Папки-передвижки

Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ

Татьяна Петровна Иванова
Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ

“Мы просто обязаны, создать нормальную систему образования

для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников

в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста

не чувствовали себя изолированными от общества”.

Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который обеспечивает доступ к обучению для всех, в том числе и для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Это направление является самым активно развивающимся в учебно-воспитательной практике и позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья получить более качественное образование и комфортнее адаптироваться к социуму.

Публикация «Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ» размещена в разделах

Л. С. Выготский один из первых обосновал идею инклюзивного обучения. В своих работах ученый указывал, что коррекционная школа, воспитывающая детей с ограниченными возможностями здоровья, создает условия, в котором фиксирует внимание ребенка на своем недостатке, и не вводит ребенка с ограниченными возможностями здоровья в настоящую жизнь. Можно отметить, что главной задачей воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья являются его интеграция в общество, обеспечивая ребенку равные условия для полноценного развития, и получения образования.

В настоящее время остро встает проблема организации инклюзивного образования в дошкольных учреждениях, где на равных условиях совместно воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья и дети в норме.

Для перехода к инклюзивному образованию в дошкольной образовательной организации необходимо создать условия в сфере, методического, психолого-педагогического, коррекционно-развивающего сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимо пересмотреть основные группы условий:

Внести изменения в действующую нормативно-правовую базу дошкольной образовательной организации реализующую инклюзивную практику : разработать регламенты взаимодействия с внешними организациями (устав, приказы, положения, локальные акты, правила внутреннего распорядка, материальное стимулирование).

Организовать информационно-просветительское обеспечение инклюзивного образовательного процесса для создания толерантной культуры, взаимодействие с внешними организациями и родителями.

Обеспечить повышение квалификации и переподготовки педагогического коллектива к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной практики.

Разработать образовательные программы с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обеспечить возможность освоения образовательных программ, используя различные формы, методы и приемы организации работы, применяя интерактивные и инновационные педагогические технологии.

Инклюзивное обучение, несомненно, должно учитывать интересы всех субъектов образовательного процесса : детей с ограниченными возможностями здоровья, их родителей; воспитанников групп общеразвивающей направленности, их родителей; педагогического коллектива; структур дополнительного образования; обеспечивая взаимопонимания между всеми участниками инновационного проекта.

Следует отметить, что введение инклюзии в образовательную систему не должно приводить к уменьшению значения специального образования, так как инклюзивное образование выступает как одно из направлений образования.

Для осуществления целенаправленного, разумного внедрения инклюзивной практики в социум, необходимо определить методологические позиции как основания построения концепции инклюзивного образования.

Принципы, методы, представления, определяющие сущность и закономерность развития инклюзивного образования в большей степени опираются на методологические основания науки, представляющие собой совокупность исходных философских основополагающих позиций.

Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка. С учетом ограниченных возможностей здоровья, составляются индивидуальные программы развития ребенка, которые построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии его развития.

Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка, является важным условием успешности инклюзивного образования, в котором обеспечивается условия для самостоятельной активности ребенка. Реализация в организованной деятельности этого принципа решает задачу формирования социально активности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников инновационного проекта предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения положительного взаимодействия в процессе совместной деятельности: совместное планирование и проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели положительного социума.

Принцип междисциплинарного подхода. Разработка методов, средств воспитания и обучения требует комплексного, междисциплинарного подхода, учитывая индивидуальные характеристики каждого ребенка.

Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания предполагает наличие вариативной и доступной развивающей среды (развивающие и дидактические пособия). Использование в педагогической деятельности инновационных и информационных методов и средств и приемов обучения.

Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, тесно сотрудничают с родителями воспитывающих детей данной категории, оказывая им консультативную помощь. Педагоги внимательно относятся к запросу родителей по вопросам коррекционно-развивающего, психолого-педагогического сопровождения.

Все дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в обогащении опыта социального и педагогического взаимодействия со своими сверстниками. Однако каждому ребенку необходимо подобрать доступную для его развития модель образования, но иногда для ребенка с ограниченными возможностями здоровья целесообразней будет предоставить возможность обучаться в специализированном учреждении, включив его в совместные досуговые и образовательные программы дошкольного учреждения.

Большинство современных исследователей в области педагогики строятся на взаимообогащающих друг друга подходах: системном, антропологическом, синергетическом, личностно-ориентированном, деятельностном, компетентностном.

Идея инклюзивного проекта основана на концепции «включающего общества». Это означает изменение общества таким образом, чтобы оно благоприятствовало включению другого человека с ограниченными возможностями здоровья в общество. Готовность общества к изменениям навстречу другому важная предпосылка успешной инклюзии, и она должна воспитываться.

Идея состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своем развитии или в здоровье. Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего принципиально расширить возможности социализации детей с инвалидностью.

Публикации по теме:

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Цикл коррекционных занятий по комплексной нейропсихологической коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья Цикл коррекционных занятий Цель: Комплексная нейропсихологическая коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: 1. Развитие.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Для развития детей.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровьяМастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка»Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка» Проектная деятельность для обучающихся с ОВЗ «Репка» Участники проектной деятельности: учитель-дефектолог учащиеся.

Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Егасова Татьяна Егоровна Понятие «ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ
Опубликовано: 3 ноября 2022 в 16:58
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Петровна Иванова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД