10 апреля. День метеорологии на МААМ

9 апреля 2019 в 23:24 - Сергей Желонкин
article18265.jpg

Метеорология – неотъемлемая часть нашей жизни. Хоть мы порой и посмеиваемся над синоптиками и метеорологами – за не всегда точные прогнозы, однако регулярно сверяемся с ними, не правда ли? С древнейших времён люди пытались предсказать, какой будет погода. Наблюдая за изменениями окружающей среды, за поведением животных и птиц, наши предки постепенно накапливали опыт и учились сопоставлять увиденное с погодными явлениями. Пытались определить, на основе этого опыта, какой будет погода в ближайшие дни. Упорядочить эту деятельность, сделать её регулярной и задокументированной взялся...кто бы вы думали?.. Пётр I.

Начиная с 10 апреля 1722 года, по указу Петра Первого, в Санкт-Петербурге начались регулярные наблюдения за погодой. Ответственным за ежедневные сводки погоды был назначен вице-адмирал Корнелиус Крюйс (норвежского происхождения, но практически всю сознательную жизнь проведший в России). Его метеорологические сводки первых лет были похожи не на научные записи, а на мини-рассказы «в стиле Пришвина». Только в 1724 году была устроена первая в истории России метеостанция, а с 1725-го – сводки погоды стали содержать конкретную информацию, так как составлялись уже при помощи измерительных приборов.

Метеостанцию – не хуже, чем у Петра Первого, а даже богаче оснащённую – заводят в наши дни во многих детских садах и школах. Занимательная игровая работа на ней позволяет детям ежедневно проводить наблюдения за погодой в определенной последовательности и фиксировать изменения в виде записей и рисунков.

Для размещения метеостанции подойдёт любой открытый участок двора. Небольшой, на котором разместятся метеодомик. и такие традиционные приборы для наблюдения за погодой, как термометр, осадкомер, гигрометр, ветряной рукав, барометр, солнечные часы, шесты с флюгером и ветряным рукавом. Далее – некоторые подробности оснащения метеостанций, в наглядном отображении.

12 кадров МААМовской «метеорологической фотохроники»

Вот одна из «образцовых» метеоплощадок, на которой имеется всё вышеперечисленное оборудование. Причём – ничего нет «покупного»: только сделанные умелыми руками педагогов и родителей вещи.

Один из важнейших элементов на любой станции – это метеодомик, закрытый, но проветриваемый. Термометр и барометр помещаются внутри домика потому, что измерения должны обязательно проводиться в тени, а не на открытом солнце.

Удачное решение – украсить метеодомик подвижными элементами из фанеры. На градусник прикреплена нить-бегунок, чтобы показывать температуру. Дерево времён года собрано по принципу книжки. На другом скате крыши – также собранные в виде книжки знаки: «ясно», «облачно», «дождь» и т.п.

Солнечные часы, по понятным причинам, «работают» только в ясную погоду. Когда есть солнышко на небе – время определяют безотказно!

Роль естественных природных гигрометров на многих метеоплощадках выполняют еловые и сосновые шишки. При изменении влажности воздуха их чешуйки то приоткрываются, то, наоборот, закрываются. Маленькие метеорологи очень любят замечать такие изменения.

Приятно, когда направление ветра указывает на метеостанции вот такой самодельный флюгер «Золотой петушок»!

Измерители осадков бывают разные, но смысл их устройства одинаков: накопитель и мерный стаканчик.

Стенды для наглядного фиксирования результатов наблюдений можно красиво оформить. Для малышей – например, так.

А для ребят постарше – вот так: с отметками, делениями и перемещающимися круглыми «фишками» - для фиксирования показаний погоды по дням недели: температура, осадки, облачность.

В ходе экскурсий на настоящую метеостанцию ребята могли убедиться в том, что метеодомик там установлен очень похожий на тот, что стоит у них во дворе.

Хотя, конечно же, есть много другого оборудования. К примеру, в небо ежедневно запускается метеозонд.

Открытие любой новой метеоплощадки – это важное и значимое событие, которое педагоги часто превращают в настоящий праздник!

Успехов вам в природно-климатических наблюдениях, и помните: у природы нет плохой погоды!



Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев