Папки-передвижки

Формирование музыкальной грамотности во время ОД у детей старшего дошкольного возраста

Марина Гаврилова
Формирование музыкальной грамотности во время ОД у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст это важнейший этап развития и воспитания личности, период, когда развивается познавательный интерес детей и любознательность. Поэтому в условиях дошкольных образовательных учреждениях необходимо организовать деятельность по воспитанию у дошкольников художественного вкуса, формировать у них творческие умения и воспитывать музыкальную культуру.

Публикация «Формирование музыкальной грамотности во время ОД у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Д. Б. Кабалевский музыкальную культуру личности ребенка связывал с духовным постижением музыкального искусства.

Музыкальное развитие оказывает глубокое воздействие на общее развитие маленького ребенка. Благодаря этому формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и к жизни.

К компонентам структуры музыкальной культуры ребенка можно отнести: музыкальный опыт, музыкальную грамотность и музыкально-творческое развитие.

Рассмотрим один из компонентов музыкальной культуры, используемый в работе ОУ - музыкальную грамотность.

Музыкальная грамотность – это приобретение элементарных знаний о музыке и формирование умений и навыков практического музицирования.

Важной составной частью музыкальной грамотности является развитие музыкальных способностей.

Вторая немаловажная составляющая музыкальной грамотности- эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности.

Педагоги музыкального развития в детском саду зачастую сталкиваются с проблемой преподнесения сложного музыкально – теоретического материала максимально просто и доступно, и при этом помочь детям понять особенности музыкального языка, развить музыкальный слух, чувство ритма и творческие способности. Как создать обстановку общей увлечённости и творчества, стимулировать желание детей использовать приобретённые навыки и умения в самостоятельной музыкальной деятельности и продолжить дальнейшее музыкальное образование?

Меня заинтересовал данный вопрос, и я определила в своей работе следующие задачи:

-Развитие эмоциональной отзывчивости детей к музыке, их увлеченности процессом музыкальных занятий.

– Накопление разнообразных музыкально – слуховых представлений.

– На основе знаний, полученных по музыкальной грамоте, углубить и расширить музыкально-слуховые представления о высоте звуков, длительностях, силе звучания, ладах музыки, ритмических рисунках.

Одним из наиболее, интересных и плодотворных путей активизации изучения музыкальной грамоты является введение художественного слова и игрового приема. Игровые моменты повышают заинтересованность детей. Это очень важно, так как ребенка нельзя заставить, если он не хочет; единственный способ активизировать учебный процесс – заинтересовать, вызвать эмоциональный отклик.

Так, например, знакомство с музыкальным ладом у детей началось со сказки автора Ольги Камозиной «Сольфеджио в сказках» - «Два города у одной реки» с показом иллюстраций.

После прочтения сказки, дети прослушивали музыкальные мелодии в мажоре и миноре и поднимали соответствующие изображения (солнышко – мажор, капелька - минор).

На следующих этапах при прослушивании музыкального произведения использовалось чтение небольшого прозаического или поэтического литературного произведения или фрагмента перед исполнением музыки, которое также помогает детям глубже понять и почувствовать ее образный строй. Например, перед слушанием пьесы «Баба яга» П. И. Чайковского, читается стихотворение Е. Огневой «Баба-Яга»

«…В том глухом лесу жила

Баба страшная Яга,

Баба страшная Яга вместо носа кочерга…

Ходит-бродит здесь и там

По болотам, по лесам».

Знакомство с нотной грамотой в детском саду требует не столько музыкальных, сколько зрительных ассоциаций на начальных этапах обучения, и здесь очень помогают наглядные пособия, карточки тренирующего типа, познавательные и развивающие игры.

Ноты — это записанные звуки. Как нашу речь мы записываем буквами, так и музыку записывают нотами. Нот существует огромное множество: высоких, низких, но все они делятся на 7 основных, которые знают все: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Нотки живут на нотном стане, который состоит из 5 линеек. Нотки могут располагаться либо прямо на этих линейках, либо между ними,

Для запоминания названий нот может помочь карточка, на которой каждая нота представлена картинкой, и если назвать ее (картинку, то можно в начале каждого слова услышать «имя» ноты. Например, дождь, дом –ДО, мишка, миска – МИ, лягушка – ЛЯ и т. д.

Для закрепления названий нот, можно предложить игру

«Нотки прячутся в словах».

Очень интересна детям работа на занятии с ритмическими рисунками для развития чувство ритма. Дети понимают, что ноты бывают длинные и короткие, что у мелодии есть «рисунок»,т. е. мелодия. И исполнять мелодию можно на разных музыкальных инструментах.

Детям предлагаются различные карточки с музыкальными «зарисовками».

На следующем этапе дети могут сами выкладывать мелодию на тренажере и предлагать сыграть ее своим товарищам.

Музыкально-дидактические игры, художественное слово, позволяют в доступной, привлекательной форме развивать тембровый, динамический слух, чувство ритма, характера музыкального произведения

Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке как к важному явлению духовной культуры. Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей, можно приобщить их к музыкальной культуре.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование музыкального слуха и музыкального вкуса у детей дошкольного возраста с помощью музыкальной игрыФормирование музыкального слуха и музыкального вкуса у детей дошкольного возраста с помощью музыкальной игры План исследования: Формирование музыкального слуха и музыкального вкуса у детей дошкольного возраста с помощью музыкальной игры Актуальность.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Фотоотчет о театрализованном представлении для детей старшего дошкольного возраста «По музыкальной дорожке»Фотоотчет о театрализованном представлении для детей старшего дошкольного возраста «По музыкальной дорожке» В самом северном городе нашей страны - Норильске, в детском саду №93 «Капитошка» 16 мая прошло театрализованное представление для детей.

Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаИгры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Предложенные игры познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности. "Создай свой дом" Цель: формировать навыки.

Конспект музыкальной гостиной «Погода зимой» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект музыкальной гостиной «Погода зимой» для детей старшего дошкольного возраста Цель – обобщить представления детей о сезонных изменениях в природе. Задачи – показать детям, как с помощью разнообразных средств выразительности.

Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам» Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста9 группа Конспект по развитию финансовой грамотности.

Конспект виртуальной экскурсии «По музыкальной Москве» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект виртуальной экскурсии «По музыкальной Москве» для детей старшего дошкольного возраста Как и обещала, публикую конспект тематической экскурсии по Москве для детей. Такую экскурсию- прогулку можно провести с детьми от 5 лет.

Сценарий литературно-музыкальной композиции ко Дню Победы «Чтобы помнили» для детей старшего дошкольного возрастаСценарий литературно-музыкальной композиции ко Дню Победы «Чтобы помнили» для детей старшего дошкольного возраста Гаснет свет Танец «Ангелы со свечами» После танца замирают. Голос за кадром: Помните! Через века, через года – Помните! О тех, кто уже.

Сценарий музыкальной гостиной «Наш весёлый оркестр» для детей старшего дошкольного возрастаСценарий музыкальной гостиной «Наш весёлый оркестр» для детей старшего дошкольного возраста Дети подготовительной группы заходят в зал под музыку и встают на И. П. в зале Музыкальный руководитель - Сегодня я вас пригласила на весенний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование музыкальной грамотности во время ОД у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 29 января 2023 в 20:37
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование музыкальной грамотности во время ОД у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Марина Гаврилова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД