Папки-передвижки

Сценарий интеллектуальной игры «Морские обитатели» (подготовительная группа)

Инна Вачевских
Сценарий интеллектуальной игры «Морские обитатели» (подготовительная группа)

Сценарий интеллектуальной игры

"Морские знатоки"

(подготовительная группа)

Домашнее задание

Найти ответы на вопросы:

Чем примечательна рыба камбала?

Как узнать возраст рыбы?

Какие рыбы местных водоемов являются долгожителями?

Что входит в рацион акулы, каковы ее вкусовые предпочтения?

Умеют ли рыбы разговаривать?

Правда ли, что существуют "летающие" рыбы?

Предварительная работа по теме "Рыбы" :

НОД по экологии, проводимые воспитателем;

Публикация «Сценарий интеллектуальной игры „Морские обитатели“ (подготовительная группа)» размещена в разделах

деятельность воспитателей в повседневной жизни;

выполнение детьми домашних заданий с помощью родителей.

Задачи:

- способствовать развитию познавательного интереса к животному миру;

- довести до понимания детей знания (о внешнем виде рыбы, некоторых способах защиты от врагов, способах передвижения рыб).

- развивать умения детей:

- давать развернутое объяснение;

- делать самостоятельные выводы на основе наблюдений;

- делать обобщения.

Оборудование: письмо от Водяного, емкость с водой, геометрические формы, две шишки, иллюстрации рыб, надувные шары, предмет листообразной формы, модели с изображением дна водоемов и силуэты рыб, корм для рыб, изображение спиленного дерева, два самолетика, клей.

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо от сказочного героя. А от кого именно, вы догадаетесь сами, послушав его песенку.

(Звучит песня Водяного из мультфильма "Летучий корабль", ел. Ю. Энтина, муз. М. Дунаевского.)

Воспитатель: От кого же это письмо?

(Воспитатель показывает конверт, на котором нарисованы рыбы, крабы, водные растения. Дети высказывают свои мнения.)

Воспитатель: Конечно, это письмо от Водяного. Хотите узнать, что он нам пишет? (Вскрывает письмо и читает его.) «Здравствуйте, ребята. Совсем заскучал я на дне морском. Так хочется повеселиться. Давайте с вами поиграем в интересную игру, которая называется "Морские знатоки". Если вы справитесь со всеми заданиями, вас ждет сюрприз». Ребята, хотите поиграть с Водяным? Тогда слушайте первый вопрос: Где легче двигаться: в воде или на суше? И почему?

(Воспитатель выслушивает предположения детей. Затем предлагает проверить правильность этих предположений. Для этого дети вместе с воспитателем выполняют одинаковые движения руками по воздуху и в воде (в емкости больших размеров).)

( Дети делают вывод: воздух прозрачный, незаметный, легко рассекается. Вода плотная, задерживает движения.)

Воспитатель: Следующий вопрос. Почему большинство рыб имеют обтекаемое тело? Ребята, как вы понимаете слова "обтекаемая форма"?

(Воспитатель уточняет, что обтекаемая форма — это когда голова заострена и плавно переходит в туловище.)

(Педагог показывает рисунки разных рыб.)

Воспитатель: Так почему же у большинства рыб тело обтекаемой формы? Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами проведем опыт.

( Воспитатель предлагает детям тянуть в воде с помощью веревочки предметы разной формы: кубы, конусы, цилиндры.)

(Дети приходят к выводу, что конус острым концом рассекает воду, поэтому его легче тянуть, а кубу мешают углы, цилиндр также тяжело тянуть в воде.)

Легко протягивать в воде гладкие предметы, имеющие вытянутую форму, рассекающие узкой, заостренной частью плотную воду. Значит, обтекаемая форма позволяет рыбам легко передвигаться.

Воспитатель: Рыба камбала имеет уплощенное тело. Уплощенное — значит плоское.

(Воспитатель проводит хоровое и индивидуальное проговаривание слова "уплощенное»). Плавать камбала умеет по-разному. Может плавать плашмя, а еще она умеет плавать ребром.

(Воспитатель показывает силуэты рыбы в различных положениях и проводит хоровое и индивидуальное проговаривание слова "плашмя".)

Воспитатель: Третий вопрос. В каком положении рыба плавает быстрее?

(Дети высказывают свои предположения. Затем воспитатель предлагает проверить их на опыте: тянуть в воде предмет листообразной формы плашмя и ребром. Дети приходят к выводу о том, что расположенный ребром предмет тянется легче.)

Воспитатель: Правильно, ребята, значит, камбала плашмя быстро не плавает. В случае опасности эта рыба поворачивается на ребро — и плывет быстрее. Но все равно, плыть очень быстро, как рыба с обтекаемой формой, она не может. Но разве на земле все животные одинаково ходят? Нельзя же сравнивать медлительную черепаху и быстро бегающую антилопу. Так и рыбы — одни плавают быстро, другие — не очень.

А теперь четвертый вопрос. Если бегством камбале спасаться трудно, то, что же ей помогает обхитрить своих врагов?

(Если дети затрудняются ответить, педагог предлагает им рассмотреть модели: картинки с изображением дна различной окраски и силуэтов рыб соответствующих цветов.)

Воспитатель: Ребята, давайте найдем каждой рыбке свой домик.

(После нахождения домика для каждой рыбки дети делают вывод, что камбала принимает такую окраску, какого цвета дно.)

Воспитатель: Эта окраска называется "маскировочной".

(Воспитатель проводит хоровое и индивидуальное проговаривание слова "маскировочная".)

Воспитатель: Ребята, а кто еще приспосабливает свою окраску к цвету того места, где находится?

Дети: Менять окраску умеют хамелеоны, раки, некоторые насекомые.

Воспитатель: Правильно. А теперь вопрос 5. На какой картинке допущена ошибка и какая? (Воспитатель показывает рисунки.)

Дети: На второй картинке чешуя нарисована в обратном направлении.

Воспитатель: Тогда вопрос 6. Зачем тело рыбы покрыто чешуей? Почему чешуя не может быть расположена так, как на второй картинке?

(Воспитатель предлагает детям потянуть в воде за нитку две шишки (у одной чешуйки расположены назад, а у другой — вперед) и ответить, какую шишку тянуть легче)

Дети: Легче тянуть шишку, у которой чешуйки распущены назад. Точно также расположены чешуйки на теле рыбы. Они помогают ей скользить в воде.

Воспитатель: Вопрос седьмой. Как узнать, сколько рыбе лет? Ребята, вспомните, как мы узнаем возраст дерева? Посмотрите на эту картинку, и тогда вам не трудно будет догадаться (показывает изображение спиленного дерева или настоящий спил).

Дети: Возраст дерева мы определяем по кольцам, мы их видели на пнях.

Воспитатель: Точно также определяется возраст рыбы, на чешуйках есть кольца. За один год появляется одно кольцо. Эти кольца называются годичными или годовыми.

Воспитатель проводит хоровое и индивидуальное проговаривание слов «годичные» и «годовые»

Воспитатель: Некоторые рыбы доживают до ста лет, т. е это гораздо больше, чем живет человек. щуки живут 60-80 лет, это примерно столько, сколько живет человек, а есть рыбы, которые живут всего два года. А теперь вопрос №8. Вспомните название самой крупной рыбы. Я вам подскажу, о ней пишет К. И. Чуковский в сказке о Бармалее (ответы детей).

Правильно, это акула. Помните, как в сказке:

Вот акула Каракула

Распахнула злую пасть…

Акула- самая крупная рыба. Эта рыба длиной 15 м. как пятиэтажный дом. Весит она 14 тонн, сколько весят двести наших пап. Акулы необыкновенно прожорливы. Живое и неживое, съедобное и несъедобное – все съедает акула. Чего только не находят в желудке пойманных рыб. Здесь были и рога оленя, и мешки с углем, и большущие кастрюли, огромные тыквы и арбузы.

Ребята, а каких еще хищных рыб вы знаете?

Дети: Щука, гурами, петушок, морской окунь.

(Проводится подвижная игра "Караси и щука".)

Воспитатель: Вопрос 9. Люди часто говорят: "Молчит как рыба". Правильно ли это?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Подводный мир богат звуками. Одни рыбы хрюкают, как настоящие свиньи, есть рыба, которая каркает не хуже вороны, а есть такие, которые своими звуками напоминают шум проходящего мимо поезда. Так что, наверное, поговорка "Молчит как рыба" не совсем правильна.

А теперь ответьте на десятый вопрос. Видят ли рыбы?

(Педагог выслушивает ответы детей, затем предлагает подойти к аквариуму, прикоснуться к стеклу, покормить рыбок. Поведение рыб позволяет сделать вывод о том, что рыбы видят.)

Воспитатель: Молодцы. Отвечаем на следующий вопрос. Существуют такие рыбы, которые умеют раздуваться в шар. Для этого у них есть специальный мешок. Одна такая рыбка раздувается в шар и плавает на поверхности, а другая умеет превращаться в шар под водой. Чем наполняет свой мешок каждая рыба, чтобы превратиться в шар?

(Воспитатель предлагает один надувной шарик заполнить воздухом, а другой — водой. Оба шарика следует положить в воду. Шарик с водой утонет, а шарик с воздухом будет плавать на поверхности.)

Дети: Значит, рыба, которая превращается в шар на глубине, заполняет свой мешок водой, а та, которая плавает на поверхности, заполняет его воздухом. Раздутая воздухом, она не может погрузиться в воду.

(Воспитатель опускает шарик с воздухом в воду, он вновь всплывает на поверхность.)

Воспитатель: Как же ей вернуться в свое подводное царство?

Дети: Выпустить воздух.

Воспитатель: Действительно, рыба с шумом выпускает воздух и быстро уходит под воду. Ребята, а зачем рыбе вообще нужно превращаться в шар?

Дети: Так она отпугивает врагов.

Воспитатель: Правильно, ребята, такое превращение — способ защиты от врагов. Переходим к двенадцатому вопросу. Вы, конечно, знаете, что есть летающие рыбы. Чем эти рыбы внешне отличаются от тех, которые не умеют летать?

(Воспитатель предлагает провести опыт. Вместе с детьми изготавливает из бумаги два самолетика, на одном склеивает крылья. Оба самолетика запускают в воздух. Дети делают вывод о том, что самолет со склеенными крыльями не летает.)

Воспитатель: Значит, для того чтобы летать, нужны крылья. Крылья есть у птиц. Но ведь их у рыб нет. Как же они летают?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Роль крыльев выполняют плавники. У летающих рыб плавники больше, чем у обычных рыб. Вам не трудно будет найти на картинке рыбку, которая может летать.

Воспитатель оценивает работу детей. ,

Публикации по теме:

Стенгазета «Морские обитатели»Стенгазета «Морские обитатели» В рамках тематической недели, предложила ребятам создать вместе красивую стенгазету с изображением морских обитателей. Способы раскрашивания.

Фотоотчет о неделе «Морские обитатели»Фотоотчет о неделе «Морские обитатели» Цель: Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей. Задачи: - расширять.

«Морские обитатели». Фотоотчёт о занятии по нетрадиционному рисованию в технике «фроттаж» (средняя группа)«Морские обитатели». Фотоотчёт о занятии по нетрадиционному рисованию в технике «фроттаж» (средняя группа) В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность. Д. Лессинг.

Коллективная аппликация из ладошек «Морские обитатели» (средняя группа)Коллективная аппликация из ладошек «Морские обитатели» (средняя группа) Цель: Закрепить умения детей создавать композиции, используя различные приёмы. Задачи: I. Обучающие. 1. Закреплять умения передавать.

Коллективная работа «Морские обитатели»Коллективная работа «Морские обитатели» Цель: Уточнить и расширить представления детей о море и морских обитателях. Учить детей делать объемные поделки из бумаги, работать ножницами.

Логопедические игры по формированию звукопроизношения к многофункциональному пособию «Морские обитатели»Логопедические игры по формированию звукопроизношения к многофункциональному пособию «Морские обитатели» Ольга Кущенко В эти игры можно играть с детьми на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях. Игра «Киты» Цель: дифференциация.

Лэпбук «Морские обитатели»Лэпбук «Морские обитатели» Лэпбук "Морские обитатели" Предлагаю Вашему вниманию мой ЛЭПБУК по теме: «Морские обитатели». Это не просто книжка с картинками. Это учебное.

Сценарий математической игры КВН (подготовительная группа)Сценарий математической игры КВН (подготовительная группа) Математический КВН (подготовительная группа). Программное содержание. 1. Активизировать умственную деятельность детей с помощью занимательной.

Сценарий интеллектуальной игры «Умники-знайки»Сценарий интеллектуальной игры «Умники-знайки» Цель: Пробудить интерес к познанию и сотрудничеству. Ценность интеллектуальных игр состоит в том, что дети все вместе, в составе команд,.

Сценарий спортивного праздника «Игры народов России» (подготовительная группа) Цель праздника: Формирование у детей дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам. Воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий интеллектуальной игры «Морские обитатели» (подготовительная группа)
Опубликовано: 29 мая 2023 в 11:13
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий интеллектуальной игры «Морские обитатели» (подготовительная группа)» (включая файлы) размещена пользователем Инна Вачевских на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД