Получи документы

Формирование навыка чтения в начальной школе в рамках реализации ФГОС

Татьяна Окладова
Формирование навыка чтения в начальной школе в рамках реализации ФГОС

Подготовила : учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 2

Окладова Татьяна Васильевна

Формирование правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это «волшебное стекло», через которое дети видят и познают мир и самого себя. Исследования, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует, процессы мышления и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу. Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. С научной точки зрения значимость процесса чтения не менее велика. Успешное овладение навыком чтения - один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи).

Публикация «Формирование навыка чтения в начальной школе в рамках реализации ФГОС» размещена в разделах

Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения на уроках в начальной школе.

Вначале ребенок должен освоить технику чтения, уже потом будет понимание. Если мы не сформируем технику чтения, процесс понимания уходит, возникает так называемое механическое чтение.

Существует несколько подходов к выбору методов обучения чтению. В современной педагогической и инновационной практике можно встретить примеры каждого из них. Однако, наиболее распространенным до сегодняшнего дня является фонетический подход, когда ребенок сначала изучает произношение букв, потом переходит к слогам, а потом к словам. Второй подход – метод целых слов. Ещё несколько лет назад на уроках в начальной школе применялся лишь один подход. Но в последнее время учителю для построения современного урока необходимо использовать различные подходы и методики, обновлять и постоянно совершенствовать методы и приёмы работы, объединять, как раньше казалось, несовместимые направления в обучении. Это обусловлено введением ФГОС НОО и ФГОС ОВЗ.

Чтение – сложный психофизиологический процесс. В нём принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Исходя из этого, применяются общие направления в обучении чтению для детей с разным интеллектуальным уровнем и уровнем подготовки. Это включение в каждый урок упражнений на развитие:

- на развитие зрительного восприятия;

- на развитие гибкости артикуляционного аппарата;

- на тренировку объёма дыхания;

- на знакомство с орфоэпическими нормами;

- на исследования этимологии и лексического значения слов.

В обучении детей с интеллектуальными нарушениями и трудностями обучения целесообразно применять:

- лингвистический метод - обучение через слова, которые часто используются в речи, которые произносятся так как пишутся (именно на примере этих слов ребёнок усваивает соответствие между буквами и звуками);

- метод целых слов – распознавание целых единиц, не разбивая на составляющие (методика обучения чтению по Глену Доману).

Для одарённых и подготовленных учеников при чтении часто характерны повторы слов, интонационные ошибки при чтении, которые проявляются вследствие неуверенности в себе, недостаточности жизненного опыта. Для исправления и предупреждения такого рода чтения применяются упражнения:

- «чтение наоборот»;

- «чтение по частям : начало, концовка, середина»;

- «узнай слово по верхней половине, по нижней половине»;

- «посели слово (предложение) в другую ситуацию».

В сложном процессе чтения можно различить три основных момента:

1. Восприятие данных слов. Уметь читать – это значит, прежде всего, уметь по буквам догадываться о тех словах, которые ими обозначаются. Чтение начинается только с того момента, когда человек, смотря на буквы, оказывается в состоянии произнести, или вспомнить, определенное слово, соответствующее сочетанию этих букв.

2. Понимание содержания, связанного с прочитанными словами. Каждое прочитанное слово может вызывать в сознании какие-нибудь изменения, которыми определяется понимание этого слова. В одном случае в сознании возникает определённый, более или менее яркий образ, в другом – какое-нибудь чувство, желание или отвлечённый логический процесс, в третьем и то, и другое вместе, в четвертом – никакого образа и чувства, а только лишь простое повторение воспринятого слова или, быть может, другое слово, с ним связанное.

3. Оценка прочитанного - умение не только прочесть книгу, но и критически отнестись к её содержанию. Что наблюдается, как известно, не всегда.

Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента: технику чтения и понимание текста (извлечение его смысла, содержания). Хорошо известно, что оба эти компонента тесно взаимосвязаны и опираются друг на друга. При этом на первых этапах формирования навыка чтения большее значение придается его технике, на последующих – пониманию текста.

Опытным путём было доказано, что пониманию и оценке прочитанного на уроках способствуют методы и приёмы «Технологии развития критического мышления» и «Шестиугольного обучения», которые способствуют повышению учебной мотивации и позволяют разносторонне проводить работу по предвосхищению событий текстов, анализу получаемой информации, получению выводов по прочитанному материалу. Такие виды работы (что немаловажно) способствуют развитию творческого мышления учеников, дают толчок к исследовательской деятельности на уроках.

Учитывая всё вышесказанное, можно сказать, что путь формирования навыка чтения будет пройден ребенком в рамках начальной школы успешно при :

1. Владении учителем психолого-педагогическими аспектами данной проблемы.

2. Обеспечении в классе определенного режима работы:

- дифференциация заданий для одарённых и подготовленных детей, детей ОВЗ и с трудностями обучения, заданий среднего уровня;

- упражнения в чтении должны быть каждодневными;

- отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов;

- учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения, применяя разработанную систему упражнений;

- учителем должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок;

- специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, “тихое чтение” (в плане внутренней речи, собственно чтение про себя;

- применение современных технологий, методов и приёмов, оптимально соответствующих целям и задачам, поставленным на уроках.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие к урокам литературного чтения в 1–4 классах «Детские писатели в начальной школе» с презентацией Цель: знакомство с детскими писателями и их творчеством Задачи: проявлять интерес к творчеству русских и зарубежных писателей и поэтов,.

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС доДиссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО "Института развития образования"Свердловской области и проводит муниципальные.

Фотоотчет о спортивных состязаниях «Зимние забавы» в рамках сетевого взаимодействия детских садов в свете реализации ФГОС доФотоотчет о спортивных состязаниях «Зимние забавы» в рамках сетевого взаимодействия детских садов в свете реализации ФГОС до Фотоотчет спортивных состязаний "Зимние забавы", в рамках сетевого взаимодействия д\садов, в свете реализации ФГОС ДО. 18 декабря ребята.

Классный час в начальной школе «Правила поведения в школе» Тема классного часа: ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ Цель: закрепить знания детей о правилах культурного поведения в школе. Задачи: 1. Формировать.

Мастер-класс «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС» Мастер – класс «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО» Цель повышение уровня профессиональной компетенции.

Конспект урока литературного чтения в начальной школе «Новогодняя сказка» по стихотворениям А. Барто и С. Дрожжина .

Распространение педагогического опыта. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Здоровье человека — актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного.

Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования Кондалеева Юлия Сергеевна Учитель начальных классов Статья для выступления на семинарах и педагогических советах Нетрадиционный урок.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Взаимодействие с родителями в рамках реализации проекта «Каша — радость наша!» в соответствии с ФГОС доВзаимодействие с родителями в рамках реализации проекта «Каша — радость наша!» в соответствии с ФГОС до .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование навыка чтения в начальной школе в рамках реализации ФГОС
Опубликовано: 3 декабря 2020 в 09:11
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование навыка чтения в начальной школе в рамках реализации ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Окладова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД