Лучший педагог года

Особенности формирования исследовательской активности у старших дошкольников

Ольга Сиротенко
Особенности формирования исследовательской активности у старших дошкольников

Современной психологией достаточно широко изучены особенности

развития ребенка в разные возрастные этапы. В отечественной возрастной

психологии, согласно общепринятой периодизации психического развития

ребенка Д. Б. Эльконина, старший дошкольный возраст – это возраст от 5 до 7

лет. Этот возрастной период является очень важным в интеллектуальном,

личностном, познавательном развитии ребенка. «Старший дошкольный

возраст – период познания окружающего мира, человеческих отношений,

Публикация «Особенности формирования исследовательской активности у старших дошкольников» размещена в разделах

осознанного общения со сверстниками, активного развития физических,

творческих и познавательных способностей». Это возрастной период

интенсивного психического развития, в который «происходят прогрессивные

изменения во всех сферах, начиная от совершенствования

психофизиологических функций и кончая возникновением сложных

личностных новообразований». Опираясь на исследования Л. А. Венгера, А. В. Запорожца, А. В. Петровского, Н. Н. Поддъякова и др. определим возрастные особенности старших дошкольников, позволяющие формировать устойчивую

исследовательскую активность. В пятилетнем возрасте познавательное развитие дошкольника переходит на стадию развития умения принимать и правильно понимать вербальную информацию, т. е. речь для ребенка становится средством познания. Особенностями детского поведения являются потребности к наблюдению, экспериментированию и самостоятельного поиска новых сведений о мире. У старших дошкольников физиологически обусловлена потребность в исследовательской деятельности. А. И. Савенков утверждает: «любой здоровый ребёнок настроен на исследование мира, он стремиться его понять. Именно это внутреннее стремление порождает исследовательское поведение и создаёт условия для психического развития ребёнка». Уровень психического развития пятилетнего ребенка уже обусловливает в познавательном развитии переход к активному упорядочиванию накопленных представлений об окружающем мире. «Старший дошкольник начинает выстраивать элементарные связи и зависимости между отдельными событиями, явлениями, предметами окружающей действительности и, в частности его ближайшего окружения. У пятилетних детей уже проявляется избирательное отношение к окружающему миру, стойкий, направленный интерес к отдельным явлениям или объектам».

В период пяти-шести лет дошкольник способен систематизировать

информацию, устанавливать логические связи и зависимости, определять

расположение во времени и пространстве. В это время в сознании ребенка

активно развивается знаково-символическая функция – умение использовать

знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических

отношений между понятиями. «Старший дошкольник уже не только владеет

сравнением и анализом, но и учится делать выводы, обобщения,

конкретизацию, выявлять закономерности. У пяти-шестилетних

дошкольников проявляется активное стремление расширить кругозор;

выявить и вникнуть в существующие в окружающем мире отношения и связи,

появляется потребность самоутверждения в окружающем его мире».

Исследовательская активность пятилетнего ребенка формируется

посредством различных способов познания : собственных практических

действия и опыта; рассказов взрослых; книг, телевизора и других новых для

него источников познания. Накопленные к 6-ти годам сведения о мире

являются серьезной базой для дальнейшего познавательного развития

ребёнка. «Процесс познания в шести-семилетнем возрасте предполагает

содержательное упорядочивание информации (весь мир – это система, в

которой все взаимосвязано). Понимание взаимосвязанности всего

происходящего в нашем мире является одним из основных моментов

построения ребёнком целостной элементарной картины путём сопоставления,

обобщения, рассуждения и выстраивания гипотетических высказываний,

элементарных умозаключений, предвидений возможного развития событий»

Публикации по теме:

Многофункциональный дидактический тканевый коврик как одно из средств формирования речевой активности у младших дошкольниковМногофункциональный дидактический тканевый коврик как одно из средств формирования речевой активности у младших дошкольников Важную роль в занятиях с детьми играет наглядность. Она в значительной степени облегчает процесс формирования связной речи. Наглядность.

Дидактическое пособие по развитию познавательно-исследовательской активности дошкольников «Мини-теплица»Дидактическое пособие по развитию познавательно-исследовательской активности дошкольников «Мини-теплица» Дидактическое пособие в виде макета мини -теплицы предназначено для осуществления познавательного развития детей старшего дошкольного.

Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года»Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года» Хочу поделится своим опытом, как использую дидактические игры с цветом в процессе формирования временных представлений у старших дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности формирования исследовательской активности у старших дошкольников
Опубликовано: 13 мая 2024 в 13:56
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности формирования исследовательской активности у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Сиротенко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД