МААМ-картинки

Деловая игра для педагогов «Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

Юлия Ромах
Деловая игра для педагогов «Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

Цель. Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах познавательно– исследовательской деятельности дошкольников. Совершенствовать умение работать с методической литературой.

Участники: воспитатели.

Публикация «Деловая игра для педагогов „Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников“» размещена в разделах

Ведущий. Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения познавательно- исследовательская деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Прошу каждого участника деловой игры отметить цветом: если вы считаете себя вполне компетентным в этом вопросе- зелёным; если хотели бы уточнить некоторые вопросы - жёлтым; если испытываете затруднения при планировании и проведении занятий на эту тему - красным.

Воспитатели выполняют задание. Затем участники объединяются в 2 команды для дальнейшей игры. Ведущий оценивает правильность ответов.

Ведущий. Игра «Объяснялки». Команды дают определение понятиям:

• Что такое исследовательская деятельность? (Ответы педагогов)

Исследовательская деятельность по освоению окружающего мира – это вид активности ребенка, направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путем личного практического экспериментирования с объектом исследования.

• Что такое детское экспериментирование? (Ответы педагогов)

Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер, так как наблюдения за исследуемым явлением в специальных условиях, позволяющих следить за ходом явлений и многократно воспроизводить его при повторении этих условий.

Ведущий.

• Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника? (Ответы педагогов)

Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка, в процессе чего основополагающие законы природы выводятся ребёнком самостоятельно, как результат постановки опыта, проведённого наблюдения.

Дети очень любят экспериментировать, и нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков, и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности детей.

Ведущий.

• Назовите классификацию экспериментов по характеру объектов

(Ответ 1 команды).Опыты с объектами живой природы, опыты с объектами неживой природы, опыты, объектом которых является человек.

Ведущий.

• Назовите классификацию экспериментов по

продолжительности. (Ответ 2 команды). Кратковременные и длительные.

Ведущий.

• Объясните, что такое демонстрационные наблюдения и эксперименты? (Ответ 1 команды). Демонстрационными называют наблюдения и эксперименты, при которых в аудитории имеется всего один объект, и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам производит опыт (демонстрирует его, а дети следят за ходом и результатами.

Ведущий.

• Объясните, что такое фронтальные наблюдения и эксперименты? (Ответ 2 команды). Фронтальными называют наблюдения и эксперименты, при которых в аудитории имеется много объектов, они находятся в руках у детей.

Ведущий. Обеим командам:

• Назовите сильные и слабые стороны демонстрационных и фронтальных наблюдений и экспериментов

Ведущий. Игра «Буквы рассыпались».

• Каждый участник получает набор карточек с буквами, из которых надо составить слова, имеющие отношение к детскому экспериментированию.

(Опыт, гипотеза, проблема, вывод, обобщение, наблюдение, лаборатория, объект, фиксация, обсуждение).

Ведущий. Игра «Кто больше».

• Назовите приборы и оборудование мини-лаборатории детского сада, используемые в работе с дошкольниками.

Участники команд поочерё дно называют:

1. Микроскоп, лупы, зеркала, различные весы, магниты, веревки, линейки, песочные часы, глобус, фонарик, мыло, щетки, губки, пипетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, ножницы, терка, клей, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, колесики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, металл)

2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сито, лопатки, формочки.

З. Материалы: природный (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы, крупа и т. п.); «бросовый» (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т. п.)

4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельченный пенопласт.

Ведущий. Игра «Путаница». Команды получают задание на карточках и выполняют задание в течение 3 минут.

• Расположите в правильном порядке элементы алгоритма подготовки и проведения занятия- экспериментирования –пункты меняют местами. (1 команда) (Ответ команды).

1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовка отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.

2. Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.

3. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики, мышления.

5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини-лаборатории или центре науки).

6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезонности, возраста детей, изучаемой темы.

7. Обобщение результатов наблюдений в различной форме (дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы и рисунки и т. д.) с целью подведения детей к самостоятельным вывода результатам исследования.

• Расположите в правильном порядке структурные элементы занятия- экспериментирования- пункты меняют местами (2 команда) (Ответ команды)

1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

2. Тренинг внимания, памяти, логического мышления (может быть организовано в начале занятия).

3. Изучение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

4. Уточнение плана исследования.

5. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

6. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты занятия.

7. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования

Ведущий. Работа в лаборатории способствует развитию у дошкольников интереса к исследовательской деятельности, формированию естественно-научного мировоззрения. Превращаясь в «учёных», дети проводят опыты, эксперименты, наблюдения.

Составьте план-список экспериментальной работы по темам: «Камни» и «Почва».

Команды в течение трех минут составляют план-список опытно-экспериментальной работы

Эксперименты и опыты по теме «Камни».

1. Камни (рассматривание через лупу).

2. Что делают из камней?

3. Опыты с камнями («Тонет - не тонет»; «Звучащие камни»; «Рисующие камни» и т. д.).

4. Исследование природных камней, сравнение их с кирпичом, шлаком.

Эксперименты и опыты по теме «Почва».

1. Рассматривание через лупу образцов различных видов почвы.

2. Опыт «Почва содержит воду».

3. Опыт «Почва содержит воздух».

4. Опыт «Почва впитывает воду».

5. Какая почва (рыхлая или утрамбованная) содержит больше воздуха?

6. Как почва очищает воду?

7. Обитатели почвы, или кто живёт в земле.

Ведущий «Поиграем».

• Какие можно организовать игры – эксперименты с детьми. Первая команда - с водой, вторая- с магнитом.

Команды выполняют задание в течение трех минут (Ответы педагогов)

- Игры эксперименты с водой: «Друзья-Враги», «Фонтанчики», «Тонет - не тонет», «Кораблики плывут», «Как выйти сухим из воды»;

- Игры эксперименты с магнитами: «Рисуем с помощью магнитов», «Стальной барьер», «Парящий самолёт».

Ведущий. Игра «Рассуждалки».

• Придумайте для родителей воспитанников вопросы на различные темы, в которых детям совместно с родителями предлагается решить те или иные проблемы. (Ответы команд)

Почему снег тает на ладони? ; Почему дует ветер? Почему скрипит снег? и т. д.

Команды выполняют задание в течение 3 минут.

Ведущий. Игра «На память».

• Составьте памятки для родителей при организации познавательно- исследовательской деятельности детей.

Команды выполняют задание в течение 3 минут.

Меньше учите, больше делитесь.

Поощряйте поисковую активность детей.

Активизируйте внимание ребёнка.

Учите детей наблюдать и соблюдать правила поведения в природе.

Знакомство с окружающим миром должно быть увлекательным, радостным.

Старайтесь не отмахиваться от детских вопросов, а отвечать на них.

Ведущий подводит итоги. Вот и подошла к концу наша деловая игра. Оцените степень своего участия в его работе и выставите на доску фишку соответствующего цвета: красную -«В основном слушала и запоминала, так как не компетентна в вопросах»; жёлтую - «Могла бы быть активнее, но не хватило знаний»; зелёную - «Активно участвовала, уровень моей компетентности в этой области достаточно высок».

Воспитатели выполняют задание.

Ведущий. Ваша самооценка показывает, что вопросы, затронутые на деловой игре, не оставили никого из вас равнодушным и способствовали повышению вашей компетентности в вопросах познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, что очень важно для его развития. Ведь только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

Публикации по теме:

Деловая игра для педагогов ДОУ по развитию речи Деловая игра для педагогов по развитию речи «Устами педагога…» Актуальность. Дошкольное образование – это первая ступень в общей системе.

Деловая игра для педагогов ДОУ «Выпуск газеты» Цель: Систематизировать знания педагогов об инновационных формах работы с родителями. Задачи: расширение знаний педагогов о.

Деловая игра для педагогов «Логика в математике»Деловая игра для педагогов «Логика в математике» Володина Мария Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я приветствую вас на деловой игре «Логика в математике». А чтобы игра наша была плодотворной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деловая игра для педагогов «Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»
Опубликовано: 17 мая 2024 в 15:47
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Деловая игра для педагогов «Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Ромах на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД