Девяткова Светлана Михайловна
Консультация для педагогов «Знакомство детей с понятием «речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов.
Знакомство детей с понятием речь.
Что такое речь и как познакомить детей с этим понятием .
На занятии можно спросить ребёнка:
- Как ты думаешь,что такое Речь,можно её увидеть? Нет…. Но зато её очень легко услышать.
• Вспомни,когда ты проснулся,что сказали тебе мама,папа?
• С кем ты сам разговаривал?
• О чём?
- Как ты думаешь, для чего используют речь люди.
• С помощью речи люди общаются друг с другом.
Публикация «Консультация для педагогов „Знакомство детей с понятием „речь“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
• Речь помогает узнавать новое, интересное.
• Можно разговаривать по телефону.
• Можно развеселить человека, похвалить кого-то.
А теперь попробуй вообразить такую картинку: однажды все люди перестали разговаривать.
• Чего бы ты не смог объяснить маме?
• О чём не сумел бы попросить?
• Чего не понял бы сам?
Значит, речь – это все слова ,которые мы говорим.
Но если даже мы и умеем говорить, всегда ли понятно то, о чём мы хотим сказать. можно прочитать стихотворение А. Барто «Сильное кино».
Заранее, заранее
Все было решено:
У школьников собрание,
Потом у них кино.
Домой придет
Мой старший брат,
Он мне расскажет
Все подряд,
Он объяснит мне,
Что к чему.
А я большая!
Я пойму.
И вот он начал
Свой рассказ:
— Они ползут,
А он им — раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Они ей — раз!
Она им — раз!
Но тут как раз
Её он спас,
Он был с ней
Заодно.
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я еще мала:
Я ничего не поняла.
А как ты думаешь, почему девочка ничего не поняла?
Чтобы тебя слушали и всегда понимали, нужно уметь понятно и выразительно рассказывать.
У Речи очень много секретов.
Секрет первый – Речь,как домик, состоит из кирпичиков, первый кирпичик –предложение,второй – слова, третий –звуки.
В работе над предложением можно использовать следующие приёмы.
Работа с картиной:
Какое время года нарисовал художник?
Художник нарисовал….
Какие приметы лета можно заметить на картине?
….
-Что собирают мама и дети?
…
-Все вопросы и ответы на них называются предложением. Если нужно что-то рассказать,о чём-то спросить,используют предложения.
«Дети собирают ягоды» – это предложение
«Мама собрала много грибов» –это предложение.
В этих предложениях мы говорим о том, что увидели на картинке.
«Что собрала мама?»- это предложение –вопрос, этим предложением мы спрашиваем.
Игра «Собери предложение»
-Каждому ребёнку даётся какое-либо слово (если детей несколько- например- дети – грибы- собирают) дети собирают предложение и затем проговаривают его. Взрослый обращает внимание на то, сколько слов в предложении, какое первое, второе, третье…. Что получится,если слова поменять местами.
Если детей много,можно устроить соревнование,чья команда быстрее составит предложение.
Слова можно давать готовые, так же дети сами могут придумать любое предложение из самостоятельно подобранных слов.
Если дети читающие – собирают предложения из написанных на карточках слов.
Обязательно обращать внимание на то,что предложения имеют смысл, они передают какую-то информацию и всегда связаны между собой.
Предложения состоят из слов.
Работа со стихами, например Г. Сапгира.
Что за ЛИ?
Что за МОН?
В звуках нету смысла,
Но едва шепнут ЛИ- МОН,
Сразу станет кисло.
ЛИ и МОН -части слова,но сами словами не являются, а ЛИМОН –слово.
Слово обязательно что-то называет,обозначает.
Работа с частями слова :
ф л я
д р о
с л о
с о
- Являются ли эти сочетания слова? Почему?
А теперь впиши в свободные клеточки общую для всех часть ВА.
Прочитай. Докажи, что теперь получились слова.
Слова состоят из частей –слогов.
- Работа с картинками.
Назови слово,которое обозначает это дерево, раздели слово на части.
ЁЛ- КА
Произнеси эти части два раза,ставя их по очереди на первое место.
ЁЛ –КА КА - ЁЛ
В каком случае получилось слово. Почему?
Работа со слогами
СО ВА
Детям даются слоги, они собирают их в слова:
ВА СО
ЛИ СА
СА ЛИ
Слова имеют смысл – главное, что должны усвоить дети.
Слова состоят из звуков.
Звуки мы слышим, а на письме записываем их буквами.
Звуки используют в словах, чтобы различить слова.
КО-СА КО- ЗА РО- СА РО – ЗА КО- ЗА КО – ЗЫ
ДОЧКА ТОЧКА КОЧКА ПОЧКА
Используемая литература: «Ты и твоя речь» автор Морозова Л. Н.