Екатерина Котина
Акция «Сбережём воду» как средство формирования основ экологического сознания старших дошкольников
«Акция «Сбережём воду». Как средство формирования основ
экологического сознания старших дошкольников».
Котина Екатерина Александровна, воспитатель,
БДОУ «Детский сад №181» г. о. Самара
Актуальность
Публикация «Акция „Сбережём воду“ как средство формирования основ экологического сознания старших дошкольников» размещена в разделах
- Акции для детей, участие в акциях
- Акция «День воды». Берегите воду!
- Вода. Все материалы по теме воды
- Старшая группа
- Экологические акции в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, т. к. становится ясно, что планируемое человеком производство материальных благ порой одновременно выступает и как непланируемое им производство губительных эффектов на природу, причем в таком масштабе, что это грозит полным уничтожением всего живого на Земле, включая и самого человека.
Формирование экологического сознания, экологической культуры – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека под влиянием идеологии, политики, искусства, научных знаний, производственной практики, образования и просвещения. Началом формирования экологической направленности личности является дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека.
Тема экологического воспитания не нова, но нам необходимо с полной серьезностью отнестись к такому вопросу, так как эта проблема является общей для всего населения Земли: глобальное изменение климата, истощение природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды. Всё это создает непрерывно ухудшающую среду обитания человека, а как результат – разные болезни, от которых страдают взрослые и дети. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления – это единственный выход из сложившейся ситуации.
Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. На сегодняшний день экология стала наукой, которая помогает людям выжить, создать окружающую среду пригодной для существования. Отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека.
Формирование начал экологической культуры :
- это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, а также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и зависимости здоровья, от состояния окружающей среды;
- это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
И именно формирование начал экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни воспитанников – одно из основных направлений образовательной деятельности в МБДОУ «Детский сад № 181» города Самары.
Формирование представлений об основах экологической культуры дошкольников происходит на примере экологически безопасного поведения человека в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды. И одним из ценностных методов, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, накоплению знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья, является участие в сбережение природы.
Детский возраст является началом формирования экологической направленности, именно в это время закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности. На мой взгляд, одной из основных задач дошкольного воспитания является формирование основ экологической культуры. Работа с семьей – это одно из главных условий, для воспитания экологической культуры. Только в совместной работе нам удастся решить главную задачу – это воспитание человека экологически грамотного.
Акция является актуальным способом, для того что бы привлечь и объединить всех участников образовательного процесса. Проведение Акции способствует успешной социализации, формированию коммуникативных навыков, расширению кругозора воспитанников по различным образовательным областям.
При подготовке и проведении акции создаются широкие возможности для взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса: воспитанниками и их родителями, педагогами, жителями микрорайона.
Ежегодно в нашем саду проводятся экологические акции, направленные на уборку, озеленение участка ДОУ, помощь птицам, акции посвященные чистоте улиц города. Педагоги, родители, и воспитанники нашей группы принимают активное участие в акциях.
Рядом с нашим дошкольным учреждением находится небольшой парк «Дубки», на территории которого есть озеро. За период с 2018 по 2020 года администрацией Кировского района было принято ряд мер по благоустройству территории парка и сохранению его водоема. Были разбиты пешеходные дорожки, с расставленными по периметру удобными лавочками, установлено освещение для вечернего время проведения. Высажены кустарники, деревья. Установлена игровая площадка. Озеро очищено и защищено приподнятыми над уровнем озера насыпными пешеходными дорожками. Парк - это то место, где все ребята нашего района любят проводить прогулки в любое время года.
22 марта, в преддверии Международного дня защиты водных ресурсов, среди старших дошкольников была организованна социально-значимая акция «Сбережём воду».
Главной целью нашей акции было привлечь внимание дошкольников и их семей к проблемам охраны источников воды в природе, а именно к охране озера в парке «Дубки».
Цель: привлечение внимания дошкольников и взрослых к проблемам охраны источников воды в природе.
Задачи:
1. Воспитывать бережное отношение к воде.
2. Развивать представление о значении воды в жизни человека и всего живого.
3. Расширить знания детей о круговороте воды в природе, болезни водоемов.
4. Стимулировать творческую активность детей и взрослых.
В рамках данной социальной акции с дошкольниками в группе проводились большая предварительная работа:
1. Чтение рассказов Н. А. Рыжовой «Жила-была река», «Как люди речку обидели», Н. Васильковой «О чем мечтает ручеек». Сказка Г. Х. Андерсена «Русалочка», сказка народов Сибири «Живая вода», сказка шорцев «Два ручья». Загадки и стихотворения о воде.
2. Игры «Какая бывает вода?», «Мыльные пузырьки», «Ловля рыбы», «Очистим водоем», «Ходят капельки по кругу», «Хорошо – плохо», «Кто быстрее перенесет воду из одного сосуда в другой», «Подводное плавание», «Спаси рыбку».
3. Опыты с водой.
4. Выпуск и распространение листовок с детьми «Вода – чудесный дар природы!».
5. Издание экологической газеты «Давайте беречь воду!».
6. Показ мультимедийной презентации «Роль воды в жизни человека».
Итоговым продуктом нашей социально-значимой акции был поход на озеро в парк. Среди населения района ребята раздавали листовки, рассказывали о правилах поведения в парке, отвечали на вопросы об охране водных ресурс нашего района.
В ходе проведения акции, дети приобрели социальный опыт взаимодействия в парке и группе, в семье и получили удовольствие от этого. Дети закрепили умение осуществлять поиск информации совместно с родителями на заданную тему из разных источников, научились проявлять инициативу. У детей появились энциклопедические знания, которыми они могут уверенно поделиться не только со сверстниками, но и со взрослыми, уверенно поддерживать беседу, отражать свои впечатления от наблюдений Дети стали осознанно, внимательнее относиться к природному богатству - воде, что стало отражается в их поведении (делают замечания по поводу открытого крана). Работа над экологической акцией способствовала развитию любознательности и познавательной мотивации, речевого общения, самостоятельности, эмоциональной раскрепощённости и радости общения.
Родители в ходе подготовки и реализации проекта приобрели опыт сотрудничества с педагогами и опыт взаимодействия со своим ребенком. Осознали важность своего участия в организации образовательной деятельности детей. В ходе акции родители отметили, что дети стали больше проявлять инициативы, активно рассказывать о том, что узнали нового, стали больше интересоваться познавательными фильмами, мультфильмами, книгами, журналами на экологическую тематику, обсуждать их со сверстниками и взрослыми.
Вся вышеперечисленная деятельность была направлена на становление начал экологической культуры детей, формирование у них осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу, т. е. к развитию у детей экологического природоохранного сознания.
Экологическое воспитание в наше время вышло на первый план, и ему уделяют все больше внимания. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда – то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с младшего возраста!