Получи документы

Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической практике с дошкольниками 5–7 лет

Ольга Ларькина
Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической практике с дошкольниками 5–7 лет

Здоровье – бесценный дар,

потеряв его в молодости

не найдёшь до самой старости.

Так гласит народная мудрость.

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья и речи детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экологическим положением, умственные перегрузки - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье, психику и речь дошкольника.

Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической практике с дошкольниками 5–7 лет» размещена в разделах

В связи с этим актуальным становится вопрос о внедрении в практику логопедической работы с дошкольниками здоровьесберегающих образовательных технологий. Целью которых становиться - оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей. Ведущим принципом – учет личностных особенностей ребенка, учет детских интересов и предпочтений в ходе воспитания и обучения.

Система логопедической оздоровительной работы в нашем ДОУ предполагает использование на каждом логопедическом занятии как традиционных, так и нетрадиционных здоровьесберегающих приемов, методов, технологий.

Портрет ребёнка, имеющего речевую патологию:

это ребёнок с низкой работоспособностью,

повышенной утомляемостью,

с несформированной произвольностью психических процессов,

вдобавок ещё и часто болеющий.

Здоровьесберегающая технология -

это целостная система воспитательно-оздоровительных,

коррекционных и профилактических мероприятий,

осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и врача.

Принципы здоровьесберегающих технологий :

-принцип «Не навреди!»;

-принцип сознательности и активности;

-непрерывности здоровьесберегающего процесса;

-систематичности и последовательности;

-принцип доступности и индивидуальности;

-всестороннего и гармонического развития личности;

-системного чередования нагрузок и отдыха;

-постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

-возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.

Десять «золотых» правил здоровьесбережения :

Соблюдайте режим дня!

Обращайте больше внимания на питание!

Больше двигайтесь!

Спите в прохладной комнате!

Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

Гоните прочь уныние и хандру!

Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

Желайте себе и окружающим только добра!

В своей практической деятельности выделяю 3 вида современных здоровьесберегающих технологий :

1 Технологии сохранения и стимулирования здоровья : динамические паузы, подвижные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, расслабляющая, тонирование.

2 Технологии обучения здоровому образу жизни : проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, массаж, точечный самомассаж.

3 Коррекционные технологии : кинезиология, технология воздействия цветом, технологии коррекции речи, психогимнастика, фонетическая ритмика, артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика, Су – Джок терапия, коррекция моторной неловкости, развитие графомоторных навыков.

Система логопедической оздоровительной работы в нашем ДОУ предполагает использование на каждом логопедическом занятии как традиционных, так и нетрадиционных здоровьесберегающих приемов, методов, технологий.

Традиционные и нетрадиционные методы в логопедической практике :

артикуляционная гимнастика;

упражнения для развития дыхания;

гимнастика для глаз (профилактика зрения);

развитие общей моторики;

логопедический и пальцевый массаж, Су – Джок терапия;

аурикулотерапия (лечебное воздействие на точки ушной раковины);

изо-терапия (рисование фасолью, горохом, палочками и т. п.);

биоэнергопластика (движений артикуляционного аппарата и движения кисти руки).

Предлагаю остановиться сначала на первой группе технологий, направленных на осуществление основной профессиональной деятельности.

Артикуляционная гимнастика

укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

уменьшить напряжённость артикуляционных органов;

улучшить подвижность артикуляционных органов;

улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их (нервную проводимость)

Развитие речевого дыхания

• стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы;

• дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями;

• дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое)

• способствует насыщению кислородом каждой клеточки организма.

• развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма

• нормализация психо-эмоционального состояния

• повышение иммунитета

Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!

Дыхательные упражнения играют большую роль в воспитании правильной речи. Они развивают продолжительный, равномерный выдох, формируют сильную воздушную струю, тренируют умение экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора, тренируют ситуативную фразовую речь.

Интерес к дыхательным упражнениям поддерживается сочетанием наглядности, игровых приемов, стихотворных форм, атрибутами. Дыхательная гимнастика в начале занятия, активизирует внимание, снижает излишнюю эмоциональную и двигательную активность, создает положительный эмоциональный фон, обеспечивая плавный переход к коррекционному процессу.

Гимнастика для глаз

Поможет Вам восстановить и сохранить зрение. Ваши глаза будут отдохнувшими и здоровыми.

Развитие общей моторики

Комплексы физминуток подобраны согласно лексической теме недели. Проводятся в игровой форме в середине занятия.

Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, Су – Джок терапия)

Позволяет:

стимулировать действие речевых зон коры головного мозга;

совершенствовать психические процессы;

облегчить усвоение навыков письма будущим школьникам;

вызывать интерес и яркий эмоциональный настрой.

Су – Джок терапия

Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

Точечный массаж

Укрепляются защитные свойства организма

Самомассаж рук

Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

Изо – терапия (манкотерапия, пескотерапия)

это один из наиболее распространенных и широко применяемых видов арт-терапии.

Терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием.

Биоэнергопластика

Соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Все вышеперечисленные технология проводятся мной ежедневно, либо меняются в течение всей недели, что очень благоприятно влияет на развитие речи детей дошкольников.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками даё т положительные результаты:

- снижение уровня заболеваемости;

- повышение работоспособности, выносливости;

- развитие психических процессов (восприятия, внимания, мышления);

- улучшение зрения;

- формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;

- развитие общей и мелкой моторики,

- повышение речевой активности;

- увеличение уровня социальной адаптации.

Желаем Вам цвести, расти,

Крепить свое здоровье

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условье.

С. Я. Маршак.

Публикации по теме:

Использование современных образовательных технологий в коррекционно–развивающей практике учителя-логопеда Актуальность исследования. В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с.

Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его.

Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ Одним из основных критериев благополучия общества является состояние здоровья населения. На сегодняшний день проблема здоровья детей очень.

Использование ИКТ в логопедической практике В последние годы наблюдается увеличение числа детей с различными видами речевой патологии. Основной целью логопедической службы образовательного.

Использование здоровьесберегающих и игровых технологий в педагогической практике Полноценное сохранение психического и физического здоровья детей дошкольного возраста – это первоочередная задача, которая стоит перед современным.

Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду. В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является.

Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ Для нашего детского сада проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников особо актуальна, так как контингент воспитанников нашего.

Консультация для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Консультация для педагогов Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Актуальная тема для разговора во все времена – это.

Использование здоровьесберегающих технологий на прогулке Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных.

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях логопеда с дошкольниками, имеющих речевую патологию Коррекционная работа на занятиях логопеда направлена не только на предупреждение и устранение недостатков речи, но и на развитие процессов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической практике с дошкольниками 5–7 лет
Опубликовано: 12 февраля 2016 в 22:45
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической практике с дошкольниками 5–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ларькина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД