Получи документы

Методические рекомендации по проведению логопедического массажа

Татьяна Астафьева
Методические рекомендации по проведению логопедического массажа

Методические рекомендации по проведению логопедического массажа

Учитель-логопед : Астафьева Т. Ю.

Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.

Публикация «Методические рекомендации по проведению логопедического массажа» размещена в разделах

Массаж может проводиться на всех этапах коррекционно-логопедического воздействия, но особенно важно его использование на начальных этапах работы, когда у ребенка еще нет возможности выполнять определенные артикуляционные движения.

Дифференцированный логопедический массаж могут осуществлять логопед, дефектолог, инструктор ЛФК, который прошел специальную подготовку.

Виды массажа, используемые в логопедической практике.

В логопедической практике могут быть использованы несколько видов массажа. Основным является дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа. Кроме этого, в логопедической практике используются массаж биологически активных точек (БАТ, массаж с применением специальных приспособлений (логопедического зонда, шпателя, вибромассажера и т. п., а также элементы самомассажа.

Противопоказания к назначению массажа

Противопоказаниями для проведения массажа являются любое соматическое заболевание или инфекционное заболевание в остром периоде, конъюктевиты, острые и хронические заболевания кожных покровов, гингивиты, стоматиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, наличие увеличенных лимфатических желез резко выраженная пульсация сонных артерий.

Перед проведением курса массажа необходимо заключение невропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний.

Рекомендации к проведению массажа

Логопедический массаж проводится в чистом, уютном, теплом и хорошо проветренном помещении. В среднем может быть достаточно двух-трех процедур в неделю, проводимых подряд или через день. Обычно массаж проводят циклом по 10-20 процедур. Эти циклы можно повторять с перерывом от двух недель до двух месяцев. При выраженных нарушениях тонуса мышц массаж может проводиться в течение года и более.

Длительность одной процедуры может варьироваться в зависимости от степени поражения, возраста пациента и т. п. Начальная длительность процедуры обычно составляет от 1-2 до 5-7 мин, а конечная – 20-25 мин.

В раннем возрасте массаж не должен превышать 10 минут, в младшем дошкольном — 15 минут, в старшем дошкольном и школьном возрасте — 25 минут.

Перед тем как начать курс массажа, логопед должен объяснить родителям его необходимость и эффективность.

Во время массажа ребенок не должен испытывать боли. Однако, надо иметь в виду, что массаж языка и мышц полости рта может быть связан с неприятными ощущениями, особенно у детей. В целях психотерапии можно показать выполнение массажа на другом ребенке, уже прошедшим эту процедуру, а также развлечь ребенка яркой игрушкой или занимательной историей. Если ребенок излишне расторможен или негативно настроен, первые процедуры должны быть очень короткими и ограничиваться только поглаживанием языка, губ, верхней и нижней челюстей. Никогда не следует начинать массаж с наиболее пораженного участка, к этому месту надо подходить исподволь. Как показывает практика, неприятные ощущения быстро проходят и дети постепенно привыкают к процедуре. В любом случае они должны чувствовать ласковое, доброе отношение со стороны взрослого.

Для проведения массажа логопед должен иметь следующие материалы:

1) медицинский спирт (для дезинфицирования зондов, шпателей и т. п.)

2) стерильные салфетки 30 х 30 см (для обследования состояния тонуса мышц артикуляционного аппарата)

3) гексорал (после массажа мышц полости рта ребенок может в целях гигиены прополоскать раствором рот)

4) стерильные медицинские резиновые перчатки (могут использоваться при проведении массажа в полости рта)

5) нашатырный спирт и 3-процентная перекись водорода (могут использоваться при необходимости оказать неотложную помощь)

6) защитную маску (применение ее желательно во избежание попадания капельной инфекции).

Кожа массируемого должна быть чистой, руки логопеда — чистыми и теплыми, без ссадин и царапин или каких-либо очагов воспаления, с коротко остриженными ногтями, без украшений, мешающих проведению массажа. Перед массажем лица или шеи руки можно слегка смазать детским маслом или использовать детскую присыпку. При массаже мышц полости рта рекомендуется применять стерильные медицинские резиновые перчатки или стерильные салфетки.

Перед началом сеанса массажа тело ребенка необходимо привести в правильное положение. Правильная поза способствует нормализации мышечного тонуса (обычно — расслаблению, делает более свободным дыхание и облегчает работу логопеда. При логопедическом массаже наиболее оптимальны следующие положения:

в положении лежа на спине под шею ребенка подкладывается небольшой валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; руки вытянуты вдоль тела; ноги при этом лежат свободно или несколько согнуты в коленях (под колени ребенка также можно положить валик);

ребенок — в положении полусидя в кресле с высоким подголовником;

ребенок — в положении полусидя в откидывающемся детском стульчике или сидячей коляске (это положение целесообразно применять с маленькими детьми первых лет жизни);

для детей, которые на первых сеансах боятся массажа или очень привязаны к маме, можно использовать положение сидя на коленях у взрослого.

при массаже лицевой и губной мускулатуры логопед занимает положение сидя за головой ребенка или справа от него. Массируя язык, специалисту удобнее сидеть справа от ребенка.

Приложение

Каталог логопедических песенок по коррекции темпо-ритмической организации речи

Тема «Дикие животные»

Чата-чата-чата - голодные волчата

Олки-олки-олки - убежали волки

Ра-ра-ра - для волчат нора

Са-са-са - рыжая лиса

Ты-ты-ты - хвост пушистый у лисы

Су-су-су - не боимся мы лису

Се-се-се - кушать хочется лисе.

Веди-веди-веди - косолапые медведи

Ведь-ведь-ведь - вот идет медведь

Жата-жата-жата - смешные медвежата.

Аяц-аяц-аяц - трусоватый заяц

Су-су-су - белочка живет в лесу

Ло-ло-ло - у белки теплое дупло.

Жи-жи-жи - в траве бегают ежи

Жата-жата-жата - засыпают все ежата

Жи-жи-жи - колючие ежи

Жу-жу-жу - молока дадим ежу.

Ось-ось-ось – очень сильный лось

Оль-оль-оль - лоси любят соль

Сята-сята-сята - длинноногие лосята.

Лени-лени-лени - гордые олени

Нята-нята-нята - убегают оленята.

Ры-ры-ры – трудятся бобры

Рята-рята-рята – мокрые бобрята.

Ули-ули-ули – пятнистые косули

Шата-шата-шата – серые мышата

Тема «Домашние животные»

ПЕСНЯ «КОТ-ЦАРАПКА»

Кот сибирский, Дети сжимают правую ладонь в кулак;

Кот – царапка сжимают левую ладонь в кулак;

Учит деток танцевать. Сжимают и разжимают кулачки

-Ну-ка, детки, правую ладонь поднимают и сжимают в кулак;

По команде: сжимают левую ладонь в кулак;

Раз, два, три, четыре, пять. Пальчики здороваются с большим пальцем;

Грациозно, незаметно поочередно гладят правой и левой руками за ушками:

по 2 раза каждой рукой;

Надо лапки поднимать.

Левой, правой, поочередные махи кистями рук;

Левой, правой, поочередные махи кистями рук;

Раз, два, три, четыре, пять. Хлопают в ладоши.

«ЛОШАДКИ»

Игривые лошадки, красивые лошадки

Играют, будто в прятки, пасутся на лугу

Небесные лошадки, к вам подкрадусь украдкой

И лучшую лошадку я быстро запрягу.

Резвый конь, молодой, мы поскачем с тобой

По полям, по степям, по дремучим лесам

Будет ветер свистеть, будем быстро лететь

Через луг, через сад, мы вернемся назад.

Эй-эй-эй-эй-эй- 2р.

Ты-ты-ты - разноцветные коты

Тята-тята-тята - пушистые котята.

Аки-аки-аки - дворовые собаки

Ают-ают-ают - собаки охраняют

Нята-нята-нята - бегают щенята.

За-за-за - на лугу стоит коза

Зы-зы-зы - колокольчик у козы

Лят-лят-лят – много беленьких козлят

Зу-зу-зу - накормили мы козу.

Сята-сята-сята – в грязь залезли поросята.

Му-му-му - говорит корова «МУ»

Ова-ова-ова - рогатая корова

Лята-лята-лята – траву жуют телята.

Ан-ан-ан - на горе стоит баран

Ца-ца-ца - упрямая овца

Тема «Домашние птицы»

Ка-ка-ка - куры нашли червяка

Лята-лята-лята - желтые цыплята

Ов-ов-ов - много кур и петухов

Ух-ух-ух - кукарекает петух.

Гуси медленно идут, га-га.

Вперевалочку бредут, га-га.

Гуси «га-га-га» гогочут,

Будто весело хохочут.

Га-га-га, га-га-га,

С перепонками нога.

Тема «Насекомые»

«ЖУКИ»

Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки.

Жу-жу, жу-жу-жу,

Мы летаем и жужжим,

Соблюдаем свой режим.

Жу-жу, жу-жу-жу,

Мы летаем и жужжим,

Мы здоровьем дорожим.

Жу-жу, жу-жу-жу.

«КОМАР»

З-з-з-з комар летит,

З-з-з-з комар звенит.

З-з-з, какой он злой!

З-з, гонится за мной!

«ОСА»

Са-са-са-са-са - ой-ёёй летит оса,

Сы-сы-сы-сы-сы-сы – не боимся мы осы,

Су-су-су-су-су-су – видел кто из вас осу?

Сы-сы-сы-сы-сы-сы – мы не видели осы,

Са-са-са-са-са-са – отгадайте, где оса?

Тема «Времена года»

ПЕСНЯ «ЛИСТОЧКИ»

Листья осени тихо кружатся, Качают руками над головой вправо, влево;

Листья под ноги нам тихо ложатся. Приседают;

И под ногами шуршат, шелестят, водят руками по полу вправо, влево;

Будто опять закружиться хотят.

И под ногами шуршат, шелестят,

Встают, водят руками и по очереди и глазами следят за движением;

будто опять закружиться хотят.

Кружатся. На проигрыш бегут по кругу и в конце «собираются в букет».

«МЕТЕЛИ»

Зиму всю мели метели:

клёны, липы поседели,

А весной повеселели, зацвели, зазеленели,

Птицы с юга прилетели,

ветки лапами согрели.

Публикации по теме:

Рекомендации по проведению пальчиковых и жестовых игр для малышейРекомендации по проведению пальчиковых и жестовых игр для малышей Пальчиковые и жестовые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Такие забавы.

«Сказка Белого рояля»». Методические рекомендации к проведению досуга«Сказка Белого рояля»». Методические рекомендации к проведению досуга Методическое приложение к проекту «Театр и музыка» В продолжение темы проекта "Театр и музыка" сегодня предлагаю вам один из возможных.

Методические рекомендации для педагогов по организации и проведению физкультминуток Физкультминутки, наряду с двигательными паузами, вводной гимнастикой, подвижными переменами, относятся к «малым» формам занятий физическими.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по проведению логопедического массажа
Опубликовано: 17 мая 2024 в 10:44
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по проведению логопедического массажа» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Астафьева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД