26 апреля. День Спасской башни на МААМ

25 апреля 2019 в 22:52 - Сергей Желонкин
article18297.jpg

Эта башня Московского Кремля знакома всем в России и очень многим – в мире. Её куранты – первое, что видит каждый россиянин при встече Нового года. Это самые главные часы в нашей стране. А сама Спасская башня – один из основных символов России. 26 апреля 1658 года, в царствование, Алексея Михайловича, она получила своё окончательное историческое название.

Изначально главные ворота Кремля были белокаменными (как и весь Кремль) и назывались Фроловской башней – от церкви Фрола и Лавра на Мясницкой, к которой вела дорога от этих ворот. Известно, что башня стояла ещё при Дмитрие Донском (XIVвек). Похожий на привычный нам «краснокирпичный» вид она приобрела на исходе XV века, когда Иван III затеял масштабную реконструкцию московской крепости. Новая Фроловская башня была выстроена рядом со старой, ей на замену в 1491 году. Главным архитектором будущей бессмертной российской достопримечательности стал «Пётр Антоний Солярио от града Медиолана» (Пьетро Антонио Солари из Милана).

26 апреля 1658 года царь велел переименовать Фроловскую башню в Спасскую – по имени большой иконы Спаса Смоленского, закреплённой над воротами в честь присоединения Смоленского княжества к России. Эта икона олицетворяло духовное единство восточной и западной Руси.

От ворот Спасской башни уходили на войну полки, все крестные ходы из Кремля шли через эти ворота, и все правители России, начиная с основателя династии Романовых – Михаила Фёдоровича, перед коронацией торжественно проходили через них. Поэтому Спасские ворота называли ещё Царскими или Святыми. Запрещено было проходить через ворота Спасской башни в головном уборе или проезжать верхом на лошади. За «забывчивость» секли либо заставляли класть пятьдесят земных поклонов перед иконой. Есть легенда, что когда Наполеон проезжал через Спасские ворота, порыв ветра сорвал с него треуголку.

На Спасской башне появились первые башенные часы в истории России, в XV веке. Сначала стрелка на них была всего одна, часовая. Она всегда смотрела вверх, а вращался сам циферблат. С тех пор куранты неоднократно реконструировались. Глобальнее всего – в 1913 году, к юбилею Дома Романовых, и в 1974 году, с остановкой на 100 дней. Диаметр циферблата равен 6,12 метров. Он такой огромный, что сквозь него мог бы пройти поезд московского метро! А высота всей Спасской башни – 71 метр.

Спасская башня в художественном отображении детей и педагогов

Такой рисунок наглядно демонстрирует, что Спасская башня – это не просто башня, а именно парадные ворота Кремля. Подобную картину можно нарисовать с детьми, используя сочетания геометрических фигур.

На этой аппликации вместе со Спасской изображены также Сенатская и Никольская башни Московского Кремля. Они получились вполне узнаваемыми. Такой Кремль вполне можно изготовить вместе с детьми.

Интересный пример аппликации объёмной, с изображением Кремля «во главе» со Спасской башней, можно увидеть на этом фото.

И в оформлении данного патриотического уголка чётко прослеживаются «кремлёвские» тенденции.

Макет Московского Кремля можно смастерить своими руками в технике пластилинографии. А затем использовать его не только в демонстрационных, но и в игровых целях.

Очень удачной получилась эта картина, в технике бумажной мозаики. Она изображает праздничный салют Победы над Кремлём. В центре всей композиции – конечно же, Спасская башня!

Очень празднично выглядит Спасская башня и на этой объёмной аппликации.

Чудесный макет Спасской башни был выполнен из гипсокартона, листами которого обшили деревянный каркас. А для рубиновой звезды на вершине «парадных ворот Кремля» пригодилась звезда от новогодней ёлки.

Икона Спаса Смоленского, давшая название главной башне Московского Кремля, «вернулась на своё место» в 2010 году. Когда в 1930-е годы было приказано иконы с кремлёвских башен убрать, советские мастера не уничтожили их, а просто скрыли под слоем цементного раствора и штукатурки. Он был нанесён на металлическую сетку, отстоящую от иконы на 4-5 см. Также была сохранена икона Николая Чудотворца на Никольской башне, и после реставрации эти фрески, помещённые в оклад и скрытые под стеклом от пыли и сырости, «возвратились» из небытия. Это возрождение православная церковь назвала «делами чудесными».


Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев