Папки-передвижки

План-конспект фронтального занятия по обучению грамоте «Звук [Ж] и буква Ж»

Светлана К
План-конспект фронтального занятия по обучению грамоте «Звук [Ж] и буква Ж»

План – конспект фронтального занятия по обучению грамоте

Тема: «Звук и буква [Ж]»

(2 занятия)

Составила и провела логопед Кузнецова С. М.

Цель: обучение чтению и письму слогов, слов и предложений с буквой [Ж].

Задачи:

познакомить со звуком [Ж], с печатным и письменным вариантами буквы [Ж], создать разные зрительные и слуховые образы буквы;

Публикация «План-конспект фронтального занятия по обучению грамоте „Звук [Ж] и буква Ж“» размещена в разделах

развивать умение производить полный фонемно - буквенный анализ слов со структурой: ГС, СГС, СГ/СГ, СГ/СГС, СГ/СГ/СГ с использованием схем и символов;

учить читать слоги, слова и предложения с буквой [Ж];

учить писать заглавную и строчную буквы [Ж] и слова с этой буквой.

Дидактический материал (оборудование) :

«Букварь», прописи, кассы букв и слогов, наборное полотно с буквами, разрезная азбука, карточки с речевым материалом для чтения;

наглядный материал: средства зрительной и слуховой наглядности (предметные картинки, сигнальные карточки, схемы фонемного анализа слов, материал для конструирования буквы)

Речевой материал:

буквы :

- пройденные: А, У, М, Х, О, С, П, К, В, Т, Н, Ы, З, Л, Э, И, Ш, Р.

- новая: Ж

слоги для фонемно – буквенного анализа : жу, жи, жо, жа

слова для фонемно – буквенного анализа : уж, жук, жена, жатва, жадина.

слоги для чтения: а – жа, о – жо, у – жу; жа – жо – жу – жи – же

Жа –жа – жа Жо – жо – жо Жу – жу –жу Жи – жи – жи

слова для чтения:

жа – жар, жа – жало, жа – жалко, жа – жара, жа – лужа. Жу – жук, жо – Жора, жо – лужок; жарко – жалко, жалко – жало; Жора, жало, лужа; Жора, жало, жара, лужа, лужок;

Жена

Жалко

Жатва Кожа

Лужа

Вожак Лужок

Жулик

Жарко Живот

Жало

Жатва Ножи

Ужи

Лыжи Пижама

Жилетка

Пирожок Лыжник

Ножка

Ложка

предложения для чтения: У Жоры ножик и вилка. На лужке стало жарко. Завтра оживут листики. Жук упал в кувшин. Кот важно крутит хвостом. За окном кружат вороны. Уж тихо шипит. Пришла пора жатвы. Паук на ужин ловит муху. Лыжник смазал лыжи воском. Оса ужалила в живот ужа.

слоги для записи:

аж жи жо жу

жа иж ож уж

слова для записи: Жужа

предложения для записи: Жук жужжит.

План – конспект :

I. Орг. момент:

Проверка готовности к уроку и создание положительной мотивации к уроку.

Парта – это не кровать

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

Молодцы! Я вижу, что вы готовы работать на уроке.

II. Подведение к теме урока:

Посмотрите, пожалуйста, на таблицу с пройденными буквами :

А а У у О о ы И и

К к П п Т т З з В в

У:Давайте повторим буквы. Возьмите деревянные палочки, будем печатать буквы в воздухе. Движения рукой выполняйте чётко. Читайте хором, потом печатайте.

Положите палочки, назовите гласные. (Вызываемый ученик называет буквы. Затем все хором повторяют).

Учитель выставляет справа от таблицы наборное полотно с этими же буквами, но расположенными в наклонном положении.

У:Поиграем. Налетел ветер. Буквы изменили положение. Узнайте их теперь (по вызову учителя).

У. Сравните буквы справа и слева.

Д. Слева буквы стоят прямо, а справа с наклоном.

У. А чем они похожи?

Д. Слева вверху стоят гласные, и справа вверху – гласные. Слева внизу стоят согласные, и справа внизу – согласные.

У: Берёт букву Ж, ж из наборного полотна и помещает в центр доски.

У: Определите тему сегодняшнего урока.

Д: Познакомиться с новым звуком и буквой, которая его обозначает.

У: Назовите цель нашего урока.

Д: Учиться отличать этот звук и букву от других звуков и букв. Учиться читать слоги и слова с новой буквой.

III. Характеристика звука [Ж] :

Постановка звука / ж /

(используется приём постановки путем озвончения звука / ш /).

У: Приложите руку к горлышку. Произнесите звук /ш/, а теперь скажите его громко, так, чтобы горлышко дрожало. Получается звук /ж/. Звук [Ж] всегда жужжит. Попробуйте: ж-ж-ж-ж…

На ваших партах лежат карточки трёх цветов. На счёт «три» выберите и покажите карточку нужного цвета для обозначения этого звука. Раз, два, три!

(должны поднять карточки синего цвета).

У: Итак, каким же образом можно охарактеризовать этот звук?

Д: Надо произнести его и вслушаться.

У: Охарактеризуйте этот звук.

Д: Звук [Ж] согласный, поэтому карточка не красного цвета. Он звонкий и твёрдый, поэтому карточка синего цвета.

У: Как мы назовём звук Ж в зависимости от произношения? – Шипящий.

У: А как вы думаете, есть ли в русском языке звук [Ж’]? Приведите примеры таких слов. Как оказалось, их нет. Поэтому даже смягчающая гласная [И] после буквы [Ж] не в силах её смягчить. Значит в русском языке буква [Ж] всегда обозначает какой звук?

Д: Твёрдый.

У: Но на письме буква [Ж] всегда дружит с буквой [И] и никогда с буквой [Ы], а также она дружит с буквой [Е] и никогда с буквой [Э]. Поэтому слоги ЖИ и ЖЕ нужно читать твёрдо.

IV. Актуализация звука [Ж] :

Выделение учениками звука [Ж] из ряда других звуков хлопком.

П – Ы – Ж – М – О – Ж – В – Ж – С – Э – Ж – К – З – Ж – Н

V. Знакомство с печатным вариантом буквы [Ж] :

У: На кого или на что, по-вашему, похожа буква [Ж]? Подсказка:

Эта буква широка

И похожа на (жука,

И при этом, точно жук,

Издаёт жужжащий звук : ж-ж-ж (С. Маршак)

Из каких элементов состоит эта буква? На какие уже изученные буквы она похожа? Какие элементы у них сходны? А чем они различаются?

Это – Ж (же,

А это – К (ка).

Целый жук

И полжука! (А. Шибаев) Стала снежинка

Буквою Ж,

Солнце её

Не растопит уже! (Е. Тарлапан)

Выложите букву [Ж] на парте из подручного материала (карандаши, шнурки, полоски цветной бумаги). А теперь давайте чётко напечатаем букву в воздухе с помощью ручки. ( Учитель демонстрирует последовательность на доске: палочка-туловище и два крылышка по бокам). Получился жучок. А теперь покажите ещё раз, как он жужжит во время полё та: ж-ж-ж-ж…

VI. Фонемно – буквенный анализ слов с использованием схем, фишек и букв :

На доске начерчены и поочерё дно открываются учителем схемы следующих слов:

уж, жук, лужа, жатва, жадина. Рядом прикреплены предметные картинки.

Ученики поочерёдно проводят фонетический и семантический разбор слов вслух.

1-ый ученик: Слово «уж». Уж – первый звук [У]. Ставим фишку в схему; уЖ – второй звук [Ж]. Ставим фишку. В слове две фишки – значит два звука. Звук [У] – гласный, сверху кладём красную карточку. Звук [Ж] – согласный, звонкий, твёрдый, сверху кладём синюю карточку. (И так далее по образцу все ученики).

VII. Работа с разрезной азбукой на основе фонемно - буквенного анализа и синтеза :

Откройте, пожалуйста, кассы букв. Слушайте, повторяйте хором и выкладывайте слог.

Слоги: жу, жи, жо, жа.

Проверяет у ученика, выполнившего задание первым. Если задание выполнено правильно, просит этого ученика проверить у остальных детей и, если допущена ошибка, помочь исправить её, чётко проговорив слог ещё раз.

Замените буквами фишки в составленных ранее схемах слов.

Индивидуально: Самостоятельно составьте слова из букв разрезной азбуки. Прочитайте.

VIII. Речевая зарядка.

Эта речевая зарядка подготовит вас к чтению букварной странички (на доске – таблица).

Прочитайте слоги с нарастанием звуков по образцу :

Д: Читают: а – жа, о – жо, у – жу

Теперь прочитайте слова с нарастанием слогов и звуков :

Д: Читают: жа – жар, жа – жало, жа – жалко, жа – жара, жа – лужа. Жу – жук, жо – Жора, жо – лужок.

У: Давайте поиграем. В словах, которые я вам назову, замените первый звук так, чтобы получилось новое слово. Тот, кто называет первым новое слово, встаёт.

ЛУК – ЖУК

МАЛО – ЖАЛО

ПУЧОК – ЖУЧОК

БИЛЕТ – ЖИЛЕТ

СЕНЯ – ЖЕНЯ

МИР – ЖИР

IX. Чтение:

Чтение по таблице:

Чтение двусложных слов с ударением на первом слоге и с одинаковыми гласными:

Д: Читают: жарко – жалко, жалко – жало.

Чтение слов с однотипной ритмической структурой, но разными гласными:

Д: Читают: Жора, жало, лужа.

Чтение слов, отличающиеся и ритмической структурой, и артикуляцией слогов.

Д: Читают: Жора, жало, жара, лужа, лужок.

Чтение «Букваря» (стр. 42) :

Чтение слогов - слияний одним учеником, затем хором, либо с усилением голоса, либо с уменьшением:

жа – жо – жу – жи – же

Жа –жа – жа Жо – жо – жо Жу – жу –жу Жи – жи – жи

Чтение столбиков слов хором, проведение орфографических наблюдений:

Жена

Жалко

Жатва Кожа

Лужа

Вожак Лужок

Жулик

Жарко Живот

Жало

Жатва Ножи

Ужи

Лыжи Пижама

Жилетка

Пирожок Лыжник

Ножка

Ложка

У: Что интересного заметили в столбиках слов? – Больше двусложных слов.

У: Назовите трёхсложные слова.

Прочитайте столбики слов друг другу в парах. Оцените чтение партнера.

(После выполнения задания в парах докладывают классу о результатах взаимопроверки).

У: А теперь вы будете учиться читать предложения с буквой [Ж].

(Чтение по цепочке, затем хором.)

У Жоры ножик и вилка.

На лужке стало жарко.

Завтра оживут листики.

Жук упал в кувшин.

Кот важно крутит хвостом.

За окном кружат вороны.

Уж тихо шипит.

Пришла пора жатвы.

Паук на ужин ловит муху.

Лыжник смазал лыжи воском.

Оса ужалила в живот ужа.

Вопросы по каждому предложению (структурный анализ предложений) :

У: Сколько слов в этом предложении? Найдите и прочитайте слова с буквой [Ж].

Составьте схему этого предложения (с помощью картонных полосок или начертить).

Прочитайте самое короткое предложение; самое длинное предложение; предложение, в котором больше всего слов с буквой [Ж].

X. Физкультминутка.

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе живот.

Встал и выгнул спину в мост,

Распушил красивый хвост,

Мягко лапами прошёл,

Тихо песенку завёл. (встать, перекатиться с носков на пятки)

(потянуться)

(округлить спину, руки вытянуть вперёд)

(прогнуться)

(изобразить кошачью походку)

(сесть за парты)

А теперь вопрос для самых внимательных: сколько раз в тексте физкультминутки встретился звук [Ж]? – 4 раза.

У: Назовите эти слова.

XI. Знакомство с письменным вариантом буквы.

На доску рядом с печатным вариантом буквы вывешивается письменный вариант.

У: Сравните написание буквы [Ж]. Назовите элементы, из которых состоит рукописная буква [Ж]. Есть ли разница между элементами заглавной и строчной буквы? – Нет. Значит, заглавная и строчная буквы [Ж] отличаются только размером.

На какие уже известные вам рукописные буквы похожа эта буква? – На Х, С, Э

Возьмите свои ручки и пропишите букву [Ж] в воздухе по образцу вслед за мной.

(Учитель берёт указку и прописывает букву по контуру на доске, дети повторяют за учителем, водят ручкой в воздухе).

У: Сконструируйте букву Ж из подручного материала на ваших партах.

XII. Письмо буквы.

У: Приготовьте свои прописи. Обведите по пунктирной линии заглавную букву [Ж] и продолжите самостоятельно до конца рабочей строки.

(То же самое проводится со строчной буквой [ж])

Каллиграфический анализ позитивных и негативных образцов написания буквы, предлагаемых на доске (негативные образцы после обсуждения сразу стираются).

XIII. Письмо слогов.

У: Посмотрите, как нужно соединять букву [Ж] с другими буквами на письме (показ на доске с комментарием типа соединения).Обведите по пунктирной линии первый слог в прописи и продолжите самостоятельно до конца рабочей строки.

Слоги:

аж жи жо жу

жа иж ож уж

Проводится каллиграфический анализ позитивных и негативных буквенных соединений на доске (негативные образцы после обсуждения сразу стираются).

XIV. Письмо слова и предложения.

У: Посмотрите на картинку. Кто здесь изображён?

Д: Девочка с собачкой.

У: Прочитайте слово в начале строки. – Жужа.

У: Как вы думаете, что оно означает? – Это кличка собаки.

У: Обведите это слово по пунктиру, соблюдая правильные соединения между буквами, а потом пропишите самостоятельно до конца рабочей строки (учитель демонстрирует написание слова на доске, комментируя соединения).

У: Что вы видите на следующей картинке? – Жука.

У: Прочитайте предложение про жука. – Жук жужжит.

У: Напишите это предложение самостоятельно несколько раз, соблюдая соединения между буквами.

XV. Резервные задания.

1. Послушайте рассказ. Повторяйте за мной хором каждое предложение.

Женя-рыбак

Женя любит ловить рыбу. Уже рано утром Женя бежит удить. На лужайке Женя ловит жуков. Это будет наживка. Женя терпеливо ждёт клёва. Рыбу он держит в ведре. Женя поймал две дюжины окуней. Приближается жара и Женя идёт домой.

У: А теперь ответьте на мои вопросы (ответы должны иметь полную форму) :

Кто любит ловить рыбу? Это девочка или мальчик? Как поняли?

Что делает Женя рано утром?

Что делает Женя на лужайке?

Для чего?

Сколько окуней поймал Женя?

Почему Женя идёт домой?

2. Я буду показывать вам картинки. Ваша задача – запоминать названия изображённых предметов, в названиях которых есть изучаемый нами сегодня звук (время экспозиции – 2 с.).

Показывает следующие картинки: пиджак, рубашка, майка, шарф, жилет, шапка, шорты, штаны, брюки, носки, джинсы, бриджи.

У: Итак, какие слова вы запомнили?

Каким обобщающим словом-понятием их можно назвать? – Одежда.

XVI. Итог урока.

У: Какое открытие вы сделали сегодня на уроке?

Д: На этом уроке мы узнали, что звук [Ж] – согласный, звонкий, всегда твёрдый. На письме он обозначается заглавной буквой [Ж], если обозначает имя или кличку или начало предложения, и строчной буквой [ж] – во всех остальных случаях.

У: Подумайте, в каком месте будет стоять буква [Ж] на ленте букв?

У: Молодцы. Поставьте сами себе отметки, закрасив кружок нужным цветом.

Урок окончен.

-

Публикации по теме:

Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Буква «мягкий знак» Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: Буква мягкий знак Цель: Познакомить с буквой.

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звук [а], буква А» Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звук [а], буква А.» Задачи: Коррекционно.

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте для детей старшей группы «Необычный и интересный звук Т» Цель: учить детей определять позицию звука Т в слове (начало или конец, закрепить знание гласных звуков, учить составлять прямые и обратные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Буратино скоро в школу. Звук [Б], буква «Б» Задачи: Уточнять произношение звука [Б], дифференциация его изолированно, в слогах и словах. Закреплять умения проводить звуковой анализ,.

Конспект занятия по обучению грамоте детей 5–6 лет «Звук и буква [М]» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества» Детский клуб «Чайка».

Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный звук [ш], буква Ш, ш» Цель: Познакомить детей с согласными звуками [ш] и буквой Ш, ш. Задачи: - упражнять в выделении из текста слов со звуком [ш]; - упражнять.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [А] и буква А»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [А] и буква А» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: «Звук и буква А». Цель: познакомить детей со звуком и буквой А.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук «[Ш]» и буква Ш» Задачи ННОД Образовательные: 1. Формировать умение определять место звука "Ш" в слове (в начале, в середине, в конце). 2. Продолжить знакомство.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте на тему «Звук [и] и буква Ии» Речевое развитие (подготовка к обучению грамоте) Тема: «Звук [и] и буква Ии» Ц: знакомить с буквой Ии; закреплять знания по подготовке.

Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы «Звук [Х]. Буква «Х» Обучение грамоте старшая группа Тема: Звуки «Х-хь» ,буква «Х» Цели: Закрепить знания о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект фронтального занятия по обучению грамоте «Звук [Ж] и буква Ж»
Опубликовано: 25 августа 2019 в 19:50
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД