Знакомство воспитанников с процессом извержения вулкана, посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Жанна Бубнович
Знакомство воспитанников с процессом извержения вулкана, посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Цель: познакомить воспитанников с природными явлениями – вулканами гейзерами, посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

1. Расширить знания воспитанников об окружающем мире.

2. Активизировать в речи слова: очаг, магма, жерло, кратер, лава.

3. Развивать познавательную активность воспитанников в процессе выполнения опытов.

Предварительная работа:

1. Чтение детской энциклопедии «Все обо всем» сост. О. И. Перфильев.

2. Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов.

3. Изготовление макета вулкана.

Оборудование: макет вулкана, сода (2 ч. л., жидкое моющее средство (1 ст. л., лимонная кислота(2 ст. л., пемза, ёмкость с водой.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я предлагаю сегодня вам поучаствовать сегодня в исследовании, и стать настоящими исследователями или даже «вулканологами»? Отгадайте загадки и вы сразу поймете, о чем будем идти речь.

«Я плююсь огнем и лавой,

Я - опасный великан,

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня? (ответ - Вулкан)

Воспитатель: Как вы думайте, о чем пойдет сегодня речь?

Ответы воспитанников вулканах).

Воспитатель: А что такое вулкан?

Выслушиваются ответы воспитанников.

Воспитатель: Вулкан это огнедышащая гора, на что похожа гора?

Ответы воспитанников (на конус, на треугольник).

Воспитатель: А что извергает вулкан?

Воспитанники: лава.

Воспитатель: Правильно! Из вулкана выливается раскаленная лава. В атмосферу выбрасывается газы, пепел, раскаленные камни.

Есть легенда про древнего бога Вулкана: в Древней Греции власть над вулканами принадлежала богу по имени Гефест - огонь. Странный это был бог: некрасивый и хромоногий. Но зато очень трудолюбивый и сильный. Гефест сумел подчинить себе огонь. Он первым начал ковать оружие и делать украшения. А потом научил этому людей. И если над вулканом появлялся пар и огонь, значит, Гефест принялся за работу. Древние римляне дали этому богу имя Вулкан. Оно тоже означает огонь. А дом его получил название - Вулкан.

Воспитатель: Ребята, а что такое извержение вулкана?

Предположения детей.

Воспитатель: При извержении раскаленная магма просачивается сквозь разломы наружу. Магма вырвавшаяся из вулкана называют лавой. Она вытекает из жерла вулкана в виде потока и быстро стекает по склонам горы. Но на воздухе лава остывает и затвердевает, образуя вокруг отверстия в земной коре вулканическую гору. Кусочки застывшей лавы называются пемза. Пемза это полезное ископаемое, используется человеком. (Воспитанникам раздается пемза для ознакомления).

Воспитатель: Видели ли вы, где применяют пемзу?

Воспитанники делятся своими мыслями.

Воспитатель: Благодаря её шероховатой поверхности, пемзу применяют в удалении грубой кожи на пятках, в шлифовке деревянных изделий, измельчив, её используют в изготовлении лекарств и моющих средств, так как в её составе много полезных ископаемых. А что выходит из вулкана?

Предположения воспитанников.

Воспитатель: Из вулкана выходит вулканический пепел. Он похож на обыкновенный пепел, но если посмотреть на него через микроскоп, то станет хорошо видно, что там присутствует даже стекло, образовавшееся при большой температуре. Громадные серые тучи пепла ветер разносит на большие расстояния от места извержения, а потом он оседает на Землю толстым слоем. Вулканический пепел соединяется с землей и образуется черный песок. Подскажите, а как называют людей которые занимаются изучением вулканов?

Ответы воспитанников.

Воспитатель: Таких людей называют вулканологами, а как вы думаете для чего они нужны?

Мнения воспитанников: (для изучения вулканов).

Воспитатель: В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предупредить извержение вулканов. И жители могут покинуть город и спастись. А как вы думайте это нужная профессия?

Ответы воспитанников: Да (нет).

Воспитатель: Это очень важная профессия! Вулканологи следят за вулканами, предупреждают о том какой вулкан проснулся или наоборот уснул, какой потух, а какой представляет опасность. Главной их задачей это спасение людей, их эвакуация и оповещение. Вулканы бывают разные:

1. Вулканы бывают действующие - это которые извергают лаву.

2. Потухшие - не извергающие лаву.

3. Уснувшие – это те, которые потухли, но могут начать действовать.

Есть вулканы, которые взрываются так сильно, что разрушают сами себя, и на их месте остается лишь большая воронка.

А как вы думаете, приносят ли вулканы пользу?

Ответы воспитанников. Да (нет).

Воспитатель: Вулканы приносят пользу, хотя и опасно жить возле вулкана. Там где есть вулканы плодородная почва. Пепел вулканов является дополнительным удобрением для земли.

Физкультминутка.

Вулканы начали "играть" - из жерла лаву извергать. (Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.)

Вулкан гремит! Вулкан пыхтит! Как грозен он сейчас на вид! (Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак. -2 раза)

Но вот он начал уставать - Огонь в нём начал угасать. (Медленное опускание рук с одновременным приседанием)

Последний раз огнём дыхнул – (Сидя, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»)

И на десятки лет уснул. (Складывают руки под щеку «засыпают»)

Воспитатель: Ребята! Но сегодня мы исследователи, и забыли про самое главное, не хотите ли оживить вулкан? А теперь давайте с вами сами устроим свой вулкан. И для начала вспомним, как нужно вести себя при проведении опытов и экспериментов?

Ответы воспитанников: Внимательно слушать и ничего не трогать пока вас об этом не попросят. Не толкаться, так как можно пролить реактивы или сломать оборудование.

Проведение опыта.

Воспитатель: Ребята, наш вулкан относится к уснувшим вулканам. Сейчас мы его разбудим.

Знакомство воспитанников с процессом извержения вулкана, посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Будем изготавливать лаву. Только нужно все проводить со взрослыми.

Заливаем смесь для вулкана, и посмотрим что получиться.

Воспитатель: Что нового вы узнали о вулкане? Что вы узнали о пемзе?

Публикации по теме:

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Воздухоискатели» Тема: Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «"Воздухоискатели". Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное.

Конспект НОД по экспериментальной деятельности в средней группе «Извержение вулкана»Конспект НОД по экспериментальной деятельности в средней группе «Извержение вулкана» Автор: Василькова Татьяна Леонидовна,воспитательетей дошкольного возраста в МДОУ «Октябрьский детский сад»Калужская область, Ферзиковский.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Знакомство с камешками» Конспект по опытно-эксперементальной деятельности во 2 младшей группе,Знакомство с камешками, Програмное содержание: Познакомить детей.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» ТЕМА: «Волшебница – вода». ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Образовательные задачи: Ознакомление детей со свойствами воды: - отсутствие собственной.

Методическое обеспечение для опытно-экспериментальной деятельности 1. «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем» Задача: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные.

НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Научные забавы» Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Научные забавы». Цель: Ознакомление детей.

Проект опытно-экспериментальной деятельности с растениями Проект опытно-экспериментальной деятельности с растениями Цель проекта: • Изучить историю появления, распространение и целебные свойства.

Программа самообразования «Расширение кругозора детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности» Тема: «Расширение кругозора детей дошкольного возраста посредством включения в опытно – экспериментальную деятельность». 1. Самодиагностика.

Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной работы Сoвременные дети живут и развиваются в эпoху инфoрматизации. Услoвия жизни быстрo меняются и oт челoвека требуют не тoлькo владения знаниями,.

Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников посредством познания окружающего мира Мастер-класс с педагогами Тема: «Организация опытно - экспериментальной деятельности дошкольников посредством познания окружающего мира».

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Знакомство воспитанников с процессом извержения вулкана, посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Опубликовано: 23 февраля 2017 в 20:14
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 апреля. Всемирный день пингвинов

По необычной походке и своеобразному черно-белому оперению можно безошибочно узнать этих птиц. Они напоминают маленьких полноватых людей в смокингах, спешащих на обед. По одной из версий название...

25 апреля. День пасхальных яиц на МААМ

Сегодня – Чистый четверг – день, в который совершились Тайная вечеря Иисуса с Двенадцатью Апостолами и предательство Иуды. Православные христиане каждый год вспоминают об этих событиях и начинают...

Мастер-класс «Пасхальные ангелы»
С наступившей весной в наш дом приходит самый светлый и любимый праздник — Пасха Христова. Светлый праздник Пасха Христова символизирует оживление природы –...
Фотоотчёт о занятии по пластилинографии «Пасхальное яйцо» для средней группы
Фотоотчёт занятия по пластилинографии на тему "Пасхальное яйцо" в средней группе. 25 апреля-чистый четверг и день пасхальных яиц на МААМ. Уважаемые...
Фотоотчет «Ко Дню пасхальных яиц на МAAM»
Посмотрите, что за чудо Положила мама в блюдо? Тут яйцо, но не простое: Золотое расписное, Словно яркая игрушка! Здесь полоски, завитушки, Много...