Папки-передвижки

Смена двигательной активности во время работы с Монтессори – материалом.

13 июня 2011 в 14:56 - Аурика Ковалык
article700.jpg

Смена двигательной активности во время работы с Монтессори – материалом.

«Желаете образовывать ум вашего ученика, - упражняйте его силы, которыми ум должен управлять»,- говорил в своем трактате «Эмиль» Жан-Жак Руссо, - «Развивайте настойчиво его тело, сделайте его крепким и здоровым, чтобы он стал мудрым и рассудительным. дайте ему возможность работать, быть деятельным, бегать, прыгать, быть постоянно в движении, чтобы он был бодрым человеком, и он сделается также рассудительным человеком».

Монтессори-педагогика заботится об обеспечении гармоничного развития интеллектуальной и физической сторон каждого ребенка. Возрастной период с 3 лет до б лет — является сензитивной фазой развития движений и моторики. К З годам дети испытывают потребность интенсивного развития мелкой моторики пальцев и мускулов рук.

Ближе к 5 - 6 годам наблюдается стремление ребенка к совершенствованию мускульной системы, овладению телом. То, что дети нуждаются в движении, является совершенно бесспорным. В Монтессори - группе, дети свободно передвигаются во время работы с материалом. Дидактический материал устроен таким образом, предполагает свободное движение. Ребенок выбирает рабочее место там, где ему нравится. При этом ему не приходится целый час сидеть за столом. Работать с материалом ребенок может сидя на стульчике или сидя на коврике; стоя на коленях или сидя на корточках т.е. в той позе в которой ему удобно в данный момент.

Монтессори исходит из того, что у детей есть потребность постоянно двигаться и она должна непременно удовлетворяться. для успешной реализации двигательной активности детей необходима подходящая обстановка, соответствующая росту и силе детей: легкая мебель, чтобы дети могли ее переставлять, низкие шкафы с материалом - доступные им по росту; выдвижные ящики, щетки по руке ребенку и т.д. Вот такая обстановка располагает ребенка постоянно без утомления совершенствовать свои движения, приобретать грацию и ловкость.

В практической и сенсорной зонах, материал позволяет проявлять большую двигательную активность, чем в зонах русского языка, математики и космической. Дети младшего возраста больше работают в практической и сенсорной зонах, и соответственно больше двигаются, что очень важно, т.к. в этом возрасте, плохо развиты статистические мышцы.

Во время работы детей с Монтессори - материалом у них можно наблюдать различные виды движений. По классу дети ходят медленным шагом; неся материал, им приходится обходить рабочие коврики, использовать приставной шаг. Дети упражняются в равновесии при ходьбе с подносами или предметами в руках, а также стоя на носках, выбирая материал с верхних полок. Во время работы на ковриках — ползают на четвереньках. Работая с Монтессори - материалом дети имеют возможность параллельно с умственным развитием развивать и разные группы мышц рук и плечевого пояса.

Например, раскладывая карточки на коврике, ребенок многократно поворачивается вправо и влево, отводя руки в стороны. Взбивая пену или пересыпая горох ложкой, он совершает многочисленные круговые движения кистью руки. Большое количество упражнений направленно на развитие мелкой моторики: «Нанизывание бусин», «Сортировка», «Прищепки», «Шнуровка» и другие. Делая постройки из коричневой лестницы или розовой башни, ребенок минимум 10 раз опускает вниз и поднимает вверх руки. Так же упражняет он мышцы ног и туловища: приседая чтобы взять и вставая, чтобы положить деталь наверх постройки; наклоняясь и выпрямляясь.

Безусловно, можно было бы привести еще много примеров естественных физических упражнений, идущих от природы конкретного ребенка, помогающих ему гармонизировать собственное телесное развитие. Ситуация ежедневной часовой свободной работы с Монтессори материалом, которая происходит в атмосфере постоянного вольного передвижения детей по классу и смены телесных положений, вводит ребенка в естественное для него состояние смены одного занятия другим или одновременного спонтанного умственного и физического действия. При этом ребенок учится управлять своими движениями, связанными с мышечными действиями. Он координирует свои движения, концентрируется, приспосабливается, сравнивая, к положению тела для получения наилучших результатов в умственной работе.

Таким образом, достигается образовательная цель, о которой говорил Жан-Жак Руссо — физическая и умственная деятельность ребенка приходят в согласие.


Литература:

  1. М. Монтессори «Помоги мне сделать это самому» Сост. М. В. Богуславский Москва «Каранус» 2000 г.
  2. М. Монтессори «Самовоспитание и самообучение в начальной школе». Перевод Р. Ландсберг ред. гр. К. Сумнительный, Н. Шигорин М. Монтессори-Центр 1993 г.
  3. «Монтессори в России новый взгляд». Под ред. К. Сумнительного М. Монтессори-Центр 1998 г.
  4. «Программа воспитания и обучения в Российском детском саду. М. Монтессори» Под рук. Е. Хилтунен
Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД