Знакомство дошкольников с «Конвенцией о правах ребенка»

Александра Веремеенко
Знакомство дошкольников с «Конвенцией о правах ребенка»

Знакомство дошкольников с «Конвенцией о правах ребенка»

Содержание работы:

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Только сейчас, когда демократия набирает силу, когда права человека перестают быть фикцией, можно реально ставить как приоритетную задачу – формирование гражданственности: предоставление каждому ребенку не только условий для творческой самореализации, но и условий для свободного самоопределения: как гражданина новой общественной системы, при которой человек становится не только субъектом практического действия, выработки средств достижения целей, но и субъектом общественного целеполагания. Личность, уважающая себя, обладает гораздо больше потенциальной активностью, чем, лишенная достоинства. И дошкольному учреждению принадлежит особая роль в воспитании будущего гражданина своей страны.

Главная цель педагогической деятельности по гражданскому воспитанию детей дошкольного возраста – воспитание гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально-развитой творческой личности.

Основные признаки, представляющие содержание понятия «гражданственность» имеют некоторые закономерности, связи, вскрывают их сходства и различия, что позволяет объединить их в систему, а также определенным образом структурировать, интегрировать.

ПРИНЦИПЫ ПРАВОГО ВОСПИТАНИЯ

Принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу учреждения по правовому воспитанию;

Принцип адресного подхода в формировании права, предполагающий использование особых форм и методов работы, с учетом каждой возрастной группы. Он указывает на разно уровневую включенность в правовое воспитание детей, семьи и ближайшего окружения.

Принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения детей и их ценностных установок, ориентированных на правовые нормы поведения.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

ЦЕЛЬ

правового воспитания – развитие социально активной личности, правового мышления и сознания, привычки действовать в соответствии с законами.

Цель достигается совместными усилиями педагогов и родителей.

На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

• утверждение в обществе и сознании детей правовых взглядов и убеждений;

• создание и обеспечение реализации в решение правовых проблем;

• воспитание детей в духе уважения законности, нормам общественной жизни, создание условий для обеспечения реализации прав ребенка;

• формирование активной социальной позиции, умение разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, произвольно контролировать свое поведение и управлять им.

ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ

Неблагополучное положение многих детей России в начале ХХ1 века вызывает большую тревогу. Увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечительства родителей; малолетних алкоголиков и наркоманов. Нарушается одно из основных прав ребенка – право на полноценное детство. Для будущего России чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. Поэтому надо уже сейчас, в трудных социально-экономических условиях, не оставаться равнодушным, а усилить работу по правовому воспитанию дошкольников.

Новое время требует от нас содержания, форм и методов правового воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.

Творческий элемент системного характера заключается в попытке объединить усилия семьи, педагогического коллектива, общественности в решении проблем правового воспитания, опираясь на возрастные, познавательные возможности дошкольников и имеет условно три этапа.

Первый, базовый этап – знакомство с нравственными нормами и правилами, в процессе которого дети начинают понимать преимущество их выполнения, учатся соотносить права и обязанности.

Целевая установка – мотивационное ориентирование детей, формирование у них представлений о правах ребенка. Достигается это подключением изучению прав, опыта самих детей, их знаний о родине, рассказами о Конвенции прав ребенка.

Не меньшее значение приобретает работа по пропаганде идей Конвенции о правах ребенка среди родителей, ибо эти документы, прежде всего, обращены к взрослым.

Следующий этап – расширение знаний за счет сведений о принципах и конкретных нормах, гарантирующих права ребенка, ознакомление с собственными правами: на отдых, на образование, на имя, на любовь – в процессе чтения художественных произведений, этических бесед, формирования навыков поведения. Эта работа проводится на занятиях и в совместной деятельности с детьми.

Цель заключительного этапа – активизировать деятельность детей, стимулировать их готовность отстаивать, защищать свои права и права других детей, применяя на практике как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать. В качестве средств формирования правовых понятий используются игровые формы, сказочные персонажи, чтение художественных произведений с последующим их обсуждением; создание проблемных ситуаций и поиск выхода из них; рассматривание картин о жизни детей в разных странах; беседы, в которых дети приобретают опыт конкретных моральных отношений, привычек и способствует освоению чувства единства прав и обязанностей, слова и дела, поступка и ответственности.

Все это помогает решить общую задачу воспитания правовой культуры, педагогические и психологические проблемы гражданского воспитания, обеспечивая взаимосвязь нравственного и гражданского воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности ребенка.

Нормативной основой правового воспитания детей дошкольного возраста являются:

• Декларация прав ребенка (1959).

Конвенция ООН о правах ребенка (1989).

• Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

• Конституция Российской Федерации.

• Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».

• Семейный кодекс Российской Федерации.

• Уголовный кодекс Российской Федерации.

• Типовое положение дошкольного образовательного учреждения.

• Устав учреждения.

• И другие правовые акты Российской Федерации, касающиеся вопросов правового воспитания.

Ведущее место в системе правового воспитания принадлежит семье. И продолжается оно в детском саду.

Система правового воспитания призвана обеспечить целенаправленное формирование у детей активной позиции, создавать условия для развития правового мышления, привычки действовать в соответствии с законами.

Ответственность за функционирование системы правового воспитания лежит на дошкольном образовательном учреждении, что не снимает ответственности и с родителей.

Достижение заданного уровня эффективности и результативности функционирования системы правового воспитания достигается совокупностью определенных условий и разносторонним обеспечением, которое необходимо учитывать в практической деятельности.

Педагогическое и методическое обеспечение предполагает планирования работы с детьми, сотрудниками и родителями, использование всего многообразия педагогических форм, средств, методов и приемов работы с учетом особенностей той или иной категории; передового и зарубежного педагогического опыта; методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности ребенка. Кадровое обеспечение предусматривает организацию подготовки педагогов, способных эффективно, на уровне современных требований решать задачи правового воспитания детей.

Содержание управления системой правового воспитания включает: анализ, оценку, прогнозирование и моделирование состояния процесса правового воспитания в учреждении; определение и постановку текущих и перспективных задач; обоснованное планирование правового воспитания; мониторинг состояния действенности работы и систематическое информирование педагогов и родителей о ходе реализации задач правового воспитания; своевременную корректировку системы воздействий и обеспечение субъектов правового воспитания прогрессивными методиками и технологиями работы с детьми и родителями.

В современных условиях для управления системой правового воспитания, реализации общей стратегии в этой сфере деятельности необходимо создание творческих групп. Их состав и полномочия определяются соответствующими положениями. Творческие группы разрабатывают перспективные планы работы с детьми и родителями и организуют их выполнение; осуществляют координацию деятельности педагогов и родителей по поддержке и выполнению мероприятий правовой направленности.

Среди множества условий, которые позволяют наиболее результативно формировать правовую культуру одно из важнейших - умение педагогов управлять процессом воспитания детей дифференцированно на диагностической основе с учетом их индивидуально-возрастных особенностей и строить взаимоотношения взрослых и детей на нравственно-правовой, педагогической основе.

Оценка результативности правового воспитания осуществляется на основе использования системы объективных критериев, т. е., включает целенаправленность процесса и его системный характер; обоснованность методов и использование современных технологий. Основным критерием результативности является уровень сформированности правой культуры как одной из характеристик личности, проявляющейся в мировоззрении, установках и ценностях, общественно - значимом поведении и деятельности детей.

Ведущими показателями качественного анализа сформированности правовой культуры у дошкольников являются когнитивно-познавтельный, мотивационно- ориентировачный и поведенческий компоненты. В своем развитии все они тесно связаны между собой, поскольку в характеристике данного личностного образования рассматриваются как единое целое, позволяющее всесторонне оценивать результаты правового воспитания детей.

Построение процесса правового воспитания, таким образом, позволяет прогнозировать его эффективность.

Формы работы:

Сентябрь.

• Совместное творчество детей и родителей - рисунок «Школа».

• Родительское собрание: «Ваш ребенок скоро пойдет в школу». (С выступлением учителя начальных классов) .

• Анкетирование родителей - входное «Знаете ли вы права ребенка (приложение).

Октябрь.

• Занятие: «Наши права».

• Интервью детей «Это я!» (приложение).

• Занятие: «Я самый-самый!».

Ноябрь.

• Анкетирование детей «Моё имя» в начале работы по теме «Имя» и в конце

• Совместное творчество детей и родителей «Имя моего ребенка».

• Рисование «Моё имя» или «Моя визитная карточка».

• Беседы: «Наши фамилии», «Великие тезки», «Имена в названии улиц».

• Психологические словесные игры: «Обзывалки», «Назови ласково».

• Сюжетно-ролевая игра «Проверка документов на границе».

• Рисование «Вот какая красивая моя мама».

Декабрь

• Занятие «Я – гражданин России».

• Совместное творчество детей и родителей: «Флаг моей семьи»

• Коллективная работа «Герб нашего детского сада».

• Рисование «Герб моей группы».

Январь

• Занятие «Моя семья».

• Совместное творчество детей и родителей: «Герб моей семьи».

• Анкетирование детей, для того чтобы понять, кто из взрослых в семье пользуется наибольшим (или наименьшим) авторитетом у ребенка

Февраль

• Занятие «Право на любовь».

• Изготовление книжки – раскладушки «На что похожа любовь?» (используются рисунки детей).

• Рисование: «Мой любимый дедушка», «Моя любимая бабушка».

• Разучивание песен и стихов о маме, папе, дедушке, бабушке, сестрах, братьях.

Март

• Занятие: «Без семьи нет счастья».

• Дидактические игры

Апрель

• Беседа «Традиции моей семьи».

«Семья глазами ребенка» (буклет с высказываниями детей – "Что такое семья?").

• Анкетирование родителей - итоговое «Знаете ли вы права ребенка.

Май

• Детско-родительская гостиная.

Публикации по теме:

«Конвенция о правах ребенка»«Конвенция о правах ребенка» "Конвенция о правах ребенка" Старшая разновозрастная группа МКДОУ «Народненский детский сад» воспитатель Дементьева Лариса Вениаминовна.

Консультация для родителей «Конвенция о правах ребенка» С рождения: родившись, ребенок приобретает право на гражданство, обладает правоспособностью по гражданскому праву, имеет право на имя, отечество.

Деловая игра «Под защитой закона» (конвенция о правах ребенка) Девиз: «Если ребёнок смеётся – значит, мы всё сделали правильно» и иллюстрация Цели: • Уточнить, закрепить и углубить знания родителей о.

Деловая игра «Под защитой закона» (конвенция о правах ребенка) Девиз: «Если ребёнок смеётся – значит, мы всё сделали правильно» и иллюстрация Цели: • Уточнить, закрепить и углубить знания родителей.

Развлечение «Путешествие с Конвенцией о правах ребенка»Развлечение «Путешествие с Конвенцией о правах ребенка» Развлечение «День матери» «Путешествие с книгой – Конвенция о правах ребенка» Программное содержание: 1. Образовательные: дать детям.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Важная книга «Конвенция о правах ребенка» Конспект занятия в подготовительной к школе группе. Тема:«Важная книга - «Конвенция о правах ребенка» Цель:формировать у детей представления.

Мероприятие 1 июня «Конвенция о правах ребенка» — фотоотчетМероприятие 1 июня «Конвенция о правах ребенка» — фотоотчет В нашем детском саду состоялись мероприятия, посвященные Дню прав ребенка: Ребята изучали свои права вместе с нашими педагогами. Узнавали.

Родительское собрание тема: «Я человек — я имею право!» (конвенция о правах ребенка) Задачи: • Уточнить, закрепить и углубить знания родителей о правах человека; • Систематизировать знания по осуществлению прав ребенка в.

Занятие по формированию целостной картины мира «Знакомство с Конвенцией о правах ребёнка» Цель: формирование основ правового сознания у дошкольников. Задачи: Закрепить знания детей о Конвенции о правах ребенка, об основных правах,.

Занятие по правовому воспитанию для детей подготовительной группы «Знакомим детей с Конвенцией о правах ребёнка»Занятие по правовому воспитанию для детей подготовительной группы «Знакомим детей с Конвенцией о правах ребёнка» Цель занятия: познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребёнка; формировать понимание того, что права принадлежат детям, они неотъемлемы.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Знакомство дошкольников с «Конвенцией о правах ребенка»
Опубликовано: 19 февраля 2017 в 18:48
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 апреля. Международный день подснежника

Подснежники растут во многих странах: их насчитывается два десятка видов, однако уже все они попали в Красную книгу. Почему так получилось? Подснежник – олицетворение чистоты, красоты и наступающей весны....

18 апреля. День весеннего ветра на МААМ

Оказывается фраза «Федул, чего губы надул?» не просто присказка-дразнилка, а отсылка к памятному дню в народном календаре. На Руси 18 апреля отмечали праздник Федула-ветреника. В этот день по народным...

Проект «Водный мир и его обитатели»
Проект "Водный мир и его обитатели" Карелина Елена ( подготовительная группа общеразвивающей направленности) Составитель проекта: воспитатель Карелина Е....
Фотоотчет о работе над проектом «Адыгский национальный костюм»
Учитывая, что дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, педагогическим коллективом...
Особенности формирования представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста
Проблема формирования представлений о дружбе среди детей остается актуальной и в наши дни. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается...