Лучший педагог года

Духовно-нравственное воспитание дошкольника

23 июля 2011 в 17:29 - Светлана Вострикова
article997.jpg

Духовно-нравственное воспитание дошкольника

Свое выступление я хочу начать со слов В.А.Сухомлинского «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

 

Россия, Родина, родной край… До боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека стали уходить на второй план. В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Рост научно-технического прогресса, непрерывный каскад открытий, изобретений породили гипертрофированные представления об абсолютном приоритете логического познания перед эмоционально-чувственным, вещественного богатства над духовным. Засилье иностранных слов, песен, фильмов, игр способствует спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре. Как в век техницизма и прагматизма сохранить у детей интерес к искусству, национальным традициям, обычаям? Не получим ли мы в лице современных дошкольников «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей?

 

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше коллектируется с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

 

В МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 26 «Колосок» духовно-нравственное воспитание дошкольников является приоритетным. В своей деятельности педагоги детского сада решают следующие задачи:

  • Воспитание нравственных и эстетических чувств;
  • Формирование базисных основ личности;
  • Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности

- к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране;

- к культурному наследию своего народа;

- к природе родного края;

  • Создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;
  • Обеспечение обогащенного художественно-эстетического, познавательного развития, выявление ранней одаренности.

 

Поставленные задачи реализуются через следующие формы воспитательно-образовательного процесса:

  • Занятия;
  • Педагогических проекты («Влияние синтеза искусства на развитие личности дошкольника», «Образ природы в музыке», «Отвори дверь в мир искусства», «Ненаглядная краса России», «Сказка ложь, да в ней намек», «Ты детям сказку расскажи»);
  • Мастер-классы;
  • Творческие объединения педагогов;
  • Кружковая деятельность («Творец Красоты», «Дело мастера боится», «Родничок», «Фантазия природы», «Прикоснись к природе сердцем», «Творим, выдумываем, сочиняем»);
  • Досуги, развлечения;
  • Экскурсии;
  • Конкурсы, выставки

 

В дошкольном учреждении осуществляют деятельность группы «Родничок» и «Гармония».

В группе «Родничок» целенаправленно ведется работа по нравственно-патриотическому воспитанию. Педагоги, помимо основной комплексной «Программы воспитания и обучения» М.А.Васильевой, реализуют рабочую программу «Приобщение к истокам русской национальной культуры», которая представлена следующими разделами:

  • «Как жили люди на Руси»;
  • «Декоративно-прикладное искусство»;
  • «Устное народное творчество»;
  • «Народная игра»

 

Работа с детьми проводится на занятиях по познавательной деятельности, музыкальному воспитанию, ознакомлению с художественной литературой, физкультурному воспитанию, кружковых занятиях. Диагностические исследования показывают следующие результаты: высокий уровень освоения дошкольниками программы, сформированности их знаний, умений и навыков составляет 54 %, эмоционального восприятия 61 %. Педагогами группы проводятся кружковые занятия, мастер-классы, реализованы два педагогических проекта.

 

В группе «Гармония» ведется работа по эстетическому воспитанию, которое несет степень высшей актуальности в современном дошкольном образовании. Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, душевную утонченность и творческую активность. Ключевую роль мы видим в создании условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности. Педагоги группы реализуют сертифицированную рабочую программу «Мир цвета, мир звука, мир пластики, мир мысли», которая основана на синтезе искусств и содержит следующие разделы: музыка, живопись, литература, творчество.

 

Работа с детьми проводится в рамках эстетических, познавательных, музыкальных, логопедических, кружковых занятий. Важную роль в эстетическом воспитании отводится искусству.

Искусство включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды;
Искусство составляет содержание образования;
Искусство используется в различных видах художественной деятельности, служит развитию детского творчества.

 

Образовательный процесс направлен на развитие восприятия, формирования умения наблюдать, вглядываться, вслушиваться, выделять гармонию, характер. Постепенно дети приобретают способность образной эмоциональной оценки предметов, удельный вес осмысления произведений искусства увеличивается – дети овладевают содержанием, формой и выразительными средствами. Диагностические исследования показывают: высокий уровень освоения программы, сформированности знаний, умений, навыков имеют 55 % дошкольников, эмоционального восприятия – 64 %, развития творческих способностей – 51 %.

 

В дошкольном учреждении осуществляет деятельность ГПО «Эстетическое развитие дошкольника». Педагогами проведены открытые мероприятия, мастер-классы, презентации деятельности группы, мюзикл во время прохождении процедуры государственной аккредитации. Воспитатели, музыкальный руководитель, учитель-логопед группы являются активными участниками педагогических сообществ Интернет-сайтов, научно-исследовательских конференций МГПИ.

 

Педагогами реализованы педагогические проекты:

  • «Влияние синтеза искусств на развитие личности дошкольника», который получил 5 рейтинговое место в областном конкурсе педагогических проектов и диплом I степени городского конкурса «ДОУ-территория развития»;
  •  «Роль художественного искусства в развитии творческих способностей старшего дошкольника».

 

На базе группы планируется открытие городской экспериментальной площадки «Педагогическая модель художественно-эстетического образования в дошкольном учреждении»

 

Положительные результаты деятельности детского сада по данным направлениям позволяет продолжить работу и в дальнейшем, но, не застаиваясь на месте, а работая в инновационном режиме.

 

Детский сад, как дом и мир детей – проблема взрослых. Каким он должен быть, чтобы наши дети выросли по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми? Главный результат деятельности нашего дошкольного учреждения мы видим в обогащении внутренней культуры ребенка, в прикосновении его к истории, воспитании чувства гордости за свою родину, народ. Мы стремимся, чтобы наши воспитанники были самостоятельны, активны, эмоционально отзывчивы, проявляли инициативу, творческие способности, имели яркую индивидуальность, практические умения и навыки для внесения изменений в окружающий мир.

 

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД