Папки-передвижки

Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию фонематического слуха на материале звука [Р]

Александра Михайловна Кузнецова
Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию фонематического слуха на материале звука [Р]

Тема: Звук [Р]

Этап работы: автоматизация

Вид занятия : индивидуальное

Цель: формировать умение различать звук [р] среди близких и далёких по артикуляции звуков.

Задачи:

1. Закрепить умение удерживать язык в заданном положении, за верхними резцами;

2. Закрепить умение различать звук [Р] на уровне ряда звуков;

3. Формировать умение различать звук [Р] на уровне ряда слогов;

4. Формировать умение различать звук [Р] на уровне ряда слов;

Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию фонематического слуха на материале звука [Р]» размещена в разделах

5. Формировать умение определять позицию (начало, середина, конец) заданного звука [Р] в словах.

Оборудование: большое зеркало, игрушка робот, картинки со звуком [Р] и [Л] (малина, глаз, стол, руки, лампа, мыло, тигр, мухомор, роза, картинки (сыр, бор, рак, мак, магнитная удочка, картинки (роза, ракета, торт, радуга, морковь, мороженое, помидор, комар, сыр, лягушка, колесо, лиса, лев).

План занятия :

1. Организационный момент

Объявление темы занятия

2. Основной этап

• Артикуляционная гимнастика

• Уточнение артикуляции звука [Р]

• Игра «Поймай звук»

• Игра «Шаловливый ветерок»

• Исключить лишнее слово

• Игра «Поймай рыбку»

• Игра «Голова, плавник, хвост»

3. Подведение итогов занятия

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Сегодня в гости к нам пришёл робот.

- Он вместе с тобой будет справляться с заданиями, которые я вам приготовила.

Объявление темы занятия.

- А теперь послушай внимательно стихотворение, которое рассказал мне робот.

(Прочесть стихотворение, насыщенное звуком [Р], обращая внимание своим произношением на звук).

Ранним утром кое-как

Роет нору хмурый рак.

Рак бы рад её не рыть,

Но ведь где-то надо жить.

Работать раку неохота,

Не радует его работа.

- Скажи, пожалуйста, какой звук я произносила чаще?

- Правильно, сегодня мы будем на нашем занятии искать звук [Р] в слогах и словах.

2. Основной этап.

Артикуляционная гимнастика

-Но сначала давай мы поиграем с язычком.

• Чашечка (под счет)

Откроем наш ротик. Широкий язычок поднимем к верхней губке и сделаем язычок в виде чашечки.

(Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края).

• Грибок

Давай с тобой улыбнёмся нашему роботу так, чтобы были видны наши красивые зубки, язычок прижмём к верху и откроем ротик.

(Улыбнуться (зубы видны, приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот).

• Гармошка

Ротик откроем, сильно прижмём наш язычок к верху, улыбнёмся с тобой и теперь открываем ротик и закрываем. Как крышечка у сундучка откроем сундучок, закроем сундучок

(Рот приоткрыть. Язык присосать к нёбу. Не опуская язык вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке).

• Лошадка

-А теперь давай с тобой поцокаем как лошадка

(Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть не подвижна).

(Перед зеркалом)

Уточнение артикуляции звука [Р]

Сейчас давай покажем нашему роботу как красиво мы говорим звук [Р].

- губки растянем в улыбке;

- между зубками у нас небольшое расстояние;

- кончик языка поднят к верху и вибрирует;

- по середине язычка идет сильная воздушная струя, которую мы ощущаем на ладони.

(несколько раз с ребенком пробуем отработать артикуляцию).

Игра «Поймай звук»

- Ты должен хлопнуть в ладошки, когда услышишь звук [Р]. А мы с роботом будем следить чтобы, ты всё делала правильно.

а) на уровне ряда звуков :

Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р

б) на уровне ряда слогов :

РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР

в) на уровне слов:

арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот, топор, дом, пожар.

Игра «Шаловливый ветерок»

- Смотри перед тобой лежат картинки. На них подул ветерок и они перепутались. Надо их сложить так, чтобы в одной стороне были слова со звукам [р], а в другой со звуком слова в которых нет звука [р].

малина, глаз, стол, руки, лампа, мыло, тигр, мухомор, роза.

Исключить лишнее слово.

Давай поможем нашему роботу, смотри он не может найти лишнее слово на этих картинках: сыр, бор, рак, мак. А почему лишнее это слово?

Игра «Поймай рыбку»

- Сейчас ты и робот будите ловить рыбку, но поймать и взять с собой нужно только тех рыбок, в названии которых есть звук [Р]. Ребёнок с помощью магнитных удочек ловит рыбок, логопед произносит названия пойманных рыб, малыш топает, если слышит в словах звук [Р].

Картинки: роза, ракета, торт, радуга, морковь, мороженое, помидор, комар, сыр, лягушка, колесо, лиса, лев.

Игра «Голова, плавник, хвост».

Сейчас я буду произносить слова со звуком [Р], а ты должен при этом держать руки на голове – если звук [Р] стоит в начале слова, руки на поясе плавничками – если в середине слова, руки за спиной хвостиком – если в конце слова.

(Раковина, каракатица, рак, сардина, краб, водоросли, кораллы, телевизор, сыр, помидор).

3. Подведение итогов занятия.

-Какой звук мы сегодня искали?

-Кто у нас был в гостях?

Публикации по теме:

Фотоотчёт индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] на материале лексической темы «Транспорт»Фотоотчёт индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] на материале лексической темы «Транспорт» Цели занятия: 1. Расширять знания и представления ребенка по теме «Транспорт». 2. Продолжать автоматизировать звук «р» в словах, словосочетаниях.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ц]» Тема:Звук [ц].Цель:автоматизировать изолированный звук [ц].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [р]» Тема:Звук [р].Цель:автоматизировать изолированный звук [р].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию фонематического слуха на материале звука [Р]
Опубликовано: 9 мая 2024 в 19:07
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию фонематического слуха на материале звука [Р]» (включая файлы) размещена пользователем Александра Михайловна Кузнецова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД