МААМ-картинки

Клуб «Юный краевед» - форма сотрудничества детского сада и библиотеки

1 июля 2011 в 12:23 - Людмила Никифорова
article870.jpg

Клуб «Юный краевед»

Форма сотрудничества детского сада и библиотеки

Авторы: Никифорова Л.М., Бекк И.В.


В настоящее время предлагается много путей и способов решения проблемы воспитания будущего поколения, а так же повышения уровня образованности всех возрастных групп общества. Не случайно 2003 –2012 гг. ООН объявила десятилетием грамотности.


Программа детского сада предусматривает знакомство детей с художественной литературой, общение детей с книгами. Мы, работники детского сада, часто сталкивались с проблемой недостатка нужных книг, рекомендованных программой воспитания и обучения детей в детском саду. И в этих вопросах нас всегда выручала библиотека. Библиотекари очень внимательно относились к нашим просьбам, благодаря чему мы могли знакомить наших детей со всеми книгами согласно их возраста. Так мы сотрудничали много лет, пока у нас не возникла идея создания на базе библиотеки и детского сада клуба «Юный краевед».

Администрация нашего детского сада полностью поддержала это начинание. Создание клуба «Юный краевед» было включено в проект, реализуемый в детском саду под названием: «Люби и знай Саратовский край».

Цель работы клуба: приобщение детей к истории и достопримечательностям Саратовской земли через активные формы взаимодействия детского сада и библиотеки.

Задачи работы клуба:

1.Привлекать внимание дошкольников к библиотеке, чтению богатого наследия наших писателей.

2.Воспитывать любовь к малой родине, расширять кругозор и краеведческие знания об истории, достопримечательностях и экологии родного края.

3.Прививать любовь к родной природе, подвести к пониманию её хрупкой красоты и бережному отношению.

4.Привлекать родителей к совместной деятельности по воспитанию у детей краеведческих знаний (посещение библиотеки, изготовление пособий, экскурсии по городу и др.).

 

Над символикой клуба работала творческая группа педагогов детского сада. Было предложено несколько вариантов эмблемы, проводилась их презентация. Победила вот эта эмблема.

Символика эмблемы означает:
Круг – наша Земля имеет форму шара, на котором и располагается Саратовская область.
Цвета – красный, голубой, повторяют цвета российского флага, а желтый фон символизирует богатство нашей земли.
Раскрытая книга – стремление к получению знаний из книг.
Герб Саратовской области – принадлежность к саратовской земле.

Наш девиз: «Люби и знай Саратовский край».

Гимн юных краеведов

Слова Сафроновой И.И., музыка - Никифоровой Л.М.

1.На Волге великой есть город большой.

К нему мы привязаны с детства душой.

Все краше становится день он за днем,

Столицей Поволжья его мы зовем.

Припев: Саратов любимый! Саратов родной!

Мы связаны нитью незримой одной.

 

2.Историю города мы узнаем.

И учим стихи мы и песни о нем.

Живем мы на этой прекрасной земле,

Где счастья хватает и мне и тебе.

Припев: Саратов любимый! Саратов родной!

Мы связаны нитью незримой одной.

 

Дети быстро запомнили девиз клуба и гимн юных краеведов. Гимн детям понравился, они с удовольствием повторяли его слова. В их интонациях звучала серьезность и деловитость, желание быть причастным к краеведческой деятельности. В дальнейшем все занятия кружка начинались с пения гимна и прикрепления символики.

Каждое занятие в библиотеке для детей было, как праздник. Они наслаждались общением с книгами, старались соблюдать правила поведения в библиотеке. А самое главное – дети узнали много интересного о родном городе. Вот они, наши первые краеведы. Библиотекари приходили к нам с выставками книг, с интересными занятиями и материалами. Наиболее ярко и удачно прошли: «Наш город на карте и в открытках», «Знакомство с зелеными памятниками Саратова», «Красная книга растений Саратовской области», «Саратовские писатели детям», «Зовется гора Соколовой».

Мы сдружились с библиотекой и стали проводить совместные праздники. Итогом работы за год стало проведение турнира знатоков родного края: «Город чудный, город славный». Мы пригласили родителей, чтобы они порадовались успехам детей и работе клуба «Юный краевед». Представители библиотеки были приглашены на турнир в качестве жюри. Воспитатели распределили детей в две команды «Соколята» и «Волжане». При проведении турнира дети вели себя очень по - взрослому, чувствовалось их желание ощущать себя настоящими краеведами, знатоками родного края.

А это второе поколение «Юных краеведов». Их встреча в библиотеке состоялась совместно с родителями. Кроме того, на этой презентации присутствовали дети СШ № 72 . Наверно, еще и поэтому дошкольникам понравилось в библиотеке, что они услышали такие знакомые стихи К.Чуковского из уст старших детей и, конечно, такая преемственность поколений еще больше воодушевила и расположила дошкольников к библиотеке.

Поэтому, когда детям предложили продолжить знакомство, совместно изучать родной край, достопримечательности Саратовской земли, людей живущих на этой земле и прославивших ее и, конечно, вступить в ряды Юных Краеведов. Они с радостью согласились. Под торжественные звуки гимна ряды Юных Краеведов пополнились…


Игра – основной вид деятельности дошкольников, вы видите игры, которые мы совместно придумали для расширения кругозора и закрепления в памяти детей культурно-исторических памятников и достопримечательностей города: «Реставраторы», «Путешествие по городу».

Сотрудничество продолжилось: библиотекари приходили в детский сад и проводили с детьми интересные занятия в игровой форме: «Главная улица России» (О Волге), «Я и моя семья в истории города», «Краса земли – зеленый дом» и др. С большим интересом дети снова побывали в библиотеке на занятии «Я люблю свой город».

Особенно интересно прошла реализация проекта «Саратовские сказки». Цель проекта: знакомство с достопримечательностями города Саратова через сказки Владимира Шатько. Эти сказки порекомендовали сотрудники библиотеке и предложили их для знакомства детям: «Сказку о Соколовой горе», «Сказку о трех осетрах и трех стерлядках», «Сказку о Кумысной поляне», «Сказку о Зеленом острове». Дети так полюбили эти сказки, что решили сделать коллективное панно «Саратовские сказки». Получилось очень красиво. А самую любимую сказку, «Сказку о Соколовой горе», мы вместе с детьми вылепили из пластилина.

Содержание всех этих сказок не претендует на историческую достоверность, но образы, созданные в них, вызывают в детях искренние чувства сопереживания Соколу – отважной птице, стерлядкам – обитателям Волги, и возникают ассоциации с названием горы, гербом нашего города. Во время знакомства со «Сказкой о Кумысной поляне», дети не только запомнили название и местоположение поляны, но и научились сопереживать людям, появилось желание совершать добрые поступки, заботиться о нуждающихся. А «Сказка о Зеленом острове» позволила детям не только запомнить название одного из самых красивейших островов Волги, но и способствовало воспитанию в детях уважительного отношения к родителям и стремлению заботиться о них.

В прошедшем году наша страна отметила 65- летие Великой Победы в ВОВ. И, конечно, наш клуб не мог остаться безучастным к этой дате.

Мы понимали, что в детском сознании легче откладывается информация более простая и доступная, легче проводятся ассоциации на примере сверстников. Поэтому решили познакомить их с подвигами пионеров - героев. Конечно, мы обратились за помощью в предоставлении материала в детскую библиотеку №33, продолжая сотрудничество на базе клуба «Юный Краевед». Библиотекари предложили подборку художественных произведений о жизни, поступках и подвигах юных героев (Ю. Корольков «Леня Голиков», В.Н. Морозов Марат Казей», Г.Д. Нафжаров «Валя Котик», Г.О. Набатов «Зина Портнова», Г.А, Амбернади и С.И. Урланис «Володя Котляров», И.А. Туричин «Лида Матвеева», А,Д, Жариков «Камилия Шага», Г.А. Амбернади и С.И. Урланис «Толя Шумов», Б.Н. Никольский «Саша Бородулин», А. Г. Голубева «Галя Комлева», Б. Раевский «Нина Куковерова», Н.А. Надеждина «Лара Михеенко» )

Во второй половине дня дети слушали книги, где на доступном им языке излагались факты героизма 14-17- летних детей. Они проникались сердцем к судьбе юных героев. У нас, взрослых, перехватывало дыхание и комок подкатывал к горлу. Результат превзошел ожидания. Дети не просто прослушали рассказы и побеседовали о запомнившихся моментах. Часто в свободных играх и на прогулках они подходили и переспрашивали воспитателей:

-А Нине Куковеровой правда было 14 лет, и она была партизанкой? Как жалко, что она умерла…(В, Старостина 7 лет)

-Почему, когда Лида Матвеева сама прыгнула с камня с петлей на шее, фашист бросился бежать?... (Д. Котов 7 лет)

-Как же Камилия Шага не боялась крови, когда перевязывали раны? (А. Комкова 6 лет)

На следующем этапе мы решили провести собственное журналистское расследование, обратились с просьбой к родителям поделиться с нами информацией о своих родных, живших в годы войны и отдавших силы борьбе с фашизмом.

Надо сказать, что сначала некоторые отмахивались и говорили, что некогда, что сведения давно забылись, и в семье уже не сохранилось никакой информации. Но именно дети и способствовали, подталкивали родителей к составлению рассказа. Ведь каждый ребенок видел участие друзей и «теребил» маму с папой, чтобы они принесли рассказ.

Постепенно все принесли рассказы, и мы еще раз убедились, да действительно: нет в нашей стране семьи, которой ни коснулась бы война. Рассказы получились большие и маленькие, с фотографиями и без, об одном или нескольких родственниках. Мы считаем очень ценным, что каждый ребенок узнал о своих героических родственниках и поделился этими знаниями со всеми детьми.

А как сжималось сердце, когда в руки к нам попали немногочисленные фотографии тех лет и тех замечательных людей с простыми добрыми глазами. Пожелтевшие и растрескавшиеся от времени, испещренные надписями на память близким. Они тронули нас до глубины души. Нет, над ними не властно время!!!


Вот тогда и родилась у нас идея создать Книгу Памяти. Пусть у каждого ребенка и его семьи будет собственная страничка в великой и героической истории нашей страны. Пусть пока только в переделах детского сада. Зато каждый ребенок гордо и громко сможет назвать и рассказать о своем родственнике, внесшем посильный вклад в дело Великой Победы. Даже если их уже нет в живых прикоснуться к ним сердцем.

Мы гордимся тем, что о работе нашего клуба узнал ведущий передачи «Не за тридевять земель» Худяков Дмитрий Сергеевич. Он попросил прислать на телевидение материал о нашей работе. В результате о нашем сотрудничестве стало известно жителям Саратова и области.

О работе клуба вышли статьи в двух общероссийских журналах: «Юный краевед» (№9/2009г.), «Дошкольное воспитание» (№3/2010г.). Эпиграфом к своей статье мы взяли строки: С каждым днем в нашей жизни все большее место занимают телевидение и компьютерные технологии, как источники информации и развлечений. Но разве могут они заменить мир книг? Такой сказочный и разнообразный, тонкий и глубокий, обладающий знаниями и помогающий найти ответы на многие вопросы. С давних пор книга всегда была рядом с человеком: хранила знания, знакомила с ними новые поколения, помогала в трудную минуту, учила читать, дарила радость от общения с ней.

Мы считаем, что это высокая оценка нашего плодотворного сотрудничества.

К статье прилагается презентация.

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД