Надежда Афанасьевна Никитина
Знакомство дошкольников с организмом человека (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Обобщить знания детей о частях тела и внутренних органах.
Программные задачи. * Закрепить знания детей о частях тела и внутренних органах.
* Формировать умения самостоятельно делать выводы, умозаключения, используя практическое экспериментирование.
* Учить заботится о них, соблюдать культурно-гигиенические навыки.
* Воспитывать бережное отношение к частям тела и внутренним органам.
Словарная работа:
Уточнять и закреплять. Существительные: плечи, стопа, легкие, почки, кишечник, желудок, пищевод, организм, объем легких, грудная клетка.
Публикация «Знакомство дошкольников с организмом человека (подготовительная группа)» размещена в разделах
Прилагательные: внутренние органы, важный орган.
Глаголы: очищают кровь, перегоняет кровь.
Методические приемы: беседа, вопросы к детям, использование наглядного материала, игры, заучивание, чтение, побуждение к ответам, поощрение.
Материалы: схема тела человека, схема строения тела человека с внутренними органами (на каждого ребенка, предметные картинки – продукты, игра «Часть – целое».
Предварительная работа. Рассматривание иллюстративного материала об организме человека, плакатов, схем; чтение энциклопедической литературы, загадывание загадок; беседы о строении тела, об организме, о пользе здорового питания; проведение упражнений, дидактических игр.
Ход занятия
Воспитатель.
Ребята, предлагаю, вам отправится в путешествие по царству Здоровье. Но чтобы попасть туда, нам нужно разгадать кроссворд. Чтобы найти ключевое слово, мы должны ответить на вопросы. Вы готовы?
Дети. Да готовы.
(Воспитатель вписывает ответы детей в клетки)
Воспитатель. Слушайте первый вопрос:
Назовите орган, который держит голову? (шея)
Как называется та часть тела, в которой находится орган, с помощью которого мы думаем? (голова)
С помощью какого органа мы бегаем? (ноги)
Назови орган, который защищает голову от холода? (волосы)
Каким органом мы указываем на предмет? (палец)
Какой орган определяет вкус еды? (язык)
На земле он всех умней, потому и всех сильней (человек).
Воспитатель. Какое ключевое слово получилось? (человек)
И вы уже, наверное, догадались, что говорить мы будем о человеке.
Как вы думаете, люди похожи между собой?
Дети. Нет, не похожи.
Воспитатель. А чем они отличаются друг от друга?
Дети. Цветом волос, кожи, глаз. Формой тела, овала лица, ростом, взрослые - дети, старики - молодые.
Воспитатель. Об этом нам расскажет Петя.
Высокие, низкие, далекие, близкие,
Гиганты, гномы, малыши,
Слабыши и крепыши,
Блондины, брюнеты, шатены,
И всякие аборигены,
И папы, и мамы, и дети –
Роднее их не на свете.
Все вроде разные на вид,
Но есть у каждого – руки, и ноги, и рот,
Два уха, два глаза и нос.
Воспитатель. Но какими бы мы ни были разными, все равно похожи своим телосложением. Ребята давайте вспомним еще раз, из каких частей состоит тело человека. (Ребенок говорит слова и показывает названную часть туловища на схеме «Тело человека». Дети выходят к доске, выстраиваются, читают стихи о частях тела и показывают на плакате или ребёнке.)
Быть у каждого должна
Очень «умной» голова.
Я верчу ей как умею
Голова сидит на шее.
(показывает голову и шею)
Животик, спинка, грудь,
Их вместе всех зовут – туловище.
(показывает туловище)
Съел еду я всю, и вот
Мой наполнился живот.
На прогулке не забудь
Закрывать от ветра грудь.
(показывает грудную клетку)
Руки – чтоб ласкать, трудиться,
Воды из кружечки напиться.
(показывает руки)
У меня один лишь нос.
Много тоненьких волос.
По пять пальцев на руках
И по пять на двух ногах.
(показывает нос, пальцы на руках и ногах)
Бегут по дорожке
Резвые ножки.
Спотыкнулся через Генку
И ушиб себе коленку.
(показывает коленку, ноги)
Воспитатель. Молодцы, ребята, правильно показали и назвали части тела. Какие части туловища вы не назвали?
Дети. Плечи, таз, бедро, стопа.
Воспитатель. Молодцы хорошо вы знаете строение тела человека.
А можете ли вы на ощупь найти названную часть тела?
Игра «Найди на ощупь названную часть тела».
Дети становятся парами, одному ребенку из пары закрывают глаза, и он должен найти названную педагогом часть тела. Потом дети меняются местами.
Воспитатель. Хорошо и с этим заданием вы справились.
Воспитатель. Ребята, ответьте мне на такой вопрос: «Кто такой командир?»
Дети. Это человек, который подаёт команды. Он главный.
Воспитатель. Вы правильно сказали. А знаете ли вы, что в каждом из вас живёт такой командир (показывает таблицу с изображением человеческого мозга) Кто из вас знает, как его зовут?
Дети. Это мозг.
Воспитатель. Верно, а где находится мозг?
Дети. В голове у человека.
Воспитатель. Для чего человеку мозг?
Дети. Он подаёт нам сигналы об опасности. Управляет движениями нашего тела. Руководит всеми нашими органами.
Воспитатель. Верно, ребята. А знаете, дети, у нашего мозга есть один маленький секрет. Хотите узнать его.
Дети. Да.
Воспитатель. У нашего «командира» - мозга есть память. Он может запоминать на долгие, долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать. А как вы думаете, какие органы помогают мозгу всё это запомнить?
Дети. Это глаза, уши, нос, язык.
Воспитатель. Верно. Глазами мы что делаем?
Дети. Глазами мы видим.
Воспитатель. А ушами?
Дети. Ушами мы слышим.
Воспитатель. А носом?
Дети. Носом ощущаем запахи.
Воспитатель. А языком?
Дети. Языком различаем вкусы.
Воспитатель. Ребята, давайте поиграем в игру «У кого что» и узнаем, одинаково ли называются части тела у человека и животного.
Игра «У кого что?»
у человека у животного
рот - пасть
кожа - шерсть
нога - лапа
лицо - морда
зубы - клыки
стопа - копыта
ногти - когти
рука - лапа передняя
Воспитатель. А сейчас мы отдохнём и играть опять начнём.
Физминутка
Живут мальчики – веселые пальчики.
Озорные ножки ходят по дорожке.
Шея крутит головою,
Повторяйте все за мною.
Вправо, влево оборотик,
Покажите мне животик.
Наше тело подтянулось
И вперед слегка нагнулось.
Как березонька стройна
Стала ровною спина.
А теперь все подтянулись
И друг другу улыбнулись.
Воспитатель. Садитесь, ребята. Знать строение нашего тела, значит знать самих себя. Чем больше вы узнаете о себе, тем лучше. Внутри тела находятся органы, которые помогают человеку, расти и развиваться. Ребята положите руку на грудную клетку, как я. Давайте тихонечко посидим и прислушаемся к себе. Чувствуете, как внутри что-то стучит?
Дети. Да.
Воспитатель. Что же это такое?
Дети. Это сердце. Сердце очень важный орган.
Дети. Правильно. Увидеть его мы не можем, но можем услышать, если приложим руку к грудной клетке, как только что сделали.
Воспитатель. Как выглядит сердце?
Дети. Оно чуть больше нашего кулачка.
Воспитатель. Сожмите свой кулачок, и мы увидим, у кого какое сердце.
Ребята расскажите, как работает сердце?
Дети. Сердце работает и днем, и ночью без отдыха.
Воспитатель. С чем сравнивают сердце человека?
Дети. С насосом.
Воспитатель. Почему?
Дети. Оно как насос перегоняет кровь по всему организму.
Ребёнок.
Тук, тук, тук
Стучит сердечко,
Точно также,
Как мотор.
Если так стучит сердечко,
Значит, человек здоров.
День и ночь
Стучит оно
Словно бы заведено.
Будет плохо,
Если вдруг
Прекратится это стук.
Воспитатель. А зачем человеку нужна кровь?
Дети. Она разносит по всему организму питательные вещества и кислород.
Воспитатель. Да, наше сердце неустанно трудится, перегоняя кровь по артериям и венам, богатую кислородам и питательными веществами. Но это не просто чудо-насос, а орган, который реагирует на все наши чувства, на все наши ощущения. Любовь питает наше сердце, делает человека здоровым и счастливым, помогает справиться со злом. С трудностями. Потому что сердце, которое любит, открыто для всех. И так приятно приносить людям радость и самому любить.
Речевая игра «Подбери слова – действия к частям тела»
Воспитатель. Ребята, а кроме сердца у человека есть еще один важный орган, который, как и сердце работает без перерыва. Что это за орган?
Дети. Это наши легкие. Их два: левое и правое. (Показывают на схеме)
Воспитатель. Может ли человек прожить без дыхания?
Давайте попробуем, на несколько секунд задержать дыхание. Не получается. Значит, человек не может жить без дыхания. А как кислород попадает в организм человека?
Дети. Мы носом вдыхаем воздух, богатый кислородом, там он согревается, очищается.
Теплый воздух идет по трахеям и попадает в легкие.
Воспитатель. Как работают лёгкие?
Дети. Когда мы вдыхаем воздух, лёгкие расширяются, а когда выдыхаем – сужаются. Вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ.
Воспитатель. Ребята, во время вдоха мы вдыхаем определенное количество воздуха. У всех оно разное и зависит от объема легких. У взрослых он больше, а у детей меньше. Хотите посмотреть какой объем легких у вас. В этом нам поможет воздушный шарик. Наберите побольше воздуха в легкие, а затем выдохните его в воздушный шарик и сразу зажмите. (Дети выполняют задание) Теперь мы знаем у кого какой объем легких.
Эксперимент с воздушным шариком.
Воспитатель. А теперь, ребята, предлагаю поиграть в игру «Объяснялки». Заменить выражение, одним словом.
Игра «Объяснялки»
Сидеть, сложа руки – бездельничать.
Держать язык за зубами – молчать.
Зарубить на носу – запомнить.
Во весь дух – быстро.
Чуть свет – рано.
Как снег на голову – неожиданно.
Воспитатель. Молодцы. Ребята, а что даёт человеку энергию?
Дети. Это пища, которую мы едим.
Воспитатель. Чтобы организм человека хорошо работал, все должны питаться. Каждый день человек употребляет пищу. Из тарелки пища попадает в ложку и отправляется в рот. Отсюда и начинается удивительное путешествие пищи. Кто мне расскажет об этом путешествии?
Дети. Во рту есть зубы. Они измельчают и перетирают пищу на мелкие кусочки. Слюна смачивает пищу, чтобы она легче прошла свой дальнейший путь, по пищеводу в желудок.
Воспитатель. Правильно. В желудке пища переваривается и превращается в питательные вещества, полезные нашему телу. Из желудка, куда пища попадает?
Дети. В кишечник, откуда в виде остатков естественным образом выходит наружу.
Воспитатель. Есть в нашем организме еще много органов и один из них это почки.
(ребенок на схеме показывает орган – почки)
Дети. У человека две почки.
Воспитатель. Для чего человеку нужны почки?
Дети. Почки очищают кровь.
Воспитатель. Правильно. А что же охраняет все наши внутренние органы?
Дети. Скелет.
Воспитатель. А ещё для чего нужен скелет?
Дети. Скелет – это наша опора, он помогает человеку двигаться.
Воспитатель. Что было бы, если человек был бы без скелета?
Дети. Он походил бы на мешок, не мог бы двигаться. Не имел бы формы тела.
Воспитатель. Верно. А что защищает наше тело от холода, от жары?
Дети. Кожа.
Воспитатель. Чтобы наша, кожа дышала, что для этого нужно?
Дети. Купаться, мыть руки, тело, ходить чистым, опрятным, соблюдать личную гигиену.
Воспитатель. Ребята, пройдите все за столы. И найдите каждому органу своё место.
Работа за столами.
Воспитатель. Молодцы. Все органы расставили там, где они должны быть. Наше путешествие по царству Здоровья подошло к концу. Ответьте мне на последний вопрос. Совершая путешествие, вы познакомились с чем?
Дети. С частями тела, органами дыхания, с сердцем, пищеварением, кожей, скелетом.
Воспитатель. Вы нашли хоть один орган, который был бы лишним в нашем теле?
Дети. Нет, не нашли.
Воспитатель. Значит, делаем вывод: что все органы в нашем теле важны, все они выполняют нужную для организма работу, и все они между собой связаны. Путешествие наше окончено. Спасибо за интересную беседу.