Надежда Гирнык
Знакомство детей со скульптурой в детском саду.
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе.
Тема: «Знакомство детей со скульптурой»
Цель: Сформировать у детей представление о скульптуре, как одном из жанров изобразительного искусства.
Задачи:
- Знакомить детей с видами скульптуры
- Развивать внимание, познавательный интерес
- Учить самостоятельно, составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов, располагать его возле оборки в соответствии с формой юбки, платья;
Закрепить приёмы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти.
Публикация «Знакомство детей со скульптурой в детском саду,» размещена в разделах
Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.
Оборудование: Несколько рисунков дымковских игрушек, картинки с элементами дымковского узора; акварельные краски, кисточки, вода, салфетки, готовые шаблонные рисунки дымковской барышни.
Предварительная работа:
Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, картин о дымковских игрушках; беседы; лепка из глины дымковских игрушек; раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о дымковской игрушке.
Ход занятия:
В: Ребята, смотрите, нам в сад пришло письмо. На нем написано: «Детям группы №2». Значит нам. Давайте посмотрим, кто нам пишет. Ой, смотрите, да это наш старый знакомый, Буратино, приглашает нас посетить музей. Ребята, а кто-нибудь из вас был в музее?
Д: Да!
В: А Буратино приглашает нас в музей скульптуры. (Слайд 1).
Вы знаете, что такое скульптура?
Д: Нет
В: Тогда я вам сейчас расскажу. Прежде всего давайте вспомним, чем отличаются геометрические фигуры от геометрических тел.
Д: Если мы посмотрим на геометрическое тело с разных сторон, то мы каждый раз увидим какую-нибудь фигуру, а если на геометрическую фигуру посмотрим сбоку, то увидим лишь тонкую полоску. (Слайд 2).
В: Правильно. Геометрические фигуры плоские, а тела – объемные. Так и скульптура отличается от рисунка тем, что она имеет объем и какой бы стороной мы ее не повернули, мы всегда будем ее видеть. (Слайд 3).
В: Кто изготавливает скульптуры?
Д: Человек
В: Правильно. И человек этот называется – скульптор. Скульптуры очень разнообразны. Где их можно увидеть?
Д: - На улице. В доме
В: Да, скульптуры ставятся как в помещении, так и на улице. А какие они бывают по размеру? (Слайд 4).
Д: Большие и маленькие.
В: Правильно. Еще есть скульптуры с изображением человека в полный рост или бывает, что скульптор валяет только голову. (Слайд 5). А чьи скульптуры мы можем увидеть?
Д: - Людей. Животных. (Слайд 6).
В: А из каких материалов изготовлены скульптуры, которые мы с вами только что посмотрели? (Слайд 7).
Д: - Металл. Глина. Камень. Стекло
В: Правильно. Но еще скульпторы можно изготавливать из песка и льда. Вы видели где--нибудь такие? (Слайд 8).
В: А в какое время года можно увидеть скульптуры из льда?
Д: Зимой!
В: А почему только зимой?
Д: Потому что летом тепло и они растают.
В: Молодцы. Вот мы с вами и познакомились со скульптурой. А теперь давайте пройдем в наш музей, в который нас пригласил Буратино. Дети проходят к полкам с выставленной на ней экспозицией скульптур.
Ребята, вот мы пришли. А как нужно вести себя в музее?
Д: - Тихо
В: Давайте посмотрим, какие же скульптуры у нас здесь выставлены.
Д: - Людей, животных. (Слайд 9).
В: Скульптуры, которые стоят дома, называют скульптурой малых форм и отличаются они размером. Но они очень разнообразны.
А вот эти скульптуры, раскрашенные сине-голубой краской, откуда? (Слайд 10).
Д: Из Гжели
В: А из чего они сделаны?
Д: Из глины. Только из белой.
В: Молодцы. Все вы знаете. Посмотрите, а что за скульпторы стоят вот на этой полке? (Слайд 11).
Д: Это фигурки из сказок.
В: А как вы догадались, что они из сказок?
Д: - Животные в одежде. Ходят на двух лапах. В: А из чего сделаны эти скульптуры?
Д: Из фарфора
В: Посмотрите внимательно на скульптуры. Можно ли сказать, что скульптор изобразил героев сказок в движении?
Д: Можно
В: А почему вы видите героев движущимися?
Д: Гусь, взмахнул крыльями, будто взлетает. Рыбка будто только выплыла из бушующего моря.
В: А как называются эти расписные игрушки? (Слайд 12).
Д: Дымка
В: А из чего они сделаны?
Д: Из глины.
В: Давайте теперь вернемся в группу.
А сейчас, дети, я приглашаю вас на галерею рисунков дымковской игрушки. Посмотрите как здесь красиво! А как много разных барышень! Давайте их рассмотрим. (Дети самостоятельно рассматривают наглядный материал с изображение игрушек, расписанных в стиле Дымки). Какие они все яркие, красивые и очень разные. Но что-то у них есть и общее! Ребята, подумайте и скажите, почему они так называются?
Ответы детей.
В: Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить.
Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.
- Какого цвета бывают дымковские игрушки?
Д: Всегда только белые.
В: А какие узоры на дымковских игрушках?
Д: Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка.
В: Какого цвета больше? Какие цвета использованы? Какими приёмами выполняются узоры?
Д: Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу.
В: Посмотрите на эти барышни: чем они друг на друга похожи?
Д: У всех широкие платья, юбки, фартуки, красиво разукрашены.
В: Правильно! А вот у этих платья белыми остались! Они обиженные стоят на стороне. Давайте поможем барышням, разрисуем их платья. Пусть они тоже гордо стоят на этой выставке, и радуются, что их тоже нарядили красивыми красками. Постарайтесь сделать яркими и нарядными. Не забудьте: линии проводим кончиком кисточки, а узоры на кругах наносим только после высыхания кругов. Садитесь поудобнее, начинаем работу.
Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.
Через 10 минут самостоятельной работы – физкультпауза.
Мы старались рисовать (руки в стороны)
Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)
Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)
Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)
В: А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры, а потом соединяем и склеиваем концы юбок барышень сзади. Руки наших барышень подворачиваем и наклеиваем на пояс.
Подводя итог, воспитатель расставляет все работы, предлагает выбрать самых нарядных барышень и ответить на вопросы:
1. Какая работа тебе больше всего понравилась? Почему?
2. Что тебе больше всего здесь понравилось?
3. Что особенного в этой работе?
4. Чем отличается от других эта работа?
В: Молодцы, все старались создать новые красивые дымковские узоры. Занятие окончено.
После занятия организуется мини-музей в группе, который открыт для посещения родителям.