МААМ-картинки

Консультация для педагогических работников «Охрана детского голоса». Логоритмика

Лидия Каландадзе
Консультация для педагогических работников «Охрана детского голоса». Логоритмика

Хотелось бы поговорить об охране детского голоса при обучении пению. Почему это важно? Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребёнка. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, ещё не понимая до конца её содержание. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребёнка, возрастает интерес, как к самой песне, так и к её воспроизведению. Пение развивает у детей привычку к длительному сосредоточению внимания. Не быть внимательным просто нельзя, не получится стройного пения, не будет хора! Дети это знают и стараются сосредоточиться! Пение способствует развитию речи детей. Песни поются протяжно, это способствует четкому произношению текста, отдельных звуков и слогов.

Публикация «Консультация для педагогических работников „Охрана детского голоса“, Логоритмика» размещена в разделах

Кроме того, в процессе изучения темы я нашла важную информацию о пении:

1. Пение сообщает телу "правильные" вибрации, что поднимает наш жизненный тонус.

2. Во время пения в мозгу человека вырабатываются особые химические вещества, которые помогают нам ощутить покой и радость.

3. Пение улучшает кровообращение гортани, что благотворно влияет на голосовые связки, миндалины и многочисленные лимфоузлы, а значит, значительно повышает местный иммунитет (проще говоря, мы реже простужаемся).

4. Улучшение кровоснабжения при пении головы, что ведёт к активизации деятельности головного мозга: он начинает работать интенсивнее, улучшается память, легче воспринимается любая информация.

5. Улучшение кровоснабжения головы в целом омолаживает организм, улучшается состояние кожи.

6. Пение очень полезно при заболеваниях лёгких, так как не только заменяет дыхательную гимнастику, но и способствует развитию грудной клетки, правильному дыханию, что значительно уменьшает число обострений.

7. При регулярных занятиях в хоре в организме повышается уровень иммуноглобулина-А и гидрокортизона, которые являются признаками хорошего иммунитета.

8. В настоящее время разработаны методики, лечащие от заикания посредством пения и помогающие улучшить дикцию.

9. Пение применяется даже при борьбе с лишним весом: порой чрезмерно полным людям предлагают при возникновении чувства голода вместо перекуса спеть две-три песни.

10. Вокал – это уникальное средство самомассажа внутренних органов, который способствует их функциионированию и оздоровлению.

Когда человек поет, только 20% звука направляется во внешнее пространство, а 80% внутрь, в наш организм, заставляя более интенсивно работать наши органы.

Голос ребёнка — естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет и пользуется им активно во время организации своего досуга, игр. Но мы не должны забывать о том, что певческий аппарат ребёнка в дошкольном возрасте анатомически и функционально только начинает складываться (связки ещё тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное, и поэтому задача охраны детского певческого голоса является главной. Дети должны петь легко и звонко, естественным голосом, музыкально и выразительно. Пение должно быть удобным, доставлять детям удовольствие. В противном случае, при неправильном режиме голосообразования, нарушении гигиенических норм ребёнок испытывает напряжение гортани, у него устаёт голос, который будет звучать тяжело и некрасиво. В этих условиях могут возникнуть серьёзные заболевания голосового аппарата.

Певческое звучание, ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краёв, характеризуется лёгкостью, недостаточной звонкостью и поэтому требует к себе бережного отношения.

В процессе своей профессиональной деятельности в детском саду я столкнулась с тем, что не все дети любят петь, не у всех детей имеется мотивация к пению, они не испытывают интереса к песенному творчеству, не хотят петь. Складывается впечатление, что для детей пение это тяжелый труд. Значительная часть детей детского сада пели и поют в основном в разговорной манере, в небольшом диапазоне, фальшиво и напряженно, не показывают необходимых навыков слухо-вокальной координации, артикуляции, дикции, кантилены и т. д.

Каковы причины данной проблемы? Может быть, детям не нравится репертуар? Ведь сейчас впечатлении детей «заполнены» другой музыкой (взрослой). Но впоследствии я поняла, что причина в напряженном, форсированном звукообразовании.

Заботясь о формировании певческого голоса ребёнка, необходимо оберегать его от распространённой в последнее время эстрадной манеры пения, которая требует наличия определённых певческих навыков, громкого, форсированного звучания. Кроме того, исполнители современной эстрадной эстрады используют такое звукообразование, например, гроул (рычание, скрим (крик) и другие, которое требует серьезной подготовки голоса и могут быть использованы только сформировавшимся голосовым аппаратом. Чтобы привлечь к себе внимание, многие эстрадные исполнители начинают придумывать броскую, но неверную манеру пения, подражание которой может привести не только к неудобствам, но и травмировать голосовые связки.

Важно, чтобы дети имели представление о правильном пении и не подражали современным исполнителям.

Дети никогда не должны петь громко! Громкое пение («пение-крик») ставит под угрозу здоровье певческого аппарата. Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых.

Предлагаю педагогам спеть песню «Маленькой ёлочке холодно зимой» в удобной тесситуре для подготовительной группы (в тональностидо мажор).

Какая песня по характеру? (мелодичная, звонкая, добрая, светлая, веселая и т. д.)

А теперь поем эту песню громко, очень громко.

Какой теперь у песни характер? (она стала звучать грубо, напряженно).

Вывод: даже мелодичные песни звучат грубо, напряженно, некрасиво если певцов мотивировать на громкое пение.

Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению.

Педагог при работе с детьми обязательно должен руководствоваться принципами: «Не навреди!», «Не громко, а точно», «Научить ребенка любить пение и не стесняться если что то не получается» и относиться к детскому голосу осторожно и бережно.

Сейчас мы рассмотрим основные моменты развития певческого голоса и его звучания. От чего же зависит звонкость, сочность, яркость певческого голоса?

1. Обратить внимание на певческую установку.

Певческая установка (правила пения):

- сидеть (стоять) ровно, не сутулиться, корпус и шею не напрягать, голову держать прямо, не запрокидывая ее и не опуская, но без напряжения, дыхание брать свободно (не брать дыхание в середине слова).

- рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого звука;

- нижняя челюсть свободна, губы подвижны, упруги.

Дети часто забывают о правильной осанке – можно напомнить им о правильном положении корпуса с помощью некоторых упражнений.

Например:

б)«Сидит дед,

Ему сто лет,

А мы детки маленькие,

У нас спинки пряменькие».

б)Песня «Петь приятно и удобно»

1. Если хочешь сидя петь –

Не садись ты как медведь.

Спинку выпрями скорей,

Ноги в пол упри смелей!

Припев: Раз - вдох, и запел,

Птицей звук полетел.

Руки, плечи - всё свободно-

Петь приятно и удобно!

2. Если хочешь стоя петь –

Головою не вертеть.

Встань красиво - подтянись

И спокойно – улыбнись!

2. Один из важнейших компонентов пения - дыхание. От характера дыхания зависит качество звучания детского голоса (вялый, напряженный, тусклый). Дыхание – это двигательная сила голоса. Чтобы голос был сильным и красивым, нужно развивать диафрагмальное дыхание. Диафрагма – мышца, отделяющая грудную клетку от брюшной полости. Она является своего рода дверцей, форточкой, которая не дает воздуху моментально выйти из нижних отделов наших легких, тем самым, позволяя нам сказать или пропеть целую фразу. Вообще такое дыхание очень полезно и для здоровья человека. Оно способствует полной вентиляции легких, усиливается кровообращение, улучшается обмен веществ. У людей «поющих» гораздо меньше встречаются заболевания дыхательных путей.

Существует множество игровых упражнений, позволяющих детям овладеть дыханием «животиком»:

(активный, быстрый, бесшумный вдох носом, длительный выдох ртом):

1. «Ах, какой аромат!»

Мы стоим на полянке, видим перед собой цветочек, срываем его и коротко, но глубоко вдыхаем его аромат. Необходимо следить, чтобы дети вдыхали носом, а выдыхали ртом.

2. «Надуваем шарик!»

Ставим руки возле губ – это импровизированный шарик.

Делаем вдох и медленно вдыхаем его в «шарик» (дуть надо очень осторожно, чтобы «шарик не лопнул»).

3. «Шарик лопнул»!

Встать ровно, в руках (между ладоней) держать воображаемый шарик. Затем в шарике образуется маленькая дырочка. На звук «с-с-с-с» шарик медленно сдувается. Задача воспитанников – максимально экономить выдох, постепенно приближая ладони друг к другу (шарик уменьшается).

Очень важно научить ребенка правильно и в нужном месте брать дыхание. Необходимо, чтобы ребенок понял, что от него хотят.

3. Атака звука – начало звука, переход голосового аппарата от дыхательного к певческому состоянию. А работе с дошкольниками применяется только мягкая атака звука.

4. Звкообразование – извлечение певческого и речевого звука. Певческий звук возникает в результате колебания голосовых связок и усиливается резонаторами. Мягкая, эластичная подача дыхания, должна принести резонирующий звук.

Работа над правильным звукообразованием строится на развитии слуховых ощущений и умни использовать резонаторы.

Пение на зевке. Важно поднимать мягкое нёбо при пении. Тем самым освобождается пространство в глотке от мягких тканей, чтобы появилось место для резонирования голоса.

Звуковедение – в основе связное пение. Главное – контиленное пение.

Распевание с педагогами.

Мычание – почувствовать резонирование своего голоса.

Фа1 – ма, мэ, ми, мо, му.

Ре мажор – М-и-я.

До мажор я-а-а.

Лё ли ле ля сверху вниз по звукоряду гаммы до мажор.

От того насколько при пении будет подвижна гортань, будет высокий зевок - звук попадает в резонаторы и тем самым певческий голос станет звонким и ярким.

На этапе формирования вокально-хоровых навыков в работу включаются одновременно почти все элементы вокально-хоровой техники, а в последующие периоды они углубляются. Их последовательность и постепенность выглядит следующим образом.

Вокально-хоровые навыки:

-дыхание

-звукообразование

-дикция

-чистота интонирования

-ансамбль

Прежде всего, необходим продуманный песенный репертуар. Основными требованиями к нему являются:

– художественная ценность;

– доступность текста и мелодии;

– соответствие мелодии возрастному диапазону: ре первой октавы – ля первой октавы (3–4 года, до первой октавы – до второй октавы (6 –7 лет);

– соответствие интересам ребёнка.

Развивать певческие навыки у дошкольников нужно постоянно и планомерно, от простого к более сложному. Обучая ребенка пению лучше всего использовать свой собственный голос. Слушая песенку взрослого, у ребенка появляется желание подпевать, он старательно подражает выразительным интонациям голоса взрослого.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОХРАНЕ ГОЛОСА ДЕТЕЙ

- занятия с детьми нужно проводить в хорошо проветренных помещениях;

-выбор песенного репертуара должен строиться с учётом диапазона детей дошкольного возраста;

- количество песен на музыкальном занятии должно соответствовать для каждой возрастной группы;

- следить, чтобы дети пели без напряжения;

- не допускать крика во время пения;

- по возможности ограничить пение во время болезни;

- не разрешать детям петь на улице в холодную и сырую погоду;

- с разгоряченным голосовым аппаратом нельзя выходить на улицу в холодное время года;

- в случае болезни органов голосового аппарата необходимо своевременно обращаться к врачу фониатру.

Вокальные упражнения могут входить не только в раздел пения и музыкальных игр, но и в музыкально – ритмические движения.

Логоритмика представляет собой особую методику, направленную на решение целого комплекса проблем, связанных с речевыми, координационными и слуховыми навыками малыша. Регулярные занятия помогут справиться с самыми распространенными проблемами и избавят ребенка от многих сложностей в дальнейшей жизни.

Логоритмика для детей – это игровой метод работы с малышами, при котором используются музыкальные, двигательные и словесные элементы.

Занятия по логоритмике – это игры или упражнения на подражание взрослому, сопровождаемые специально подобранной музыкой.

То есть ребенок слушает воспитателя или родителя, видит, что он делает, повторяет за ним сказанное и сделанное. Лучше всего маленькие дети реагируют на рифмованную речь, но это не обязательно: подойдут любые забавные, интересные истории. Главное назначение логоритмики для детей – коррекция или развитие речевых навыков. С ее помощью можно избавить кроху от таких речевых проблем, как заикание, нарушение произношения, слишком медленная или слишком быстрая речь. При этом любая логопедическая игра развивает сразу несколько процессов.

Логоритмика включает три основных элемента:

-слово (звук);

-ритм;

-движение.

Поэтому занятия помогут развивать сразу большое количество навыков. Доказано, что мелкая моторика и речь неразрывно связаны друг с другом, поэтому отставание в одном неизменно повлечет отставание в другом. Вот почему лучший вариант тренировки – комплексное занятие. И логоритмика помогает получить такой эффект.

За счет логоритмических занятий можно помочь малышу улучшить следующие важнейшие навыки:

-повышается ловкость, совершенствуются крупная и мелкая моторика;

-ребенок обретает навык правильного выдоха при говорении;

-улучшаются мимика, интонация и темп речи;

-развивается подвижность артикуляционных органов, благодаря чему улучшается дикция;

-слишком активные и подвижные малыши несколько успокаиваются, слишком медлительные – наоборот, становятся более шустрыми и бодрыми;

-улучшается осанка малышей;

-раскрываются творческие способности, умение подражать, изображать разные эмоции;

-детки становятся более сильными, выносливыми.

Из сказанного понятно, что особенно показаны логоритмические игры в следующих случаях:

-в возрасте от 2,5 до 4 лет, когда идет активное формирование речи;

-при общем недоразвитии речи;

-при заикании, а также при предрасположенности к нему;

-деткам с ослабленным иммунитетом, часто болеющим;

-при нарушениях звукопроизношения, а также детям со слишком быстрой, слишком медленной или прерывистой речью, с плохой интонацией;

-детям, отстающим в развитии моторики и координации движений.

Регулярные занятия развивают музыкальный слух и память. Выполнение упражнений направлено на то, чтобы добиться у малыша соответствия возрастным особенностям. Конечно, не стоит забывать, что любой ребенок – индивидуальность. То, что один освоил в два годика без проблем, другому станет доступно лишь к 3/5 годам. Но есть определенные базовые навыки, без которых о нормальном развитии дошкольника не может идти речи.

Помимо этого, занятие развивают внимательность, способность к аналитическому мышлению и память.

Провести с педагогами упражнения: «Поезд с арбузами», «Ехали, ехали», «Острова».

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Фотоотчёт «Августовская районная конференция педагогических работников»Фотоотчёт «Августовская районная конференция педагогических работников» Традиционно в августе проходят конференции педагогических работников, как встреча для подведения итогов прошедшего учебного года, а так.

Консультация для педагогов ДОУ «Что такое логоритмика» ЛОГОРИТМИКА В ДЕТСКОМ САДУ Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и.

Консультация для педагогов и родителей «Постановка детского певческого голоса в младшем дошкольном возрасте» (1-е полугодие) Почти все дети любят петь. Пение-один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Вы, наверное часто слышали выражение: запел.

Консультация для педагогов и родителей «Постановка детского певческого голоса в младшем дошкольном возрасте» (2-е полугодие) Сегодня мы поговорим о необходимости раннего обучения правильной вокализации. Считается, если ребенок учится петь с детства, его голос приобретает.

Охрана безопасности жизнедеятельности «Зимняя прогулка» в старшей группе детского сада для детей с ОВЗОхрана безопасности жизнедеятельности «Зимняя прогулка» в старшей группе детского сада для детей с ОВЗ Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию небольшой материал по ОБЖ. Зимние прогулки хоть и приносят огромную радость детям, но иногда.

План работы по аттестации педагогических работников ДОУ .

Поделка «Цветы для работников детского сада»Поделка «Цветы для работников детского сада» В канун праздника Дня воспитателя и всех дошкольных работников мы с ребятами решили порадовать всех сотрудников нашего детского сада.

Вечер в детском саду «Фестиваль педагогических идей» для педагогов детского садаВечер в детском саду «Фестиваль педагогических идей» для педагогов детского сада «Фестиваль педагогических идей» Ведущий. Педагог в переводе с греческого дитя + веду, то есть ведущий детей. Это потом придумали синонимы.

Выступление на районной августовской конференции педагогических работниковВыступление на районной августовской конференции педагогических работников Сообщение на тему: «Комплексное взаимодействие всех участников образовательных отношений в дошкольной образовательной организации в контексте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогических работников «Охрана детского голоса». Логоритмика
Опубликовано: 6 апреля 2022 в 08:51
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогических работников «Охрана детского голоса». Логоритмика» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Каландадзе на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД