МААМ-картинки

Звуковая культура речи: звук [ч]

Бурлакова Полина Андреевна
Звуковая культура речи: звук [ч]

Технологическая карта открытого образовательного события с воспитанниками старшей группы

«Звуковая культура речи : звук [Ч]»

Дидактико-методологическое пояснение

Возрастная группа: старшая группа

Ведущая образовательная область: речевое развитие

Тема: «Звуковая культура речи : звук [Ч]»

Цель: Создать условия для формирования правильного произношения звука [ч] у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

Образовательные:

• Познакомить со звуком [ч];

Публикация «Звуковая культура речи: звук [ч]» размещена в разделах

• Уточнить произношение звука [ч] в изолированном виде, в словах;

• Закрепить навык произношения звука [ч] в слогах, словах;

• Побуждать интонационно выделять согласный звук [ч] в словах;

• Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

• Учить детей находить звук [ч] в словах (в конце, в начале, в середине слова);

• Учить определять звук [ч] среди других звуков, в слогах, в словах.

Развивающие:

Развивать фонематический слух, память, внимание и мышление;

• Развивать полноценные движения и определённые положения органов артикуляционного аппарата для правильного произношения звука [ч], с помощью артикуляционной гимнастики;

• Развивать выразительность речи и правильное произношение звуков с помощью чистоговорок;

• Развивать умение отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление;

• Развивать графические навыки (рисование предметов);

• Развивать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.

• Развивать навык самоконтроля и самооценки.

Целевые ориентиры: Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, физическая, изобразительная.

Средства реализации, необходимое оборудование: музыкальная колонка, аудиозапись, мяч, предметные картинки, рабочая тетрадь Е. В Колесникова «От слова к звуку», цветные карандаши.

Предварительная работа: Дидактическая игра «Кто самый внимательный?»

Предполагаемый итог работы: Дети научились правильно произносить звук [ч], находить и различать его среди других звуков в слогах и словах.

Организационная структура СМОД

Этап деятельности, продолжительность Задачи этапа Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Виды детской деятельности Результат

Мотивационно-побудительный

2 мин Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка.

Организация направленного внимания.

Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах.

Формирование интереса к содержанию СМОД. Здравствуйте ребята, я рада видеть вас сегодня, давайте с вами встанем в круг

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель стимулирует детей к предстоящей деятельности.

Сегодня мы отправляемся в путешествие в страну звуков. Но сначала отгадайте мою загадку:

-«Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Я стучу, стучу, стучу,

Я лечу, лечу, лечу,

Опоздать я не хочу»

-Кто это?

-Правильно. И как вы думаете, на чем мы отправимся в путешествие?

Вы, ребята, будете вагончиками, а я паровозиком.

Приготовились? Поехали!

Я мчусь, я скорый поезд. ,

Пыхчу я чух-чух-чух,

От скорости, от скорости

Захватывает дух.

ЧЧЧЧЧЧЧЧ Ач, ач, уч,уч,эч,эч,ча,ча,чуууу

Я детей прокачу.

-Приехали! Вагончики паровозик отцепил Дети включаются в совместную деятельность, в игру, стремятся быть вместе со всеми.

Ответы детей

-Паровоз

-на паровозе

Дети с педагогом имитируют движение руками и поют.

Дети садятся.

Коммуникативная деятельность.

Игровая деятельность. Психологическая готовность.

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания.

Организационно-поисковый

8 мин Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений.

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, способах действия и т. д. -Ребята, мы с вами приехали в страну звуков.

Здесь нас уже встречает Чиполлино. А в руках у него письмо, сейчас я вам его прочитаю. «Нам срочно нужно помочь найти звук, который спрятан в словах: Черепаха, чайник, часы, звук этот спрятан в начале слова. Какой это звук? Мяч, ключ, калач, где сейчас спрятался наш звук? В конце слова. Колокольчик, очки, ручка Сейчас наш звук спрятался в середине слова.» И так - это звук [Ч].

А наш Паровозик любит играть с этим звуком, потому что он его сам же и издаё т: ч-ч-ч

- Ребята, давайте попробуем произнести звук Ч и для этого мы разбудим язычок, зубки и губки. Посмотрим, как рождается звук [ч]

При произношении звука [Ч] губы слегка вытянуты вперед трубочкой;

зубы сжаты или чуть-чуть приоткрыты.

Наш звук играет с ветерком.

Преподнесите ладошку к ротику и ещё раз красиво произнесём звук Ч. Чувствуете, как из ваших ротиков вырывается небольшой ветерок?

Дети, а вы знаете, что в этой волшебной стране жители очень любят играть в различные игры со звуками? И мы с вами тоже поиграем.

Игра называется поймай звук.

-я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите звук [Ч] : Т Ч Щ Ш Б Р Ч К Ч Ж Ч Д Ч С

– Следующая игра, я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите слог со звуком Ч : ТЯ-ЧА-СО-ЩО-ЧИ-МИ-ЛА-ТЮ-ЧУ-РО-ЧЕ- ДИ- НА-ЧУ

– И последнее, я буду произносить слова со звуком [Ч], а вы хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите слово со звуком Ч : девочка, банка, щётка, грач, бант, кочка, насос, мячик, вата, чудеса.

- Молодцы, хорошо справились, и нам пора продолжать наше путешествие.

-Ребята, а еще жители этой страны очень любят сочинять и петь песенки и проговаривать маленькие стихотворения.

-Я буду петь, а вы за мной повторяйте (Педагог поет, а дети повторяют:)

Ча-ча-ча, ча-ча-ча в комнате горит свеча.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу молоточком я стучу.

Чо-чо- чо, чо-чо-чо в печке очень горячо.

Чи-чи-чи, чи-чи-чи спрятались мои ключи.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок, а в кармане пятачок.

Ач-ач-ач, ач-ач-ач дайте мне большой калач.

Оч-оч-оч, оч-оч-оч наступила ночь.

Уч-уч-уч,уч-уч-уч а на небе яркий луч.

Познавательная деятельность Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового.

Осознанные усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки и т. д. овладение способами познавательной деятельности. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Любознательность и активность.

Динамическая пауза, физкультминутка

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости.

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта.

Практический

13 мин

Овладение способами действия, применение знаний, навыков, умений. А сейчас ребята, давайте посмотрим что нам приготовил Чиполлино в своем мешочке, Это загадка:

На лугу живет скрипач

Носит фрак и ходит вскачь.

С ветки на тропинку

С травки на былинку.

Прыгает пружинка

Зеленая спинка. (Кузнечик)

А давайте и мы с вами превратимся в кузнечиков

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок, стоп.

Сели, посидели,

Травушку покушали, тишину послушали.

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко!

А сейчас давайте выполним задания в ваших рабочих тетрадях. Е. В. Колесникова. Тема № 17 стр. 34.

Ребята, я вижу вы все справились с заданием. У вас на столах лежат солнышки и тучки. Ребята поднимите солнышки кому было легко и весело выполнять задание,кто справился с заданием хорошо. Ребята, кому было трудно выполнять задание, поднимите тучки.

Захотелось ласковых нам слов.

Кто из звуков нам помочь готов?

Ч – он очень мягкий звук,

Не обойтись, похоже,

без его услуг.

-Ребята, посмотрите на картинки и назовите мне предметы, изображенные на них ласково, чтоб в названии слышался звук Ч.

Пень – пенёчек, замок – замочек, стакан – стаканчик, палец – пальчик,

язык – язычок, ваза –вазочка, коза – козочка, собака –собачка, коса – косичка, кисть – кисточка, ключ –ключик, мяч – мячик, носок – носочек, огурец – огурчик, помидор – помидорчик.

Дети отгадывают загадку.

Дети выполняют движения.

Дети выполняют практическую работу. Взаимодействуют с другими детьми и педагогом (задают вопросы, помогают, договариваются).

Самопроверка.

Дети называют предметы. И передают мяч.

Двигательная деятельность.

Изобразительная деятельность.

Коммуникативная деятельность.

Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Рефлексивно-коррегирующий

5мин -Какое же интересное у нас было путешествие. Вы со мной согласны?

Какие же вы сегодня молодцы! С каким звуком мы сегодня познакомились? Давайте вспомним песенку паровозика.

Когда придете домой, спойте эту песенку своим близким. Им будет очень интересно и приятно ее послушать. Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния и т. д. Коммуникативная деятельность.

Бльшинство детей умеют правильно произносить звук [ч], находить его в словах и отличать его от других.

Публикации по теме:

Игра для развития звуковой культура речи «Любопытное солнышко»Игра для развития звуковой культура речи «Любопытное солнышко» Сегодня я представляю третий вариант многофункциональной игры «Любопытное солнышко». Направление: развитие речи и звуковая культура.

Конспект НОД по развитию речи «Звук [Н]» Цель: изучение звука [Н]. Задачи: 1. Формировать навыки звукового анализа; 2. Формировать понятия «звук», «согласный звук», «буква», «слог»;.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Звук [ш]»Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Звук [ш]» Программные задачи: уточнять и закреплять правильное произношение звука [ш] в словах и фразах, развивать фонематический слух, упражнять.

Конспект открытого занятия «Путешествие на луг» (Звуковая культура речи). Вторая младшая группа .

Конспект занятия по развитию речи «Звук» Занятие по развитию речи: "Звуки. " Цель и задачи: Познакомить детей с видами звуков и научить правильному произношению. Научить детей.

Конспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группеКонспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группе Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» в младшей группе. Цель: создание условий.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Конспект занятия «Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]. Дидактическая игра «Ярмарка» (вторая младшая группа) Конспект занятия «Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]. Дидактическая игра «Ярмарка» (вторая младшая группа). Цель: Развитие фонетического.

Пособие «Звуковая культура речи»Пособие «Звуковая культура речи» Пособие для развития звуковой культуры речи. По трафарету вырезаю буквы на букве рисую картинки на этот звук. Буквы вырезаю из картона.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]»Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]» b]Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук (Ш)»[/b] Цель: Формирование звуковой культуры речи у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Звуковая культура речи: звук [ч]
Опубликовано: 20 февраля 2021 в 05:58
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД