Получи документы

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ц] и буква Ц»

Екатерина Шерстнёва
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ц] и буква Ц»

Конспект открытого занятия по обучению детей грамоте в подготовительной группе «Гномики» Звук и буква Ц.

Задачи:

1. Познакомить детей с новым согласным звуком – Ц; его артикуляционной и акустической характеристикой, способами произнесения звука.

2. Продолжить работу по развитию артикуляционного аппарата, способами произнесения звука;

Публикация «Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Звук [Ц] и буква Ц“» размещена в разделах

3. Познакомить с буквой Ц, упражнять в дифференциации понятий «звук» и «буква».

4. продолжить работу по развитию воображение, память, логическое мышление;

5. Воспитывать умение самостоятельно выполнять учебную задачу;

6. развивать внимание, усидчивость.

Ход занятия.

1. Вступительная часть.

Улыбнемся друг другу

И нашим гостям

Чудесных открытий

Желаем всем вам.

Ребята, мы сегодня снова будем обучаться грамоте, поговорим о звуках и буквах.

2. Артикуляционная гимнастика. Сегодня я вам хочу рассказать сказку. Но для начала, отгадайте загадку.

Был белый дом, чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо.

Явился в жёлтой шубке,

Прощайте, две скорлупки.

- Правильно, это цыплёнок.

В одной скорлупке жил цыпленок, в ней ему стало тесно, скучно и он захотел появиться на свет. Давайте изобразим цыпленка, сидящего в яйце и покажем, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом — правое крылышко, затем — левое. И вот он вылез из скорлупки.

И что сказал цыпленок, как вы думаете?

(Цып-цып-цып)

- Посмотрел цыплё нок вокруг себя и удивился: «Ац - оц - уц!»

Дети повторяют с той же интонацией и мимикой.

-Но тут подул лёгкий ветерок, а потом сильный ветер. (Дети показывают).

- Цыплё нок испугался: «Ца - цо - цу!»

- Ветерок стал стихать и совсем прекратился. Чтобы цыплёнок не замёрз,

Погреем его: глубокий вдох через нос, медленный выдох ртом.

- Цыплё нок успокоился и улыбнулся: «Ци-ци-ци.» «Какой прекрасный мир!» - сказал цыпленок. Ребята, а давайте пригласим цыпленка вместе с нами в страну звуков. Кто скажет, что это за страна? (страна в которой живут звуки и буквы) Правильно ребята, а вот какие звуки живут в этой стране, вы сейчас сами попробуйте догадаться.

3. Актуализация опорных знаний

Упражнение «Лучики солнца».

Мы каждый день в садике совершаем маленькие открытия. Каждое открытие для нас как лучик солнца! Ребята, посмотрите на картинку, что вы видите? Солнышко, а на лучиках солнца размещены, что? Правильно, буквы, которые вы уже знаете.

У вас на столах есть свои лучики солнца, подвиньте к себе работы! Вы видите, на каждом лучике написаны буквы! А теперь задание, постарайтесь, разместите лучики по домикам. Но для начала, давайте вспомним. Ребята, а чем буква отличается от звука? (букву видим и пишем, звук слышим и произносим) Какие бывают звуки? (гласные и согласные) Чем согласные звуки отличаются от гласных? Верно, гласные - звуки мы можем петь и тянуть и живут они в красном домике, а согласные звуки мы не можем петь и тянуть, потому что всегда мешает какая-то преграда и живут в синем домике.

А сейчас пришло время разместить буквы по домикам. А у доски разместят буквы Василиса и Саша. Размещаем лучики в каждый домик. Ребята, у кого так же? Молодцы! А теперь Василиса назови буквы, которые вы разместили в синий домик, а Саша в красный? Почему эти буквы вы разместили в этот домик, а Егор Киселёв, Жора, Миша какие буквы разместила в красный, синий дом, почему?Саша обясни, почему ты размести эти буквы в красный дом…. Василиса, почему ты разместил эти буквы в синий дом?

Молодцы. А мы продолжаем наше путешествие по стране звуков.

4. Формирование представлений о звуке.

4.1. Отгадывание загадок. - Вы любите загадки? Я хочу вам

загадать загадки, а вы попытайтесь их отгадать и попробуйте догадаться, какой новый звук мы встретим в нашей стране.

По ходу отгадывания загадок на экране появляется картинка – отгадка.

Итак, первая загадка:

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад —

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают всё на свете. (Цифры)

Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают,

Медом угощают. (Цветы)

У детей к нему огромный интерес

Сюда всегда открыты двери,

Здесь выступают даже звери.

(цирк)

4.2. Выделение звука.

Ребята, а теперь давайте, произнесём слова отгадки, выделяя первый звук.

А теперь скажи Саша?Маша?Алёна?

- Вы догадались, о каком звуке сегодня на занятии будет идти речь?

-Правильно, сегодня мы с вами будем знакомиться со звуками «Ц».

.- Сначала давайте познакомимся со звуком «Ц».

4.3. Учимся произносить звук.

«Ц» - это имя звука, а каждое имя надо произносить четко и правильно. Скажите, а что участвует в произношении звука (губы, язык и зубы)

- Возьмите в руки зеркала и произнесите звук ц

- Что делают губы? (улыбаются)

-Произносим ц зубы видны? (зубы видны)

-Произносим Ц…Что делает кончик языка (упирается в верхние зубы)

4.4. Характеристика звука

Отложит зеркала. Звук ц гласный или согласный? Почему (Ц – согласный! Он не поется, и во рту появляется преграда)

Ребята, я вам открою секрет, звук ц - он всегда твёрдый.

А сейчас, определите, пожалуйста, звук ц - звонкий или глухой? (глухой)

Итак, звук ц -согласный, твёрдый, глухой.

4.5. Упражнения в выделении звука ц из потока речи

Игра «Внимательные ушки»

- давайте поиграем в игру: «Кто внимательнее» и попробуем поймать звук «Ц». Будьте внимательны, мы ловим твердый звук ц в словах. Я буду говорить слова, а вы хлопайте, если этот звук есть в слове :

Слова: Цапля-аист; царь-король; яйцо-цыпленок; театр-цирк; роза-цветок; браслет-цепочка; буквы-цифры.

4.6. Фонетическая зарядка со звуком ц : Подбор слов со звуком [ Ц ] .

А теперь придумайте вы слова, где звук «Ц» стоит в начале слова.

- Молодцы!

5. Физкультминутка.

Цапля.

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

(Стихотворение декламируется детьми 2 раза; первый раз дети стоят на одной ноге, второй раз – на другой)

6. Формирование представления о букве Ц

6.1. Знакомство с буквой Ц. Посмотрите, мы даже с вами не заметили, как подошли к домику звука. Каждый звук в этой стране живёт в своём доме. Как вы думаете в каком домике живет звук Ц?

Правильно, в букве ц.

Ребята, а на что похожа буква ц?

Посмотрите (показываю букву) :

Вот какая буква Ц-

С коготочком на конце.

Коготок – царапка,

Как кошачья лапка.

6.2. Написание буквы в воздухе Ц.

- Давайте, посмотрим, из каких элементов построен домик звука (из 4 линий).

- Сейчас приготовьте свои указательные пальцы. Мы напишем букву Ц в воздухе. Поднимаю вверх левую руку и указательным пальцем пишу в воздухе букву. Дети за мной повторяют.

- Проводим одну линию сверху вниз. Отступаем. Параллельно ей проводим ещё одну линию. Затем, от первой линии, ведем линию ко второй, останавливаемся и пишем косую линию вниз.

6.3. Написание буквы Ц на столе. А теперь также, давайте напишем букву ц на столе.

7. Зрительная гимнастика. Ребята, пока вы писали, ваши глаза устали.

Посмотрите на экран и проследите за зонтиками, шариком…. Теперь закройте глаза, откройте и продолжим работать.

8. Работа в тетрадях. Задания на закрепление буквы ц.

8.1. А теперь возьмите листочек, переверните его и что вы видите? Правильно, перед вами буква ц. Давайте ее заштрихуем. Каким карандашом будем рисовать? (синим). Почему? (обозначает согласный, твёрдый звук)

8.2. Нарисуйте рядом с буквой ц предмет, начинающий на звук ц. Ребята, подумайте, что можно нарисовать?

9. Итог занятия. Молодцы, ребята. Наше путешествие подошло к концу, и посмотрите в окно, нам светит солнышко. И в стране звуков тоже засветило солнышко, и на лучике солнца засиял звук ц. Ребята, с какой буквой мы сегодня понакомились буквой Ц)

-«Цыпленок, а тебе понравилось наше путешествие в страну звуков

-«Конечно, понравилось, и я хочу остаться жить в этом домике? Можно?»

-«Конечно, можно. Ведь твоё имя тоже начинается с этой буквы, а значит это тоже твой домик.»

А нам ребята пора прощаться с жителями страны звуков и букв и возвращаться в родной наш детский сад.

Молодцы, ребята! Урок закончен!

Прикреплённые файлы:

bukva-c-1_mgr3l.ppt | 3938 Кб
 
Публикации по теме:

«Научим рысенка говорить звук [р]». Конспект занятия «Звук и буква р» НАУЧИМ РЫСЕНКА ГОВОРИТЬ ЗВУК Р ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Различение и четкое произношение звука Р в звукосочетаниях, слогах, словах, предложениях. Знакомство.

Звук «Ш». Буква «Ш». Содержание данного занятия включает систему разнообразных приемов и методов коррекционо – развивающей направленности как с использованием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ц] и буква Ц»
Опубликовано: 26 мая 2015 в 19:28
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД