Конспект занятия «Знакомство с русским народным костюмом»

Марина Меньшикова
Конспект занятия «Знакомство с русским народным костюмом»

Цель:

Познакомить с историей русского народного костюма, совершенствование и закрепление знаний, развитие речевой активности, умения реализовывать имеющиеся знания.

Задачи:

1. Познакомить с особенностями внешнего вида русского народного костюма.

2. Способствовать развитию речи.

Воспитывать интерес и уважение к русской народной культуре

Закреплять знание детей о женском и мужском народном костюме.

Расширять лексический запас детей словами и выражениями: рубаха,

сарафан, распашная понева, кафтан, порты, домотканое полотно.

Познакомить с новой деталью женского народного костюма-душегрея.

Расширить представление о цветовом колорите народного костюма.

Упражняться в согласовании существительных с прилагательными.

Формировать навыки словообразования (косо-воротка, душе-грея).

Воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа. Желание трудиться.

Предварительная работа:

Экскурсия в музей

рассматривание иллюстраций, где герои сказок в русских народных костюмах, рассматривание открыток с русскими костюмами.

Разучивание стихотворений об Угличе.

Интеграция:

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

Физическое развитие.

Ход занятия:

Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие во времени. У меня в руках клубочек. Куда он покатится, туда мы и отправимся.

Что это? Это корзинка.

Давайте посмотрим, что в ней.

У бабушки Арины

Волшебный ларец.

Позвоните в бубенец,

Попадете во дворец.

Посмотрите, мы попали в избу бабушки Арины. А вот и ларец волшебный.

Открывается палата,

Смотрите, чем она богата.

Что это такое?

Из какого материала шили такие рубашки?

А если ткань ткали дома, значит, как ее можно назвать?

Рубашки, какие?

А кто на Руси носил рубахи?

А здесь еще что-то есть. Отгадайте.

Он бывает длинный, без рукавов, глухой или распашной с пуговицами, его носили девушки поверх рубахи. Как вы думаете что это?

А чей же это сарафан? У бабушки Арины внучка есть Настенька. А вот и она умница рукодельница шить и вышивать мастерица. Готовит она себе приданое и в сундучок складывает. Из чего же состоит русский народный костюм девушки?

Ее носили замужние женщины. Как вы думаете что это?

А что надевали спереди на поневу?

Какие головные уборы носили в старину русские женщины?

Настенька собирается на гуляние, повязала платок на голову и надела душегрею. Давайте вместе скажем-душегрея. Как вы думаете, почему она так называется? По вашему мнению, где находится душа у человека? От сюда и название значит душу греет.

Ребята, что надела Настенька?

Посмотрите, а Настеньку ждет дружек ее Иванушка. Вот как нарядился. Посмотрите и расскажите, что вы знаете о Русском народном мужском костюме?

А какая деталь народного костюма была самой важной?

Надену-ободом сведет,

Сниму-змеею упадет,

Тепла не дает,

А без него холодно.

Для чего носили пояс?

Настенька с Иванушкой отправились на гуляние, давайте, и мы с вами погуляем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Весна пришла в наши края

И солнце светит ярче, жарче.

Все просыпается от сна и воздух чистый и прозрачный.

Вот пролетели:

Воробьи, синички, голуби, грачи.

Вдруг зазвенели бубенцы

И цоканье копыт послышалось вдали.

Эй, ребята выходите пляску русскую начните.

Ни сидит никто на месте все танцуют с нами вместе.

Эх! раз, еще раз Мы наклонимся сейчас.

Ручками похлопаем, ножками потопаем.

Погуляли, поплясали. Пора возвращаться. А в сундуке еще, что-то есть.

Вам любопытно? Вы Варвары любопытные.

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо,

Смотрит вверх и смотрит вниз

Мышцы глаза напряглись.

А Варвара смотрит вверх выше всех и дальше всех

Возвращается обратно расслабление приятно.

Шея не напряжена, а расслаблена.

В сундуке шаблоны одежды, вырезанные из бумаги. Давайте поможем Настеньке украсить одежду.

Какую деталь одежды украшали?

Чем украшали одежду?

Какой цвет был любимым у русского народа?

Какие еще цвета встречались в русском народном костюме?

Чем красили одежду?

Для чего украшали одежду?

Ребята, вы сегодня не просто художники, а художники по ткани. Будите украшать одежду помощью необычных инструментов и материалов.

Ребята, приглашаю вас в мастерскую, где вы сами сможете создать свой вариант одежды. (Дети проходят дальше и садятся за столы, девочки отдельно от мальчиков).

Вы обратили внимание, что одежду по вороту, рукавам, подолу русские мастерицы украшали вышивкой. В старину знаки на вышивке имели особое значение. Например, извилистая или ломаная линия – это знак воды. На что похож этот знак?

Ручеек журчит и веселит нас, несет радость, веселье.

Круг – это знак солнца. Что оно дарит людям? Поэтому и сам знак обозначает плодородие, счастье, благополучие.

Квадрат или ромб – земля, засеянное поле. Он приносит счастье, богатство, достаток. Крест берег людей от злых сил.

Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое: красный – благополучие, хорошую жизнь, символ праздника; желтый – тепло и ласку; синий – радость; черный – богатство.

Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил. Такой узор, ребята, называется оберег, заклинание в виде знаков.

Девочки, мальчики, покажите Настеньке и друг другу свои работы. Какие вы молодцы! Такие замечательные сарафаны и рубахи у вас получились!

Что лежало в сундуке бабушки Арины?

Как можно назвать эту одежду?

Какая деталь русского народного костюма была самой важной?

С какой новой деталью женского народного костюма мы сегодня познакомились?

Катя, что бы ты хотела поносить?

Рубашка

Такие рубашки шили изо льна, льняной ткани.

Домо-ткань.

Льняные, домотканые.

Мужчины, женщины, дети

Я думаю это сарафан.

Костюм девушки состоит из рубахи и сарафана

Это юбка понева. Поневы бывают глухие или распашные. Вначале надевали глухую поневу, а на нее распашную. Она была темная в клетку.

Спереди на поневу надевали передник. Они защищали одежду во время работы. Были рабочие и праздничные украшенные.

Женщины носили кичку, кокошник (он был похож на гребешок курочки, сороку с длинными лентами сзади как хвост сороки. На кичку часто надевали платок.

Настенька надела душегрею.

Иванушка одет в рубашку с косым воротом-косоворотку. На рубаху надет кафтан, подвязан поясом. Штаны порты, сапоги и на голове шапка.

Пояс носили для тепла, оберега и что бы носить за поясом инструменты.

Дети выполняют движения за воспитателем.

Украшали ворот, рукава, низ или подол.

Одежду украшали вышивкой, нашивали атласные ленты или тесьму.

Любимым у русского народа был красный цвет.

В русском народном костюме встречаются синий, желтый, зеленый, черный цвета.

Одежду красили соком растений.

Одежду украшали для красоты и оберега.

На волны, на реку

Тепло, добро.

Одежда

Старинная русская одежда называется русский народный костюм.

Самой важной деталью был пояс.

Мы познакомились с ДУШЕГРЕЕЙ.

Я поносила бы сарафан.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Ознакомление с русским народным орнаментальным искусством» Интегрированное занятие (познание + изодеятельность) средняя группа Тема: «Ознакомление с русским народным орнаментальным искусством» Цель:.

Конспект занятия «Путешествие по русским народным сказкам» Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Путешествие по русским народным сказкам» Интеграция образовательных областей:.

Фотоотчёт «Знакомство с русским народным костюмом»Фотоотчёт «Знакомство с русским народным костюмом» "Всякому мила своя сторона", "Всякая птица своё гнездо любит" - так гласит народная мудрость. Издревле люди любили свою родину, прославляли.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Знакомство с бурятским народным костюмом» Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение.

Конспект открытого занятия «Путешествие по русским народным сказкам» Цель: Закреплять знания русских народных сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок». Закреплять знания детей о диких животных.

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Путешествие по русским народным сказкам» Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе «Путешествие по русским народным.

НОД по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с русским народным женским костюмом» «Знакомство с русским народным женским костюмом». (Воспитатель: Пахомова Наталья Георгиевна. Подготовительная группа 6- 7 лет). Цель: продолжать.

Конспект игрового занятия «Путешествие по русским народным сказкам» Путешествие по русским народным сказкам Возраст:6-7 лет. Форма проведения: образовательное событие. Вид детской деятельности: игровая.

Знакомство детей с русским народным творчествомЗнакомство детей с русским народным творчеством "Мороз не велик, да стоять не велит" Задачи: Развивать у детей интерес и любовь к природе, умение видеть ее красоту, понимать ее в музыкальных,.

Знакомство дошкольников с народным костюмомЗнакомство дошкольников с народным костюмом Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с русским костюмом» Цель: приобщать дошкольников к истокам русской народной культуры посредством.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Новый год
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект занятия «Знакомство с русским народным костюмом»
Опубликовано: 20 октября 2017 в 15:55
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования «Фроттаж»
Дорогие коллеги и ваши детки! Хочу представить очередную технику в изобразительной деятельности-ФРОТТАЖ. Название этой техники происходит от...
«Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели», составление описательного...
Задачи: 1. Учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно её рассматривать; 2. Учить составлять описательные...
Консультация для родителей «Безопасность детской игрушки».
В настоящее время в магазинах очень широкий ассортимент игрушек. Но стоит ли покупать их? На этот вопрос должен ответить каждый из нас. Но прежде нужно...
Фотоотчёт об участии в Ярмарке авторских работ (успешных практик) «Формула успеха:...
29 августа 2018 года в Доме культуры посёлка Степное состоялся муниципальный форум работников образования "Муниципальная система образования - инновационный...
Сюжетно — ролевая игра «Цветочный магазин» в старшей группе
Цели: закреплять умение различать цветы, называть их , находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять...