Получи документы

Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам сказкотерапии

Елена Плеханова
Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам сказкотерапии

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам сказкотерапии»

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста – это длительный и сложный процесс. С помощью речи ребенок познает окружающий мир, развивает коммуникативные навыки, ассоциативное мышление.

Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам сказкотерапии» размещена в разделах

Существует большое разнообразие приемов и методов по развитию речи. Рассмотрим более подробно один их наиболее современных – сказкотерапия.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Сказкотерапия для дошкольников должна представлять собой процесс, который базируется на следующих принципиальных положениях:

-К коррекции необходимо подходить постепенно, начиная с простых упражнений и заканчивая более сложными.

-В процессе работы необходимо создать условия, которые помогут ребенку самореализоваться благодаря полученным знаниям и опыту.

Программа по сказкотерапии для дошкольников ставит перед собой достижение следующих задач:

1. Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.

2. Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.

3. Снижение уровня агрессивности и тревожности.

4. Развитие коммуникативных способностей.

5. Обучение преодолению страхов и трудностей.

6. Развитие способности к грамотному выражению эмоций.

7. Создание устойчивой связи между ребенком, родителем и педагогом.

Особенности умственного развития детей таковы, что хорошо развитое образное мышление позволяет им думать о явлениях и предметах, а также сравнивать их даже тогда, когда они недоступны зрению. Слушая сказку, ребенок формирует модель действительности, интерпретирует происходящее в ней в реальность. Польза сказок для дошкольников зависит от их возраста и объекта произведения. Важно понимать, что у каждого типа сказки есть своя возрастная аудитория.

3-5 лет

В этом возрасте большинство детей испытывают сильную привязанность к родителям. Многие дети испытывают стресс, посещая детский сад. Важно избавить детей от этого эмоционального напряжения, используя соответствующие возрасту ребенка сказки. Как правило, в 3-5 лет детям более понятны сказки про животных, а также про взаимодействие людей и животных. Хорошо помогает в этот период сказка «Зайчик в детском саду», которая предназначена для детей дошкольного возраста. Основной эффект – это формирование позитивного настроя на посещение детского сада.

5-6 лет

После 5 лет дети ассоциируют себя преимущественно с человеческими персонажами из сказок : принцами, солдатами, царевнами и т. д. В этот возрастной период у детей встречаются самые различные страхи. В частности, многие дети боятся темноты. Помочь избавиться от этой фобии помогут различные сказки, вроде «В темной норе» и «Почему Сережа не боится засыпать сам?». Основной целью в этот период является нравственный урок, который должен понять и осмыслить ребенок.

Основные методы сказкотерапии :

1. Рассказывание и сочинение сказки : Лучше сказку именно рассказывать, а не читать. Педагог, родитель и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно. Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить проблемы его речевого развития и совместно их преодолеть.

2. Рисование сказки : Желательно после этого сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребенок развивает мелкую моторику, что также благоприятно сказывается на речевом развитии. Качество изображения не имеет значения.

3. Сказкотерапевтическая диагностика : Образный мир сказок позволяет ребенку идентифицировать себя с персонажем сказки. Дети в большей степени склонны идентифицировать себя с животными, нежели с людьми. Ребенок объединяет свои мысли и переживания с мыслями и переживаниями персонажа рассказываемой сказки и рассказывает о них.

4. Изготовление кукол: В сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы. По мнению Гребенщиковой Л. Г., любое изготовление куклы – это своего рода медитация, т. к. в процессе шитья куклы происходит изменение личности. При этом у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации. Как считают ряд психологов, при использовании кукол или игрушек все манипуляции с ними должны быть отработаны заранее: звуки речи следует направлять непосредственно ребенку; дикция должна быть четкой с достаточной силой голоса; необходимо адаптировать голос и речь к внутренней характеристике персонажа; все движения психолога должны соответствовать содержанию произносимых реплик, их интонации.

Проблемы, которые можно решить с помощью использования кукол

Проведение психодиагностики.

Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

Приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия.

Развитие коммуникативных навыков.

Развитие самосознания.

Развитие грубой и мелкой моторики.

Разрешение внутренних конфликтов.

Профилактика и коррекция страхов.

Развитие речи.

Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.

Коррекция отношений в семье.

Становление психосоциальной идентичности мальчиков и девочек.

5. Постановка сказки : Фаза предварительной беседы (15-20 минут). На этом этапе ребенку предлагается рассказать о своей любимой сказке. Педагог расспрашивает ребенка, когда он эту сказку впервые услышал. От кого он ее услышал, как и где это происходило. Какие моменты сказки особенно волновали. Как ребенок относился к персонажам сказки.

Фаза релаксации (1-5 минут). Ребенка просят закрыть глаза и расслабиться. Для чего проводится упражнение на релаксацию.

Фаза представления образа (в среднем около 20 минут). Ребенку предлагается представить себя в сказке, о которой он рассказывал во время предварительной беседы.

Фаза обсуждения (5-10 минут). Проводится обсуждение сказки и дается домашнее задание нарисовать представленное в образе. Рисунок обсуждается на следующей сессии.

6. Песочная терапия.

Сказка – это своеобразный посредник между педагогом и ребенком. Работа со сказкой снижает тревожность, напряжение, корректирует деструктивное поведение и решает одну из самых серьезных проблем в дошкольном возрасте – развитие речи детей!

Публикации по теме:

Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста В дошкольном образовательном учреждении при развитии речи детей, ставится основная задача: формировать связную устную речь и речевые навыки.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

«Развитие речи детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Развитие речи детей дошкольного возраста растет пропорционально накоплению нового опыта и наблюдений. Малыш начинает учиться сравнивать,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам сказкотерапии
Опубликовано: 11 мая 2024 в 12:22
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам сказкотерапии» (включая файлы) размещена пользователем Елена Плеханова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД