Александра Веремеенко
Знакомство дошкольников с «Конвенцией о правах ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство дошкольников с «Конвенцией о правах ребенка»
Содержание работы:
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Только сейчас, когда демократия набирает силу, когда права человека перестают быть фикцией, можно реально ставить как приоритетную задачу – формирование гражданственности: предоставление каждому ребенку не только условий для творческой самореализации, но и условий для свободного самоопределения: как гражданина новой общественной системы, при которой человек становится не только субъектом практического действия, выработки средств достижения целей, но и субъектом общественного целеполагания. Личность, уважающая себя, обладает гораздо больше потенциальной активностью, чем, лишенная достоинства. И дошкольному учреждению принадлежит особая роль в воспитании будущего гражданина своей страны.
Публикация «Знакомство дошкольников с „Конвенцией о правах ребенка“» размещена в разделах
Главная цель педагогической деятельности по гражданскому воспитанию детей дошкольного возраста – воспитание гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально-развитой творческой личности.
Основные признаки, представляющие содержание понятия «гражданственность» имеют некоторые закономерности, связи, вскрывают их сходства и различия, что позволяет объединить их в систему, а также определенным образом структурировать, интегрировать.
ПРИНЦИПЫ ПРАВОГО ВОСПИТАНИЯ
Принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу учреждения по правовому воспитанию;
Принцип адресного подхода в формировании права, предполагающий использование особых форм и методов работы, с учетом каждой возрастной группы. Он указывает на разно уровневую включенность в правовое воспитание детей, семьи и ближайшего окружения.
Принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения детей и их ценностных установок, ориентированных на правовые нормы поведения.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
ЦЕЛЬ
правового воспитания – развитие социально активной личности, правового мышления и сознания, привычки действовать в соответствии с законами.
Цель достигается совместными усилиями педагогов и родителей.
На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:
• утверждение в обществе и сознании детей правовых взглядов и убеждений;
• создание и обеспечение реализации в решение правовых проблем;
• воспитание детей в духе уважения законности, нормам общественной жизни, создание условий для обеспечения реализации прав ребенка;
• формирование активной социальной позиции, умение разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, произвольно контролировать свое поведение и управлять им.
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ
Неблагополучное положение многих детей России в начале ХХ1 века вызывает большую тревогу. Увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечительства родителей; малолетних алкоголиков и наркоманов. Нарушается одно из основных прав ребенка – право на полноценное детство. Для будущего России чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. Поэтому надо уже сейчас, в трудных социально-экономических условиях, не оставаться равнодушным, а усилить работу по правовому воспитанию дошкольников.
Новое время требует от нас содержания, форм и методов правового воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.
Творческий элемент системного характера заключается в попытке объединить усилия семьи, педагогического коллектива, общественности в решении проблем правового воспитания, опираясь на возрастные, познавательные возможности дошкольников и имеет условно три этапа.
Первый, базовый этап – знакомство с нравственными нормами и правилами, в процессе которого дети начинают понимать преимущество их выполнения, учатся соотносить права и обязанности.
Целевая установка – мотивационное ориентирование детей, формирование у них представлений о правах ребенка. Достигается это подключением изучению прав, опыта самих детей, их знаний о родине, рассказами о Конвенции прав ребенка.
Не меньшее значение приобретает работа по пропаганде идей Конвенции о правах ребенка среди родителей, ибо эти документы, прежде всего, обращены к взрослым.
Следующий этап – расширение знаний за счет сведений о принципах и конкретных нормах, гарантирующих права ребенка, ознакомление с собственными правами : на отдых, на образование, на имя, на любовь – в процессе чтения художественных произведений, этических бесед, формирования навыков поведения. Эта работа проводится на занятиях и в совместной деятельности с детьми.
Цель заключительного этапа – активизировать деятельность детей, стимулировать их готовность отстаивать, защищать свои права и права других детей, применяя на практике как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать. В качестве средств формирования правовых понятий используются игровые формы, сказочные персонажи, чтение художественных произведений с последующим их обсуждением; создание проблемных ситуаций и поиск выхода из них; рассматривание картин о жизни детей в разных странах; беседы, в которых дети приобретают опыт конкретных моральных отношений, привычек и способствует освоению чувства единства прав и обязанностей, слова и дела, поступка и ответственности.
Все это помогает решить общую задачу воспитания правовой культуры, педагогические и психологические проблемы гражданского воспитания, обеспечивая взаимосвязь нравственного и гражданского воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности ребенка.
Нормативной основой правового воспитания детей дошкольного возраста являются :
• Декларация прав ребенка (1959).
• Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
• Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
• Конституция Российской Федерации.
• Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».
• Семейный кодекс Российской Федерации.
• Уголовный кодекс Российской Федерации.
• Типовое положение дошкольного образовательного учреждения.
• Устав учреждения.
• И другие правовые акты Российской Федерации, касающиеся вопросов правового воспитания.
Ведущее место в системе правового воспитания принадлежит семье. И продолжается оно в детском саду.
Система правового воспитания призвана обеспечить целенаправленное формирование у детей активной позиции, создавать условия для развития правового мышления, привычки действовать в соответствии с законами.
Ответственность за функционирование системы правового воспитания лежит на дошкольном образовательном учреждении, что не снимает ответственности и с родителей.
Достижение заданного уровня эффективности и результативности функционирования системы правового воспитания достигается совокупностью определенных условий и разносторонним обеспечением, которое необходимо учитывать в практической деятельности.
Педагогическое и методическое обеспечение предполагает планирования работы с детьми, сотрудниками и родителями, использование всего многообразия педагогических форм, средств, методов и приемов работы с учетом особенностей той или иной категории; передового и зарубежного педагогического опыта; методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности ребенка. Кадровое обеспечение предусматривает организацию подготовки педагогов, способных эффективно, на уровне современных требований решать задачи правового воспитания детей.
Содержание управления системой правового воспитания включает : анализ, оценку, прогнозирование и моделирование состояния процесса правового воспитания в учреждении; определение и постановку текущих и перспективных задач; обоснованное планирование правового воспитания; мониторинг состояния действенности работы и систематическое информирование педагогов и родителей о ходе реализации задач правового воспитания; своевременную корректировку системы воздействий и обеспечение субъектов правового воспитания прогрессивными методиками и технологиями работы с детьми и родителями.
В современных условиях для управления системой правового воспитания, реализации общей стратегии в этой сфере деятельности необходимо создание творческих групп. Их состав и полномочия определяются соответствующими положениями. Творческие группы разрабатывают перспективные планы работы с детьми и родителями и организуют их выполнение; осуществляют координацию деятельности педагогов и родителей по поддержке и выполнению мероприятий правовой направленности.
Среди множества условий, которые позволяют наиболее результативно формировать правовую культуру одно из важнейших - умение педагогов управлять процессом воспитания детей дифференцированно на диагностической основе с учетом их индивидуально-возрастных особенностей и строить взаимоотношения взрослых и детей на нравственно-правовой, педагогической основе.
Оценка результативности правового воспитания осуществляется на основе использования системы объективных критериев, т. е., включает целенаправленность процесса и его системный характер; обоснованность методов и использование современных технологий. Основным критерием результативности является уровень сформированности правой культуры как одной из характеристик личности, проявляющейся в мировоззрении, установках и ценностях, общественно - значимом поведении и деятельности детей.
Ведущими показателями качественного анализа сформированности правовой культуры у дошкольников являются когнитивно-познавтельный, мотивационно- ориентировачный и поведенческий компоненты. В своем развитии все они тесно связаны между собой, поскольку в характеристике данного личностного образования рассматриваются как единое целое, позволяющее всесторонне оценивать результаты правового воспитания детей.
Построение процесса правового воспитания, таким образом, позволяет прогнозировать его эффективность.
Формы работы:
Сентябрь.
• Совместное творчество детей и родителей - рисунок «Школа».
• Родительское собрание: «Ваш ребенок скоро пойдет в школу». (С выступлением учителя начальных классов) .
• Анкетирование родителей - входное «Знаете ли вы права ребенка?» (приложение).
Октябрь.
• Занятие: «Наши права».
• Интервью детей «Это я!» (приложение).
• Занятие: «Я самый-самый!».
Ноябрь.
• Анкетирование детей «Моё имя» в начале работы по теме «Имя» и в конце
• Совместное творчество детей и родителей «Имя моего ребенка».
• Рисование «Моё имя» или «Моя визитная карточка».
• Беседы: «Наши фамилии», «Великие тезки», «Имена в названии улиц».
• Психологические словесные игры: «Обзывалки», «Назови ласково».
• Сюжетно-ролевая игра «Проверка документов на границе».
• Рисование «Вот какая красивая моя мама».
Декабрь
• Занятие «Я – гражданин России».
• Совместное творчество детей и родителей: «Флаг моей семьи»
• Коллективная работа «Герб нашего детского сада».
• Рисование «Герб моей группы».
Январь
• Занятие «Моя семья».
• Совместное творчество детей и родителей: «Герб моей семьи».
• Анкетирование детей, для того чтобы понять, кто из взрослых в семье пользуется наибольшим (или наименьшим) авторитетом у ребенка
Февраль
• Занятие «Право на любовь».
• Изготовление книжки – раскладушки «На что похожа любовь?» (используются рисунки детей).
• Рисование: «Мой любимый дедушка», «Моя любимая бабушка».
• Разучивание песен и стихов о маме, папе, дедушке, бабушке, сестрах, братьях.
Март
• Занятие: «Без семьи нет счастья».
• Дидактические игры
Апрель
• Беседа «Традиции моей семьи».
• «Семья глазами ребенка» (буклет с высказываниями детей – "Что такое семья?").
• Анкетирование родителей - итоговое «Знаете ли вы права ребенка?».
Май
• Детско-родительская гостиная.