МААМ-картинки

Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством в художественном творчестве детей

Надежда Обыденнова
Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством в художественном творчестве детей

Тема: «Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством в художественном творчестве детей».

"Самым высоким видом искусства,

Самым талантливым, самым гениальным

Является народное искусство, то есть то,

Что сохранено, что народ перенес через столетия».

М. И. Калинин

Публикация «Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством в художественном творчестве детей» размещена в разделах

В настоящее время в жизни происходят различные социальные перемены, которые буквально ворвались в жизнь каждого из нас. И среди них есть такие, которые негативно влияют на мир ребенка. Народные игры, забавы, игрушки заменяются на телевизионные экраны,компьютерные игры.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача, особенно актуальная на сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Познавая красоту народного творчества ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости,восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышление, воображение.

Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-декоративного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности - как художественные, так интеллектуальные. Соприкосновение с народным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

В своей работе я использую программу «Радость творчества» О. А. Соломенниковой, целью которой является: «развитие художественно-творческих способностей детей средствами народного и

декоративно-прикладного искусства».

Для достижения этой цели реализуются основные задачи художественного образования :

- Развитие интереса к различным видам искусства, формирование первых представлений об искусстве, способность воспринимать его;

- Формирование художественно-образных представлений и мышления, эмоционально-чувственного отношения к искусству, воспитание эстетического вкуса;

- Развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации;

-Развитие мелкой моторики рук детей;

- Развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма, композиции;

- Приобщение детей к лучшим образцам искусства.

Изучив задачи обучения детей с народным искусством, я составила перспективный план по ознакомлению детей с народными промыслами,в котором указаны конкретные задачи обучения, темы занятий по рисованию, лепке, аппликации, сопутствующая работа с детьми.

С целью решения поставленных задач я начала с организации разви-

вающей среды. Подобрала практический материал и методические

пособия, куда входят подлинные предметы

народных промыслов- хохлома, гжель, дымковские игрушки,

жостово, матрешки, филимоновская игрушка, городецкие изделия; иллюстрации,альбомы по каждому виду народного искусства. Многие дидактические пособия созданы своими руками: дидактические игры- «Откуда эта птица?», «Назови элементы узора»,

таблицы с элементами народных росписей,папка с силуэтами из бумаги.

В группах была создана предметно-развивающая среда по изобразительной деятельности, где имеется доступный материал для творчества, наличие его разных видов- краски, гуашь, карандаши цветные,восковые, масляные, кисточки, ватные палочки,штампики и др. В соответствии с тематикой занятий пополнялись центры художественного творчества в группах предметами, пособиями декоративно-прикладного искусства.

Весь образовательный процесс делится на два этапа:

1. Этап – Подготовительный

Задачи:

- Познакомить детей с образцами народных промыслов;

-Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла;

-Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств;

- Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.

2. Этап – Практический

Задачи :

- Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности : лепке и рисовании;

- Самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров с учетом их формы;

- Самостоятельно составлять композиции узоров, использовать цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей;

- Использовать традиционную и нетрадиционную технику выполнения работ.

Тщательно изучив материалы, касающиеся истории развития различных промыслов, уточнила методы и приемы, используемые при росписи. Используются такие методы – обследования, наглядности, словесный, проблемно-мотивационный, практический, применяются приемы – создания игровой ситуации, показ способов изображения новых элементов, называние элементов узора, связь рассматривания изделия мастеров с последующим составлением узоров, «жест руки».

Для развития творческих способностей детей использовала нетрадиционную технику рисования - рисование пальчиками, оттиск пробкой, колпачком, метод тычка. Такая техника используется в дымковской, хохломской и гжельской росписи.

Знакомя детей с изделиями народных промыслов я старалась научить детей видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков, ведь вглядываясь, присматриваясь и размышляя, дети учатся понимать, чувствовать, любить.

В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов сопровождала художественным словом (сказки-легенды, стихи, потешки, прибаутки, народной музыкой, русскими песнями. Краткие образные характеристики помогают детям запомнить того или иного персонажа, формируют доброжелательное отношение к нему.

Формы проведения занятий выбирала разные: путешествие по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами, превращение в мастеров – художников, экскурсии в сказку. Старалась проводить занятия в игровой форме, каждому придумываются названия : «Шарфик для Машеньки», «Салфетка для зайчика», «Ложка для Жихарки» и другие. Перед детьми ставится интересная и мотивированная изобразительно-игровая задача, в занятие включается комплекс игровых действий: раскрасить чашку или блюдо, Подарить шарфик, нарядить матрешку. Использование наглядного материала,художественного слова, музыки – все это помогает мне помочь попасть детям в необычный мир искусства, приобщить к художественной культуре. Это делает занятие живым и интересным. В результате у детей получаются яркие, красочные работы.

На закрепление знаний о народных промыслах проводим интегрированные занятия, которые способствуют решению задач из различных областей: музыка, чтение художественной литературы, познание, коммуникация и другие. На таких занятиях хорошо видна взаимосвязь воспитателей, музыкального руководителя, педагогов дополнительного образования.

Итоговая работа по ознакомлению с каким-либо видом народной росписи отражается и в коллективных работах детей, которые используются для оформления групповых комнат или раздевалки.

Организуются выставки совместного творчества детей и их родителей о народных промыслах «Родные мотивы».

Параллельно ведется работа с воспитателями, где предусматриваются беседы, консультации по развитию творческих способностей и использование нетрадиционных техник рисования, показ открытых занятий по декоративному рисованию.

Проделанная работа нашла отражение и в поведении жизни детей : они стали самостоятельнее, трудолюбивее, с уважением относятся к труду старших.

Углубились знания детей о материалах, из которых мастера создают произведения искусства, расширился словарный запас. А самое главное, дети поняли: богатство самобытного искусства – в его людях, талантливые руки которых умножают, развивают и сохраняют от забвения древнерусскую культуру России.

Публикации по теме:

Анкета для педагогов. Работа по эстетическому воспитанию Анкета для педагогов Цель: изучение состояния педагогической работы по эстетическому воспитанию в детском саду Ф. И. О. Детский сад Группа.

«Ненаглядная краса России» Духовно-нравственное воспитание дошкольников«Ненаглядная краса России» Духовно-нравственное воспитание дошкольников Приобщение к истокам русской национальной культуры. М. И. Калинин. "Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством в художественном творчестве детей
Опубликовано: 22 января 2014 в 11:16
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД