Марина Комарницкая
Знакомство детей с русским народным творчеством
▼ Скачать + Заказать документы
"Мороз не велик, да стоять не велит"
Задачи: Развивать у детей интерес и любовь к природе, умение видеть ее красоту, понимать ее в музыкальных, поэтических, художественных произведениях. Формировать интерес к русскому народному творчеству. Развивать устойчивый интерес, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения при рассматривании пейзажной живописи. Обогащать словарный запас. Воспитывать сострадание, милосердие, чуткость, доброжелательность.
Публикация «Знакомство детей с русским народным творчеством» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
Цель: Научить детей высказывать свое мнение о картинах, о кружевах. Научить применять при рассказе сравнения, эпитеты. Обучить рисовать кружево концом кисти. Научить играть в народные игры.
1
Под бубен, дудку, свистульку, любой другой музыкальный инструмент (лучше народный, входят одетые в русские народные костюмы, гости.
Родители, 2 человека. Входят приплясывая, играя на инструментах.
1 родитель:
-Ой, морозушко-мороз!
-Не тяни домой за нос,
-Не стучи, не балуй,
-Иди окна разрисуй.
2 родитель:
-Ай, да Мороз-мастер
-Не работа, а игра,
-За ночь мост построил ловко
-Без бревна и топора.
Вместе:- Здравствуйте, ребята!
1 родитель- Ох, до чего же красив зимний пейзаж. так бы и нарисовал!
2 родитель- Так нарисуй!
1 родитель- Да, я краски и холст не взял.
2 родитель- Ты не взял, а другие художники уже нарисовали зимние пейзажи.
1 родитель- Не может быть! Покажи.
2 родитель- А вот, сотри.
Выставляются картины:
И. Бродская "Лес зимой в снегу"
И. Грабарь "Зимний пейзаж"
И. Левитан "Деревня зимой"
Г. Нисский "Над снегами"
А. Саврасов "Зимний пейзаж"
1 родитель:- Посмотри, сколько художников нарисовали зиму, тебе какая больше нравится?
2 родитель:- Мне? (задумывается). А,давай, спросим у ребят, какая им картина больше нравится.
Выбрать сначала мальчика, и попросить показать картину, наиболее понравившуюся. Ребенок показывает.
1 родитель:- Почему она тебе понравилась больше всех? Как художник передал красоту зимнего пейзажа?
Если ребенок затрудняется, то подсказать-(с помощью белой краски, картина как-будто сфотографирована. На ней все как настоящее, снег, деревья. прорисованы все тонкие детали.)
Пригласить девочку.
2 родитель:- Какая картина тебе больше всех нравится?
Ребенок выбирает.
Почему она тебе понравилась?
Если ребенок затрудняется, то помочь наводящими вопросами. С помощью чего художник изобразил красоту зимнего пейзажа? Какие краски использовал? И т д.
1 родитель - Ребята, чем похожи эти картины?
Высказывания детей.
Что вы можете услышать, если бы вы там оказались?
Дети могут сказать:- Скрип снега, треск морозных деревьев, завывание вьюги. (можно подсказывать)
2 родитель:- Ну, раз уж мы заговорили о морозе, так и поиграем в игру "Мороз"
Пригласить детей в круг.
1 родитель стоит в кругу - он Мороз.
2 родитель вместе с детьми в кругу. Перед игрой договориться с детьми, что надо выполнять движения по тексту, только потом убегать от Мороза.
Говорит вместе с детьми:
-Я мороза не боюсь- Хлопают себя по плечам.
-С ним я крепко подружусь - Соединяют свои ладони в рукопожатии.
-Подойдет ко мне, Мороз - Шагают на месте.
-Тронет руку, тронет нос - Трогают руку, затем нос.
-Значит надо не зевать - Прыгают на подскоках.
-Прыгать, бегать и плясать - Плясовые движения любые вместе с детьми.
мороз делает вид, что хочет поймать детей. Их задача - убежать от Мороза.
По желанию детей, можно поиграть еще раз.
Мороз делает вид, что подскользнулся и чуть не упал.
1 родитель - Ай, ты чуть не упал. Что с тобой?
2 родитель - Да, тут, как-будто, скользко! Прямо как на тоненьком ледочке.
1 родитель - Это как?
2 родитель - Ну-ка, ребята, вставайте в круг, да поиграем в игру" Как на тоненький ледок"
Считалка:-
-Как на горке, на горе
-Стоял домик во дворе.
-В этом домике жил дед,
-Хорошо он был одет:
-Красна шапочка с пером,
-Вся покрыта серебром,
-Кто не верит - это он,
-Выходи из круга вон.
1 родитель считалкой выбирает Ваню. Считаются только мальчики. Он встает в круг. Считалкой выбирают двух подружек. Дети и подружки идут по кругу и поют:
-Как на тоненький ледок
-Выпал беленький снежок,
-Выпал беленький снежок,
-Ехал Ванечка - дружок. Ваня выполняет скачущие движения.
-Ехал Ваня, поспешал,
-Со добра коня упал. Ваня падает.
Дети останавливаются, берутся за щечки, кивают головами влево, вправо.
-Он Упал, упал, лежит,
-Никто к Ване не бежит. Показывают руками влево, вправо.
-Две подружки увидали
-Сразу к Ване подбегали,
-Сразу Ваню поднимали. Девочки поднимают Ваню
-На добра коня сажали,
-В путь- дорогу провожали. Обе грозят ему пальцами.
-Как поедешь ты, Иван,
-Не зевай по сторонам!
Можно поиграть еще раз, по желанию детей. Затем дети садятся на стульчики.
2 родитель: - Отгадайте-ка загадку:
-Без зубов, без рук,
-Щиплет и кусает,
-За уши и нос хватает. Дети:- Мороз!
-Как вы догадались, что это мороз? Ответы детей.
С кем, или с чем, можно сравнить мороз? Ответы детей.
1 родитель показывает узоры на стекле. Картинки.
-Кто, по-вашему, это сделал? Ответы детей.
-Повторяется ли узор? Ответы детей.
-На что похожи узоры на стекле? (На причудливые снежинки, искристые звездочки, дивные кружева, ажурные салфетки) Выслушать ответы детей, помогая им, в случае затруднения.
Можно ли назвать узоры волшебными? Почему? (Их сделал волшебник Мороз, они появляются неожиданно, очень красивые, сказочные)
2 родитель:- Давайте поиграем. Игра называется:- Какая, какой, какие?-
-Мороз какой - трескучий, сильный, крепкий, зимний, страшный.
-Зима какая - хрустальная, снежная, ледяная, холодная, морозная, вьюжная.
-Снег какой - пушистый, мягкий, чистый, скрипучий, холодный.
-Узоры какие - красивые, причудливые, кружевные, ажурные, волшебные.
1 родитель:- Эх, что-то мне от этих слов холодно стало.
2 родитель:- Если холодно, (спрашивает у детей) что нужно делать?
Дети:- Двигаться, играть.
2 родитель:- Конечно двигаться. А еще лучше, поиграть в подвижную игру. Обращается к детям:- Поиграем?
Игра называется "Дударь"
Считалкой выбирается Дударь.
Он находится в центре круга. Дети идут по кругу, держась за руки и поют.
- Дударь, дударь, дударище,
-Дударь - старый старичище.
Останавливаются, поворачиваются в центр круга.
-Ну его в колоду,
-Ну его в сырую,
-Ну его в гнилую. Машут на него руками.
-Дударь, дударь, что болит?
Дударь показывает в движении, что у него болит, например спина. Сгибается как старичок, держится рукой за спину, идет противоходом. Дети повторяют движения, которые показывает дударь. У дударя "может болеть" рука, нога, голова и т п.
В конце игры, когда уже все показали, где болит, можно сказать:
-Дударь, дударь, уходи,
-И немного посиди!
Предложить детям сесть.
1 родитель обращается ко второму, и к детям:- Вот, мы сегодня про зиму говорим, про мороз, про узоры. А моя бабушка вязала узоры не хуже, чем сам Дед Мороз.
2 родитель:- Это как же так? Не может быть!
1 родитель:- А вот, посмотри, что делали наши русские мастерицы, да и сейчас делают, для украшения своей одежды и домашнего быта.
Рукодельницы шили, вышивали, вязали, плели кружева. Создавали волшебный мир цветов, птиц, деревьев, снежинок.
Каждый дом украшали салфеточки, занавесочки, покрывала, скатерти.
Кружево плели на круглой подушечке, при помощи коклюшек - это такие специальные палочки для плетения кружева.
И, посмотрите, какая красота получалась
Также вяжутся кружева и крючком.
Есть еще один способ плетения кружев, челночком. Называется "Фриволите"
2 родитель:- Да! Ребята, посмотрите-ка, нет ни одного одинакового узора!
А как можно назвать женщину, которая умеет так красиво вязать?
(Мастерица, рукодельница, кружевница.)
1 родитель:- очень красиво! А вам, ребята, нравится?-Да!
Я знаю, что вы умеете красиво рисовать. Давайте украсим нашу группу зимними белыми кружевами. Побудем немного волшебниками! Делать это будем с помощью белой краски и тонкой кисти. На какао фоне лучше будет видна белая краска?
Дети:- На темном!
Вспомните изделия мастериц-вязальщиц. Что это может быть?
Дети:- Цветы, ветки, птицы, завитки, причудливые узоры. (если дети затрудняются, то подсказать) Закройте глаза, и представьте себе, какой бы вы хотели изобразить узор.
Предложить детям сесть за столы, и нарисовать задуманный узор. Напомнить, что с краской, чтобы она не капала, нужно обращаться аккуратно, лишнюю краску оставлять на палитре. Рисовать концом кисти, тогда узор будет тонким, нежным и красивым.
Можно немного помогать тем детям, кто затрудняется. Когда все нарисовано и работы лежат рядом, спросит у детей, какая работа им больше всех нравится. Почему?
2 родитель приглашает всех детей к себе, или на ковер.
-Ребята! О чем мы с вами сегодня говорили, с чем познакомились?
Дети отвечают.
-Да, верно! Понравились вам кружева? Напомните мне, с помощью каких приспособлений вяжутся кружева?
Дети отвечают.
1 родитель:-Молодцы! Теперь я уверен, что многие из вас захотят научиться кружевоплетению
1 и 2 родители вместе:- Нам пора. До свидания, детвора!