МААМ-картинки

Закрепление звука [Р] на основе лексической темы «Рыбы». Формирование и расширение «семантического поля» слов Рыба.

Оксана Мальцева
Закрепление звука [Р] на основе лексической темы «Рыбы». Формирование и расширение «семантического поля» слов Рыба.

Тема: Звук «р». Рыбы (морские обитатели, пресноводные и аквариумные рыбки).

Цели:

1. Закрепление произношения звука «Р», на основе

слов содержащий данный звук по теме : Рыбы. Формирование и расширение «семантического поля» слов РЫБА.

2. Совершенствование фонематического слуха и звукового анализа.

3. Формирование учебной мотивации.

Ход занятия

I Орг. мом.

Публикация «Закрепление звука [Р] на основе лексической темы „Рыбы“, Формирование и расширение „семантического поля“ слов Рыба,» размещена в разделах

Игра «Чудесный мешочек»- развитие тактильной чувствительности.

В мешочке лежат: рыбки, ракушки, акула, дельфин, мяч-еж (рыба-еж, морская звезда, каракатица, осьминог, морская черепаха…

II Сообщение темы

Отгадать и объяснить загадки про рыб.

• Ног нет, а движется, перья есть, а не летает, глаза есть, а не мигает.

• У родителей и детей вся одежда из монеток.

• Блещут в речке чистой спинкой серебристой.

III Развитие мелкой моторики пальцев рук

1. Обведение трафаретов:

«Морские обитатели»

«Аквариумные рыбки»

2. Выложить фигурку рыбки из спичек по образцу

3. Гимнастика для пальцев

«Рыбка»

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)

Рыка, рыбка, озорница,

(Грозят пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать.

(Медленно сближают ладони.)

Рыбка спинку изогнула,

(Снова изображают, как плывет рыбка.)

Крошку хлебную взяла.

(Делают хватательное движение обеими руками.)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

(Снова «плывут».)

«Акула»

Приплывали две севрюги,

(Двумя ладонями дети изображают, как плывут севрюги.)

у них спины словно дуги.

(Выгибают ладони тыльной стороной вверх.)

Налетели с двух сторон.

(Изображают, как севрюги плывут навстречу друг другу.)

Ты акула, выйди вон.

(Делают толчок ладонями от груди.)

«Подводный мир»

Посмотри скорей вокруг!

(Делают ладошку лба «козырьком».)

Что ты видишь милый друг?

(Приставляют пальцы колечками у глаз.)

Здесь прозрачная вода.

Плывет морской конек сюда.

Вот медуза, вот кальмар.

А это? Это рыба – шар.

А вот, расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

(Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)

«Какие бывают рыбы

Мы в подводном мире, друг,

(Выполняют движения руками, как будто плывут.)

Рыбы плавают вокруг :

(Делают поочередные волнообразные движения то правой,

то левой ладошкой.)

Рыба-меч, рыба-молот и рыба-пила,

Рыба-удильщик и рыба-игла.

(Поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца.)

Развитие общей моторики

«Летучая рыба»

Я, летучая, прыгучая,

(Дети двигаются подскоками по кругу.)

Улетела бы за точку я.

(Двигаются, взмахивая руками, как крыльями.)

Да соскучилась бы вскоре –

До того люблю я море.

(Двигаются по кругу, изображая плавание.)

Развитие общей моторики

«Речка»

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

(Дети идут к центру круга, наклоняются, трут руками лицо.)

Раз, два, три, четыре –

Вот как славно освежились.

(На каждую строчку четыре движения ладонями к лицу.)

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

(Идут по кругу, взявшись за руки.)

Вместе - раз, это брасс,

Одной, другой – это кроль.

(Показывают «брасс», «кроль», двигаясь по кругу.)

Все как один плывем, как дельфин.

(Идут по кругу друг за другом, делая руками «брасс» или «кроль».)

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

(Идут лицом от центра круга.)

Подвижная игра

«На лужайке»

На зеленой на лужайке

Заиграла балалайка.

(Дети стоят лицом в круг, изображают игру на балалайке.)

Заиграла дудочка,

Дудочка – погудочка.

(Изображают игру на дудочке.)

В сарафане красненьком

Заплясала Настенька.

(Пляшут.)

IV Артикуляционная гимнастика

1. Упр. для губ:

«Рыбка дышит» («Хобот слоненка»)

«Щука» («Заборчик»)

2. Упр. для языка:

«Морской конек» («Лошадка»)

«Коралл» («Грибок»)

«Веселый дождик»

V Дыхательная гимнастика

1. Упр. «Помоги рыбке поплыть дальше».

Поддувание бумажных фигурок. Каждый ребенок по очереди поддувает свою фигурку.

Задание: поддувать плавно, чтобы фигурка скользила, а не падала.

2. Шторм в стакане

Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение управлять языком, вырабатывать подъем боковых краев языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основание нижних резцов. По середине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.

3. Кораблик

Пуская бумажный кораблик в тазу с водой, объясните ребенку, что для того, чтобы кораблике двигался, на него нужно дуть плавно и длительно. Заканчивая игру, произнесите вместе с ребенком:

Ветер, ветерок,

Натяни парусок!

Кораблик гони

До Волги-реки!

Русская народная поговорка

4. Ракушки

Чудесные ракушки есть у нас,

Поиграем мы сейчас.

Будем дружно их сдувать,

Дно морское украшать.

Вот теперь готово все,

Можно рыбок запускать.

Приготовить емкость с водой – Море на столе разложить ракушки. Задача ребенка – сдуть их в воду и украсить морское дно.

5. Черепашки

Черепашки-малыши

Еще очень слабы.

Нужно очень постараться

Помочь им доводы добраться.

Рядом со столом, где лежат черепашки из скорлупы грецкого ореха, поставить емкость водой. Можно играть командами. Кто быстрее спасет всех черепашек и сдует их в море, тот победитель.

VI Произношение изолированного звука

Длительное произношение на одном выдохе: громко, тихо, шепотом.

VII Закрепление звука в слогах

Игра «Рыбки здороваются».

Все пальцы по очереди здороваются с большим пальцем:

Ра-ро-ру-ры

Ро-ру-ры-ра

Ру-ры-ра-ро

Ры-ра-ро-ру

VIII Закрепление в словах

1. Игра «Рыбалка» («Чудесная удочка»). Опуская удочку в аквариум, дети «ловят» рыбок – картинок и определяют, есть ли звук в слове.

2. Игра «Где рыбка?»- развитие пространственного гнозиса.

Рассмотри внимательно картинку, назови рыбок которые плывут направо, налево.

3. Игра «Сосчитай рыбок» - согласование существительных с числительными.

Одна рыбка, две рыбки, три рыбки…

4. Игра «Найди родственников»- развитие словоизменения.

рыба

Рыбка

Рыбища

Рыбак

Рыбачка

Рыбалка

Рыбачить

Рыбий (хвост)

Рыбный (суп)

5. Игра «Выбери нужное действие» - понимание значение глаголов с приставками.

Рыбка к камню… (отплыла, подплыла).

Рыбка от берега (переплыла, отплыла).

Рыбка всю реку (вплыла, переплыла).

6. Игра «Какая?» - согласование существительных с прилагательными.

Рыба

(какая)

Красивая

Маленькая

Быстрая

Юркая

Разноцветная.

7. Игра «Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище?»- образование притяжательных прилагательных.

У щуки голова – щучья.

IX Закрепление звука в предложениях

К каждому предложению задаются различные вопросы:

-кто видит рыбу?

Что делает Рома?

Кого видит Рома?

Проговори предложения:

Рома видит рыбу.

Ромин папа-рыбак.

Рома готовит рыбный суп.

Рома и Рая едят рыбный суп.

У рыбака в неводе рыба.

На рынке много рыбы.

Кира собирает ракушки.

X Закрепление в стихах, рассказах:

Упражнение «Подбери слова». Послушай рассказ. Вставь пропущенные слова- картинки (текст читает взрослый)

Щука.

Стой, ерши и караси!

И пощады не проси!

Я хозяйка здесь, в пруду,

На охоту я иду.

Раковина.

Я раковину эту

В коробке берегу.

Она лежала раньше

В песке на берегу.

Считалка о рыбаке

Г. Лагздынь.

Повезло опять Егорке!

У реки сидят не зря!

Пять карасиков в ведерке

И 4 пескаря.

Но смотрите – у ведерка

Появился хитрый кот…

Сколько рыб домой Егорка

На уху нам принесет?

Аквариумы.

У дяди Ромы три аквариума. В аквариуме рыбки: макроподы, гурами, гуппи, барбусы. Дядя Рома их кормит два раза в день сухим кормом, воду меняет редко, но устраивает продувание аквариумов воздухом. Воздух необходим и рыбкам и растениям.

Вопросы:

1. Что есть у дяди Ромы?

2. Какие рыбки в аквариумах?

3. Как дядя Рома ухаживает за рыбками?

4. Для чего он продувает аквариумы воздухом?

XI. Итог

Публикации по теме:

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе «Водные приключения» Лексическая тема: Рыбы Задачи: 1. Формировать навык словообразования притяжательных прилагательных; 2. Закрепление навыка употребления имен.

Конспект занятия в подготовительной группе по автоматизации звука Р «Зимняя рыбалка» Тема: «Зимняя рыбалка» Цель: Автоматизация звука «Р» Задачи: 1. Закрепление правильного произношения звука р изолированно, в слогах,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Закрепление звука [Р] на основе лексической темы «Рыбы». Формирование и расширение «семантического поля» слов Рыба.
Опубликовано: 28 января 2014 в 11:53
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД