5 ноября. Смотр игр со счетными палочками на МААМ

4 ноября 2019 в 01:52 - Татьяна Варнавская
article19045.jpg

Самым первым счетным инструментом у человека были пальцы рук. Для простейших арифметических вычислений этого способа вполне хватало. Для запоминания чисел пользовались зарубками. До сих пор в нашем языке в ходу слово «бирка». Теперь оно обозначает этикетку, а раньше это была деревянная табличка, на которой делали засечки по количеству долга.

Пальцевый счет существовал у всех народов. В Средние века в Англии первые десять чисел назывались пальцами. В Древней Руси единицы именовались перстами, а десятки – суставами. Счет на одной руке породил пятеричную систему исчисления, а на двух – десятиричную. Существовала даже сорокаричная система исчисления, когда в счете участвовало суммарное число пальцев рук и ног у продавца и покупателя.

В память о бытовавшей когда-то пятеричной системе мы и сейчас используем слово «пяток», когда просим взвесить нам пяток яблок или огурцов. Четверичная система счета основана на счете пальцев на одной руке, не считая большого. Большой палец на Руси был вовсе не «перст», а «палесъ» – он означал окончание счета и был эквивалентом нуля. Счет тройками на нашей земле не прижился, зато мы по-прежнему считаем парами.

Пальцы – первый инструмент освоения счета детьми, но помимо них педагоги используют и другие средства. Например, счетные палочки. Это богатейший материал для развития у дошкольников математических способностей. Они способствуют развитию мышления, с ними можно решать примеры и задачи, и даже конструировать различные фигуры. Посмотрите, как необычно используют обычные счетные палочки в детских садах!

Весёлые счетные палочки. Во всем мире широко известны и активно используются счетные палочки. Это незаменимый дидактический материал предназначен не только для обучения детей математике, но и для развития зрительного восприятия, мыслительных процессов, а также развития мелкой моторики пальцев рук.

Конструирование из счетных палочек. Задания со счётными палочками развивают не только мелкую моторику рук, но и внимание, воображение, мышление, сообразительность. Такое конструирование помогает закрепить представления о геометрических фигурах, познакомить с понятием симметрии.

Дидактическая игра «Собери по картинке фигурки из счётных палочек». В этой игре могут участвовать пять и более детей. Игроки должны по картинке сложить фигурки из счётных палочек и назвать этот предмет.

Картотека заданий со счетными палочками. Дошколята любят играть со счетными палочками, строить разные дома и геометрические фигуры. Дошкольные педагоги создали для ребят целую картотеку изображений для выкладывания с образцами и стихами.

Игра «Головоломка с палочками». Такую головоломку удобно брать с собой в дорогу или предложить в качестве тихой игры, развивающей мышление.

Нетрадиционное использование счетных палочек и математического набора «Учись считать». Дошколята выкладывают из предложенного материала любую картину, какую им хочется.

Дидактические игры со счетными палочками. В этой головоломке надо переложить 2 палочки, чтобы теленок смотрел в другую сторону, а его хвостик был направлен вверх.

Дидактические игры со счетными палочками в детском саду. С помощью этой игры можно закреплять с детьми названия домашних и диких животных и научить детей моделировать животных с помощью счетных палочек.

Развитие логического мышления с помощью геометрических наборов и счётных палочек. Занимательные игры, головоломки, задачи на смекалку вызывают у ребят большой интерес: дети могут подолгу, не отвлекаясь, упражняться в преобразовании фигур и выкладывать палочки по собственному замыслу.

Дидактическая игра для малышей «Палочки-втыкалочки». Одним из видов дидактической игры в раннем возрасте являются игры с предметами. В этих играх малыши развиваются двигательные навыки, совершенствуется мелкая моторика пальцев.

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев