МААМ-картинки

Игры с мячом для развития лексико-грамматического строя речи у дошкольника

Елена Плеханова
Игры с мячом для развития лексико-грамматического строя речи у дошкольника

Игры с мячом на развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольника. [/b]

Применение речевых игр с мячом в практической работе с детьми дает положительные результаты, являясь эффективным приемом формирования у дошкольников правильных речевых навыков.

Грамматический строй речи- это умение изменять и образовывать слова, а также правильно согласовывать их в словосочетаниях и предложениях.

Публикация «Игры с мячом для развития лексико-грамматического строя речи у дошкольника» размещена в разделах

У детей дошкольного возраста словарь обогащается преимущественно в процессе игры. Игра - и речевая игра в том числе- приемлемая и интересная для любого ребенка. Не секрет, что в игре сложный речевой материал, которым является усвоение грамматически правильных речевых конструкций, усваивается детьми более легко, непринужденно и спонтанно, то есть – более естественно. Дети играют в такие игры с удовольствием, не замечая, как при этом они развивают и закрепляют свои языковые умения и речевые навыки, усвоенные ранее, а также учатся в своей фразовой речи использовать грамматически правильные образцы речевых высказываний. Немало важно и то, что в ходе таких совместных игр у детей развиваются коммуникативные навыки, чувство партнерства, обогащается их игровой опыт.

Игры по расширению словарного запаса и развитию грамматического строя речи разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. Но, наглядность не всегда есть под рукой. Именно по этому, использование игр с мячом, особенно вне занятий (в режимные моменты, на прогулке в теплое время года, несомненно, принесет положительные результаты в работе по обогащению словарного запаса детей, практическому усвоению сложных языковых понятий, формированию навыков словообразования и словоизменения.

Эти игры удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат.

Возможны варианты игр с мячом:

Перебрасывание мяча друг другу:

Прокатывание мяча, сидя на коврике или по столу;

Бросание мяча об пол и ловя его двумя руками;

Бросание мяча вверх и ловя его двумя руками.

Игр с мячом великое множество, вот некоторые из них.

«Один – много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Ход: «Мы волшебники немного: был один, а стало много».

Взрослый называет существительное в именительном падеже единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч, например: мяч -(мячи).

«Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительное с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ход: «В мячик дружно мы играем, слова ласково называем».

Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом и возвращает мяч, например: дом -(домик).

«Лилипуты и великаны»

Цель: учить образовывать существительное с увеличительным суффиксом.

Ход: «Мы волшебники немного, великаном станет слово…»

Взрослый называет существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное с увеличительным суффиксом и возвращает мяч, например: дом -(домище)

«Скажи наоборот»

Цель: закрепление слов – антонимов.

Ход: «Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот».

Взрослый называет слово и бросает ребенку мяч. Ребенок называет противоположное по значению слово и возвращает мяч, например: длинный -(короткий).

«Из чего сделано»

Цель: учить образовывать относительные прилагательные.

Ход: «Вот предмет, а из чего люди сделали его?»

Взрослый называет предмет и бросает ребенку мяч. Ребенок называет относительное прилагательное и возвращает мяч, например: дом из кирпича-(кирпичный дом).

«Чья голова? Чей хвост?»

Цель: расширить словарный запас ребенка, закрепить знания об употреблении в речи притяжательных прилагательных.

Ход: «Чья у зверя голова? Или Чей у зверя хвост? Подскажи скорей слова» Отвечай-ка на вопрос.

Взрослый бросает ребенку мяч и спрашивает: - У волка чья голова?

Ребенок, возвращая мяч, должен сказать: - Волчья.

«Какое что бывает?»

Цель: развитие памяти и внимания, активизация словаря.

Ход: «Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает?»

Что бывает круглым?-….(мяч, солнце, луна, яблоко, вишня)

Что бывает длинным?-….(дорога, нитка, река, веревка, лента, шнур)

Что бывает высоким?-….(гора, дерево, человек, шкаф, столб, дом)

Что бывает зеленым?-….(трава, деревья, кусты, платье, кузнечики)

Что бывает холодным?-….(вода, снег, иней, лед, камень, ночь)

Что бывает гладким?-….(стекло, зеркало, камень, доска, яблоко)

Что бывает сладким?-….(сахар, конфеты, пирожное, торты, вафли)

Что бывает легким?-….(пух, перо, вата, снежинка)

«Веселый счет»

Цель: согласование имен существительного с числительным.

Ход: «Сколько их - всегда мы знаем, хорошо мы все считаем».

Взрослый называет предмет со словом «один», а ребенок – со словом «пять», например: один жук -(пять жуков). Игра сопровождается перебрасыванием мяча.

«Кто что делает»

Цель: подбор глаголов к названиям профессий.

Ход: «Никогда мы не забудем, что умеют делать люди?»

Взрослый говорит название профессии, а ребенок подбирает слово – действие, например: врач-… (лечит, учитель -… (учит). Игра сопровождается перебрасыванием мяча.

«Животные и их детеныши»

Цель: обогащение словарного запаса названиями детенышей животных, формирование основ логического мышления (обобщение, разделение на группы).

Ход: «Человеческие дети, знают всех зверят на свете…».

Взрослый называет животное, а ребенок подбирает название его детеныша, например: у слона - (слоненок, у лошади. (жеребенок). Игра сопровождается перебрасыванием мяча.

«Веселый повар»

Цель: образование относительных прилагательных от существительных, согласование прилагательных и существительных в роде и числе.

Ход: «Приготовим угощенье, пригласим всех на веселье…»

Повар приготовил угощенье из фруктов, ягод, овощей. Давайте попробуем и угадаем, из чего какое блюдо?

Взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает, например: сок из вишни - (вишневый сок, варенье из клубники - (клубничное варенье, суп из риса - (рисовый суп). Игра сопровождается перебрасыванием мяча.

«Жадина»

Цель: закрепление у детей навыков правильного согласования местоимений и имен существительных

Ход: «Дети жадинами стали, все вокруг своим назвали».

Взрослый начинает фразу, ребенок ее заканчивает с опорой на вопросительное слово, например: чей карандаш? -… (мой карандаш)

«Лови да бросай – цвета называй»

Цель: согласование имен существительных с прилагательными.

Ход: «Что у нас какого цвета, мы расскажем вам об этом…»

Взрослый бросает ребенку мяч, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, правильно оформляя окончание слова. Например: синий - … (мяч, красная - … (машина, голубое -(облако).

«Кто где живет?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых, закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход: Прочитать стихотворение:

«Медведь живет в берлоге,

Лиса живет в норе,

Волк поселился в логове,

А белочка – в дупле,

Лишь зайка, бедный зайка,

Под кустиком сидит

И хвостик его меленький

От страха чуть дрожит».

Попросить детей вспомнить и сказать, «кто, где живет?» Например: медведь - (в берлоге). Игра сопровождается перебрасыванием мяча.

«Составь предложение»

Цель: развить умение согласовывать слова в предложения.

Ход: «Мячик прыгать я заставлю, предложение составлю»

Взрослый бросает мяч ребенку, произнося при этом деформированную фразу, например: «девочка, играть, в, мячик» Ребенок, поймав мяч, составляет предложение из этих слов, ударяя мячом об пол на каждое слово, например: «Девочка играем в мячик», и возвращает обратно.

Данные игры помогут весело, интересно и с пользой провести время!

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Дидактическая игра по формированию лексико-грамматического строя речи для детей дошкольного возраста «Моя семья»Дидактическая игра по формированию лексико-грамматического строя речи для детей дошкольного возраста «Моя семья» Цель – создать условия для формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Задачи: - учить детей составлять.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры с мячом для развития лексико-грамматического строя речи у дошкольника
Опубликовано: 11 мая 2024 в 12:12
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры с мячом для развития лексико-грамматического строя речи у дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Елена Плеханова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД