер-класс по изготовлению объемного яблока
Программные задачи: Упражнять детей в изготовлении объемной поделки ( яблоко) ;складывать детали заготовки пополам, проглаживая линию сгиба. Продолжать...
Предметно-развивающая среда в группе ДОУ
Предметно-пространственная среда в группе – это гармоничное соотношение материалов, окружающих ребенка, с точки зрения их количества, разнообразия,...