Попова Татьяна Анатольевна
Звуки [Н-Н`] по материалу лексической темы «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Звуки [Н-Н`] на материале лексической темы "Зимующие птицы".
Коррекционно - образовательные:
- закреплять артикуляцию и изолированное произношение звука [н] [н’];
- закреплять навыки четкого произношения звуков [н] [н’] в словах, фразах, предложениях;
- закрепление чёткой дифференциации звуков [н] [н’] по мягкости-твёрдости с опорой на зрительные, слуховые и кинестетические ощущения;
Публикация «Звуки [Н-Н`] по материалу лексической темы „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зимующие птицы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
- закреплять умение определять место звука в слове, делать звуковой анализ слов;
- учить давать акустическую характеристику звукам [н] [н’];
- обогащать и активизировать словарного запаса по теме «Зимующие птицы»;
- развивать у детей фонематический слух и восприятие;
Коррекционно - развивающие:
- развивать связную речь;
- общую и мелкую моторику;
- внимание, память, мышление.
Воспитательные:
- воспитывать навыки сотрудничества, сотворчества со сверстниками и взрослым;
- формировать умение слушать друг друга, свободно общаться;
Оборудование: Снежинка, сундучок, снегирь, синичка, воробей, предметные картинки в названиях, которых есть звуки [н] [н’], карточки-схемы, фишки для выкладывания звуковых схем, звуковые линейки, бумажные снежинки, разрезные картинки, мяч.
1. Организационный момент.
- Ребята, какая интересная снежинка прилетела к нам. Посмотрите на неё, как вы думаете, какое у неё настроение? Какая она? (печальная, хмурая, грустная, расстроенная, недовольная). Хотите узнать, почему она грустит?
Звучит фонограмма: «Здравствуйте ребята, меня зовут Снежинка. Я очень люблю летать по городу. И однажды услышала, как мальчик Никита говорил с девочкой Наташей, что знакомиться со звуки не интересно и скучно. Я решила полетать по белому свету и найти детей, которые любят знакомиться со звуками».
- Скажите, пожалуйста, снежинка правильно прилетела? Покажем нашей гостье, что можно знакомиться со звуками, весело, интересно и увлекательно. Согласны?
2. Основная часть.
- Ребята, у меня есть сундучок в нем очень много звуков. Хотите открыть?
- Да хотим. (Открывают) Он же пустой!
- Как вы думаете почему? (Звуки мы слышим и произносим).
- Правильно! Звуки мы слышим и произносим. Какие звуки мы уже знаем? (ответы детей).
- Вы помните, как зовут девочку и мальчика, которым не нравятся узнавать звуки?
- Девочку зовут Наташа, а мальчика Никита.
- Догадались, с какими звуками мы будем знакомиться?
- Какой первый звук вы слышите имени Наташа? (Звук [н])
- Как вы думаете, какой это звук гласный или согласный? Почему?
- Звук [н] согласный, потому, что нельзя пропеть, встречается преграда во рту. (Прикрепляет символ на доску.)
- Матвей, как ты думаешь, звук [н] твердый или мягкий?
- Звук [н] твердый. (Прикрепляет символ на доску.)
- Этот звук звонкий или глухой?
- Звук [н] звонкий потому, что горлышко дрожит, работает. (Прикрепляет символ на доску.)
- Итак, повторим характеристику звука [н] — согласный, твердый, звонкий.
- А теперь вспомните, какое имя было у мальчика?
- Имя мальчика Никита.
- Какой первый звук вы слышите? (Звук [н’])
Как вы думаете, какой это звук гласный или согласный?
(В процессе характеристики звука прикрепляют символы на доску.)
- Звук [н’] согласный потому, что его нельзя пропеть, встречается преграда во рту.
- Звук [н’] твердый или мягкий?
- Звук [н’] мягкий.
- Этот звук звонкий или глухой?
- Звук [н’] звонкий потому, что горлышко дрожит, работает.
- Итак, повторим характеристику звука [н’] — согласный, звонкий, мягкий.
- Молодцы!
- Ребята мы забыли о снежинке, она совсем загрустила. Как вы думаете, как мы можем ее развеселить?
- Чтобы снежинке стало весело, нужно с ней поиграть.
- Возьмите по одной снежинке и посмотрим, у кого она лучше летает. (Выработка воздушной струи).
- Вспомните, как правильно нужно подуть на снежинку?
- Нужно набрать воздух через нос и подуть на снежинки, не надувая щек, вытянув губы трубочкой.
- Правильно, полетели наши снежинки! (Выполняют упражнение 4-5 раз)
- Молодцы ребята, как высоко летали ваши снежинки, положите снежинки около дерева. Сколько их много, что можно слепить снежок.
Хотите поиграть в снежки? Предлагаю сделать пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика: «Снежок».
Раз, два, три, четыре (попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)
Мы с тобой снежок слепили («лепят», меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую).
И совсем-совсем не сладкий (грозят пальчиком).
Раз – подбросим (смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок).
Два – поймаем (ловят снежок, обнимая себя).
Три – уроним (встают, роняют снежок).
И… сломаем (топают ногами).
- Ребята, посмотрите! Кто это? (Снегирь) Как вы думаете, какой он?
- Маленький, красный, пушистый, шустрый, быстрый, ….
- А это, что за птица? Расскажите, пожалуйста, что она умеет делать?
- Синица умеет: бегать, клевать, стоять, ….
- Я знаю сказку о зимующей птичке. Под эту сказку можно делать артикуляционную гимнастику. Хотите ее услышать? Проходите за столы. Возьмите зеркала. А поможет нам …. (Воробей)
Жил – был воробей. Однажды он проснулась рано-рано, в 7 часов утра (Упражнение «Часики»). И пошёл, чистить зубки: сначала верхние, потом нижние (Упражнение «Чистим зубки»). После этого он вышел во двор и встретил кошку, которая на кого-то сердилась (Упражнение «Киска сердится»). Не обращая внимания на нее, воробей полетел кататься на качелях (Упражнение «Качели»). Затем сел на забор (Упражнение «Заборчик») и запел песенку (Упражнение трубочка).
Интересная сказка?
- Я знаю, что воробей приготовила вам игру «Доскажи словечко». Нужно досказать слово и определить положение звука «н» или «н`» в этом слове.
Стройный, быстрый,
Рога ветвисты,
Пасется весь день.
Кто же это?. (олень)
От простуд он не страдает,
Не страшится злобных вьюг,
И к зиме не улетает,
На далекий знойный юг.
Пусть покроют снега груды,
И пригорок,
И пустырь —
Раз красавец прилетел к нам,
Житель севера. (снегирь).
Окраской - сероватая,
Повадкой — вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Это. (ворона).
Вперевалку шел со льдин,
Очень важный к нам. (пингвин)
- Вам понравилась игра? Еще хотите поиграть?
Предлагаю поиграть в игру «Сигнальщики».
- Я буду называть слова, а вы, если услышите звук «Н», поднимайте вверх синий цвет. А если услышите звук «Н`», поднимайте зеленый цвет. Согласны? Хорошо, начнем. Приготовились!
Речевой материал : Наташа, нитка, нос, Никита, Нюша, ноты, сосны, синица, носки, нёс, манка, сирень, Сеня. Молодцы! Хотите еще поиграть?
Возьмите себе понравившийся конверт. Откройте его и соберите картинку.
Получалось? Подберите правильную схему к картинке. Молодцы!
- Устали? Отдохнем?
Приглашаю вас на физкультминутку.
Мы устали чуточку, (потягиваются, руки вверх)
Отдохнем минуточку, (потягиваются, руки в стороны)
Поворот, наклон, прыжок, (поворот, наклон, прыжок)
Улыбнись, давай, дружок, (поворот, наклон, прыжок)
Прямо спину ты держи, (выпрямили спину, руки вниз)
На соседа посмотри, (смотрят друг на друга)
Руки вверх и сразу вниз (Руки вверх и сразу вниз)
Играть дальше становись! (встают полукругом)
«Добавь слог» : (играют с мячом)
Ребята, я начну слово, а вы его продолжите слогом «на».
На: шина, сосна, весна, машина, корона;
Но: окно, кино, полено, колено;
Ны: кроны, карманы, картины, макароны; Молодцы!
- Ребята, посмотрите, снежинка улыбается, значит, ей понравилось у нас. Она расскажет Наташе и Никите, что узнавать новые звуки не скучно, а очень даже весело. Правда?
- Ребята, предлагаю подарить Наташе и Никите подарки? В зеленую коробочку положим подарки для Никиты, в синюю подарки для Наташи.
- Я подарю Наташе….
- Я подарю Никите….
- Молодцы, вам понравилось, как мы играли? Весело?
Ребята, а Снежинке подарим рисунки, хотите? Возьмите по одному листочку и обведите синим карандашом картинки, где встречается твердый звук [н], а зеленым где встречается мягкий звук [н`], и раскрасьте их.
3. Подведение итогов:
- Что вы нового узнали на занятии?
- Что больше всего понравилось?
- О чём расскажите дома?