Папки-передвижки

Знакомство младших школьников с народными промыслами. Конспект урока «Праздничная Дымка». ИЗО, Русский язык

Марина Цыбина Казакова
Знакомство младших школьников с народными промыслами. Конспект урока «Праздничная Дымка». ИЗО, Русский язык
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект урока

Тема. «Праздничная Дымка».

Цель: знакомство учащихся с дымковской игрушкой.

Задачи: продолжать знакомить детей с русским народным промыслом – изготовлением глиняных игрушек, используя выразительные средства, учить художественному видению окружающего мира, расширять кругозор, обогащать активный и пассивный запас слов, воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова, развивать эстетическое восприятие.

Публикация «Знакомство младших школьников с народными промыслами, Конспект урока „Праздничная Дымка“, ИЗО, Русский язык» размещена в разделах

Материал: глиняные изделия различных мастеров.

Живопись: иллюстрации с изображением глиняных игрушек.

Литература – И. Голубева «Дымка» (стихотворение).

Музыка – музыка П. И. Чайковского к весенней сказке А. Н. Островского «Снегурочка» (пляска скоморохов) (или М. Глинка «Камаринская»).

Ход урока

1 этап. Вводное слово учителя.

Когда-то очень давно на поросшем лесом берегу реки Вятки построили люди город, окружили его крепостными стенами, глубокими рвами. А на другом берегу со временем появилось поселение – слобода. Зимой, когда топились печи, летом, когда туман, кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, поэтому и назвали слободу Дымковской.

- Чем известна Дымковская слобода? (Своими глиняными расписными игрушками).

- Какова основная тема урока? (Знакомство с дымковскими игрушками).

2 этап. Работа с текстом. Творческие задания.

Учитель раздает детям отпечатанный текст.

Дымковские игрушки очень часто называют праздником красок. И вот почему.

Как только мастерицы прикасаются кистью с волшебной краской к своим игрушкам, цвет сразу же начинает полыхать на сметано-белом фоне с такой силой, точно это не краска, а прозрачный огонь невиданного отлива.

За несколько минут розовым, желтым, синим, алым цветом тронуты фигурок тридцать. В избе же от брызг и пятнышек светлее становится.

Все цвета на белом фоне вспыхивают и горят с неистовой яркостью. Кажется, будто краски кричат, поют, позванивают, пересмеиваются со своей хозяйкой.

Больше нет темных стен, кособокой печи, бедности…А есть праздник – игрушечный, удивительный праздник. Есть ликующее русское многоцветье. Кажется, что все самое радостное самое нарядное и озорное и веселое, что когда-то появлялось на праздниках, - все это собралось в миниатюрных игрушках. Сердце распирает от радости, хочется пуститься в пляс, сделать что-нибудь хорошее.

Вот почему дымковские игрушки сравниваются с праздником красок, половодьем цветов.

- Прочитайте текст сначала про себя, а затем тихо вслух, выделяя голосом каждое предложение.

- К какому типу можно отнести данный тест? (Это текст-рассуждение). Докажите.

- Назовите слова, которые показались вам незнакомыми. Пользуясь толковым словарем, найдите их значения. Выпишите их в тетрадь.

Ликовать (ликую) – торжествовать, восторженно радоваться.

Отлив – 1. понижение уровня воды 2. оттенок на фоне какого-то цвета.

Половодье – разлив реки при таянии снега, льда весной.

Полыхать – пылать, ярко гореть.

- Назовите слово имеющее несколько значений (многозначное слово). (Отлив).

- Составьте и запишите по одному предложению с каждым из значений этого слова.

- Какие глаголы используются для передачи насыщенности красок? Подтвердите свой ответ словами из текста. (Полыхают, вспыхивают, горят, кричат, поют, позванивают, пересмеиваются).

- Какие красочные определения и сравнения используются в тексте для передачи необычности красок? Прочитайте их. (Кисть с волшебной краской; это не краска, а прозрачный огонь невиданного отлива; половодье цветов, праздник красок; ликующее многоцветье).

- Какие чувства вы испытываете при чтении?

- Как вы думаете, как автор относится к дымковским игрушкам? Подтвердите свой ответ словами из текста.

- Какой заголовок может быть у этого текста. Объясните свой выбор. (Праздник красок. Красочный огонь. Дымковское многоцветье).

- Прочитайте выразительно, попытайтесь передать настроение автора.

- Внимательно послушайте еще один текст. Сравните его с только что прочитанным тексом.

Дымковские игрушки очень яркие и красивые. Их сравнивают с праздником. И вот почему.

Как только мастерицы берут в руки кисть, игрушки будто оживают.

В избе от ярких красок и белого фона становится светлее.

Когда смотришь на дымковские игрушки, настроение становится бодрое и веселое, как на празднике. Сердце наполняется радостью, хочется танцевать.

Вот почему дымковские игрушки сравнивают с праздником.

- Чем отличаются тексты? Какой из вариантов лучше передает отношение автора к тому, что он описывает или о чем рассказывает?

- Какой из текстов более интересен? Почему?

- Внимательно рассмотрите дымковские игрушки. В них есть одна очень важная особенность. Какая? (Часть игрушек является свистульками).

Очень много лет назад дымковские свистульки были главными героями народного праздника-гулянья под названием Свистопляска (позднее Свистунья).

Праздник, а точнее развлекательная ярмарка, проходил на большой площади с присутствием большого количества народа. Свистопляску проводили каждый год сразу после Пасхи (апрель-май). Этот праздник символизировал землю, обновление и возрождение природы после зимы, ее пробуждение от весны к лету.

На празднике обязательны были смех, как возрождение жизни, и свист, как средство отпугивания от злых духов.

Свистопляска (или Свистунья) – это очень веселое и зрелищное гулянье, с разнообразными развлечениями. Народ развлекали скоморохи.

(Звучит музыка П. И. Чайковского «Снегурочка» (пляска скоморохов).

- Какая музыка по характеру? (веселая, бодрая, жизнерадостная, легкая).

- Какое настроение появляется при прослушивании? (веселое, хорошее).

- Какие картины вы представляете, когда слушаете музыку? Расскажите.

- Кого любили изображать дымковские мастера? Назовите персонажей.

- Вот как о них рассказывает И. Голубева.

(Детям раздается отпечатанный текст, однако некоторые слова в них пропущены).

- Вставьте подходящие на ваш взгляд слова, и мы сможем прочитать стихотворение, а также и сравнить со словами автора.

Дымка

Дымка, дымка, то не дым.

Чудом светлым (расписным)

Улыбается она из (лепного) кружева.

Барышни-кокетки, кони, птицы, детки.

Красок (ярких) не сочтешь, разве в сказке узнаешь.

Петушки (хохлатые, козлики рогатые

В кольцах, в (в блестках) все они,

Как (волшебные) огни.

Вот так дымка! Всем дадим – деткам,

Старым, молодым.

Попробуйте переделать этот поэтический текст в текст-описание. Что получилось?

3 этап. Моделирование речевой ситуации.

Народный праздник Свистопляски (или Свистуньи) был одним из любимых праздников, развлечений у детворы.

В настоящее время этот праздник не отмечается, а у детей появились новые развлечения. Какие они? Расскажите.

(Дети составляют небольшие рассказы. Учитель заслушивает несколько вариантов, а также старается, чтобы в их обсуждении приняли участие как можно больше детей).

4 этап. Домашнее задание.

1. Совместно с родителями составить и записать мини-рассказ на тему: «Дымковское многоцветье».

2. Выбрать наиболее понравившийся персонаж дымковских мастеров, вырезать его силуэт, придумать свои узоры и расписать в соответствии с правилами росписи. Дать название рисунку.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие в средней группе. Тема: «Книга «Русские народные потешки» в подарок малышам». Тема: «Книга «Русские народные потешки» в подарок малышам». Программные задачи. Развивать интерес детей к творчеству художника Ю. Васнецова;.

Кружок по интересам для детей средней группы «Народный умелец» КРУЖОК ПО ИНТЕРЕСАМ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «НАРОДНЫЙ УМЕЛЕЦ» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа работы кружка предусматривает ознакомление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Знакомство младших школьников с народными промыслами. Конспект урока «Праздничная Дымка». ИЗО, Русский язык
Опубликовано: 12 января 2015 в 19:38
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Знакомство младших школьников с народными промыслами. Конспект урока «Праздничная Дымка». ИЗО, Русский язык» (включая файлы) размещена пользователем Марина Цыбина Казакова (УИ 290138) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД