Папки-передвижки

Формирование нравственно-трудовых качеств детей старшего дошкольного возраста через приобщение к трудовой деятельности

Наталья Мазина
Формирование нравственно-трудовых качеств детей старшего дошкольного возраста через приобщение к трудовой деятельности

Технология обобщенного опыта работы по теме: Формирование нравственно - трудовых качеств детей старшего дошкольного возраста через приобщение к трудовой деятельности.

Ежегодно в нашем детском саду проводится диагностика детей по всем направлениям, разделам программы.

Публикация «Формирование нравственно-трудовых качеств детей старшего дошкольного возраста через приобщение к трудовой деятельности» размещена в разделах

На основании проведенной первоначальной педагогической диагностики в старшем дошкольном возрасте, которая показала определенные проблемы в

«формировании позитивных установок к труду» я наметила задачи по воспитанию нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста на первом этапе:

1. Научить детей слышать и выполнять посильные трудовые поручения.

2. Учить детей действовать самостоятельно, принимая необходимую помощь взрослого.

3. Приучать детей включаться в совместную трудовую деятельность по приглашению взрослого.

4. Поддерживать интерес детей к труду взрослого, поощрять инициативу.

Для осуществления поставленных задач начала работу с родителями: на первом родительском собрании рассказала родителям о необходимости приобрести или изготовить каждому необходимые атрибуты для труда (изготовить достаточное количество лопат для уборки снега, веников для труда в природе, фартуков из клеёнки, щеток для чистки обуви и одежды, на что родители охотно согласились.

С детьми всю работу проводила в игровой форме, создавая различные проблемы и ситуации, в которые попадали различные герои. Например, домовенка Кузю учили хорошо намыливать руки, смывать мыло и вытирать руки насухо. Дети, объясняя Кузе правила культурно-гигиенических навыков, и сами для себя уточняли их и закрепляли. Для поддержания интереса у детей, собрали коллекцию мыла, выяснили в чем преимущество того или иного вида мыла, сами изготовили мыло ручной работы.

Для создания интереса детей к трудовым поручениям применяла игровые приемы, например, пришла в гости «Чумазая девочка», с которой дети не захотели играть. Обговорили с детьми, почему им не хочется с ней играть и как это исправить. Дети с удовольствием приняли конкретную ситуацию и и искали пути решения проблемы.

На первых порах я сама показывала, что и как нужно приготовить для труда. Давала конкретное поручение каждому ребёнку. Дети с огромным желанием выполняли посильные поручения, испытав радость и удовлетворение от сделанного, от положительной оценки воспитателя.

В повседневной деятельности всегда использовала только похвалу, даже за малейшее проявление помощи, участие в труде. И если что-то выходило не так (разлили воду на пол, уронили бокал, рассыпали горшок с землёй, я спокойно реагировала на это и помогала устранить неполадки. Объясняла детям, что такое может случиться с каждым, и не надо ничего бояться, всё можно исправить.

Через игровые приемы дети с желанием и радостью брались за дело, сначала готовили рабочее место и старались закончить начатое, желая получить похвалу от взрослого. Указывая на результат, я старалась подчеркнуть значение его: «Ты сделал очень полезное и нужное дело для всех нас». Тем самым, помогая понять необходимость своей работы для других, пережить радость успеха.

Чтобы у детей был хороший результат, разработали необходимые правила, которым придерживалась сама и учила этому детей. Когда некоторые дети теряли интерес, то кто-то из детей обязательно напоминал о правиле или использовали пословицы, например: «Взялся за гуж, так не говори, что не дюж!»

Необходимые требования к труду дети осваивали постепенно, в зависимости от ситуации, которую, я им предъявляла. Правила, в каждом из которых содержится несколько требований, помогали детям преодолевать трудности:

- любое дело должно быть доведено до конца;

- сначала выслушай, что нужно сделать, а потом начинай;

- приготовь всё необходимое для работы;

- любую работу надо выполнять хорошо, правильно и аккуратно;

- насорил, разлил воду – убери, не жди, чтобы тебе об этом напоминали другие и делали это за тебя;

- когда трудишься, не отвлекайся.

При организации совместного труда детей использовала следующие правила:

- начиная работу, договорись с товарищами, кто какое дело будет выполнять;

- будь внимательным, помогай товарищам, не жди, чтобы тебя об этом просили, вместе можно сделать лучше и быстрее;

- если тебе трудно, то попроси, и тебе помогут;

- во время работы не надо мешать друг другу;

- начал работу с товарищами – не бросай её неоконченной.

При обучении детей общему способу выполнения задания, я контролировала работу каждого ребёнка и помогала при затруднении организовать взаимопомощь.

Чтобы обучить детей планированию процесса труда я использовала таблицы с алгоритмами трудовых действий, модель трудового процесса, д/игру «Собери последовательно», карточки с изображением предметов труда. Например, чтобы правильно ухаживать за тем или иным цветком в уголке природы, дети должны правильно отобрать карточки, необходимые для труда (фартук, цветок поставить на стол, взять варежку или кисточку, таз, воду налить, тряпочку и т. д., и только после этого дети самостоятельно готовили рабочее место и начинали действовать. Так же я использовала самостоятельные зарисовки детей на листе бумаги своих трудовых действий. Это способствует отличному запоминанию и умению планировать работу, обдумывая её заранее.

Ошибки, возникающие у кого-то из детей, всегда анализировались самим ребёнком, мной, детьми в группе. Я старалась найти такой способ устранения ошибки, чтобы ребёнок не обиделся, осознал и мог исправить.

Так же совершенствовала работу по ознакомлению с различными профессиями, проводила дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Поможем повару сварить борщ», «Приготовим компот для Наташи», «Винегрет для гостей». Дети с помощью карточек подбирают необходимые орудия труда для выполнения данного действия. Для расширения знаний детей о профессиях использовала мультфильмы «Катя и Эф», «Смешарики», «Дядя Степа» и др.

По окончании любого действия детей (труд, игра, занятия, рисование в свободное время, лепка) обращала внимание на то, чтобы дети убрали по местам все предметы, с которыми они действовали, навели общий порядок в группе, например, перед обедом или завтраком. Что приучает детей к умению оказывать помощь другим детям, следить за порядком во всех игровых уголках.

Наши дети знают, где в группе хранятся необходимые материалы для труда, поэтому они не затрудняются в их применении. Я всегда прошу детей продумать, что им необходимо для выполнения того или иного вида трудовых действий и поощряю самостоятельность.

Продолжалась работа по совершенствованию навыков детей в различных видах труда (самообслуживание: одевание, раздевание, переодевание, расправлять перед сном кровать и заправлять после сна, расчесать и заплести волосы и т. д. ; недельное дежурство по уголку природы; ручной труд: работа с бросовым материалом, бумагой и т. д. на занятиях и в свободное время после сна; различные виды хозяйственно-бытового труда) через игровые действия и ситуации, сотрудничая активно с родителями.

На следующем этапе ставились новые задачи:

- докупить необходимое количество орудий труда для детей;

- провести консультацию для родителей «Воспитываем трудолюбивых, чутких, заботливых детей»;

- воспитывать привычку трудиться, помогать взрослым;

- воспитывать устойчивое положительное отношение детей к различным профессиям, к повседневной однообразной, но жизненно необходимой работе;

- продолжать закреплять правила по организации и выполнению трудовых действий;

- продолжать знакомить с пословицами, разделом устного народного творчества, применять в своих поступках, в различных сложившихся ситуациях;

- воспитывать умение оценивать собственный труд, правильно воспринимать критику в свой адрес;

- продолжать формировать у детей самостоятельность, взаимопомощь, внимание, терпение, выдержку, целеустремленность, организованность при выполнении какого – либо трудового задания.

Дети в течение года помогали мне во всех требующих детской помощи делах: мыли и убирали на место игрушки и конструктор; после занятий лепкой, аппликацией и рисованием мыли столы; протирали полки в игровых шкафах; накрывали посуду перед едой и убирали со столов после еды; изготовляли подарки мамам, бабушкам (на 8 марта, пригласительные билеты на праздник, папам и дедушкам на 23 Февраля др. Работу проводила как коллективно, так и небольшими подгруппами.

На занятиях и в свободное время мы с детьми рассматривали серии картинок «Кот разлил молоко», «Два товарища», «Ёж» и др. Дети учились сравнивать поступки других детей со своими и обыгрывали ситуации в правильном направлении. На занятиях по развитию речи составляли рассказы по пословицам, например: «Семь раз отмерь, один раз отрежь» и др. Во второй половине дня читали различные сказки, например: «Хаврошечка», «Рукодельница да ленивица», «Золушка», «Гуси – лебеди», «Три поросенка» и др. После прочтения обсуждали и оценивали поступки героев и подбирали для каждого подходящие словесные характеристики.

При выполнении поручений данных мной, дети порой сравнивали себя с героями сказки, говоря: «Я сегодня прямо как Крошечка – Хаврошечка! Я так здорово вам помогал мыть игрушки и красиво их расставлять на место». Тем самым дети подходили к тому, что их труд просто необходим, очень важен для всех детей. Когда ребенок сам выполняет какое – либо поручение, то он внимательно следит за тем, как другие дети оценят его работу. Для старших дошкольников это важно.

В осенний и зимний период времени я активно обращалась к помощи родителей детей. Вместе с родителями дети с желанием и азартом брались за работу на участке (постройку снежного городка, уборку листвы) и старались доводить начатое дело до конца. Здесь дети получали оценку не только от своих товарищей, но и от родителей.

Каждую зиму мы с детьми высаживаем на подоконнике лук и декоративную травку. Детям нравится ухаживать за растениями в группе. Они с удовольствием следят за ростом растений, делают зарисовки в тетрадь и альбом наблюдений.

В начале весны создаем и работаем на огороде на окне. Продумываем сюжет, высеиваем семена, проращиваем лук, различные овощи. Затем наблюдаем. делаем выводы. Выращивали рассаду, для посадки на грядках.

Весной и летом мы с детьми сажали семена и рассаду на грядках, на клумбе – цветы. Дети всё лето ухаживали за растениями: поливали их, рыхлили землю, наблюдали за тем, как растут растения, что необходимо для их роста и развития. Дети с интересом рассказывали об увиденном, делились впечатлениями о том, что растет у кого на даче. Дети очень радовались тому, что сами вырастили на клумбе и огороде, а огорчались тому, если кто – то из детей нечаянно мячом сломал или помял цветок. Дети старались исправить свои ошибки, (привязать стебель к палочке и т. д., ухаживали и следили за ростом всего живого. Тем самым воспитывали сочувствие, сопереживание, положительные эмоции.

Обучение хозяйственно – бытовому труду (стирке кукольной одежды, салфеток; мытье игрушек после прогулки; уборке группы; подклейку книг) коллективно проводила постепенно, небольшими подгруппами по 2-3 человека, учила доделывать работу до конца, убирать чистое после труда на место. К концу года большая половина детей прекрасно с этим справлялись, умели договориться о выполняемой работе, о том, что необходимо приготовить для успешной работы, исправлялись, если что-то забывали взять.

На следующем этапе ставились новые задачи:

- формировать целеустремлённость, организованность, умение планировать работу коллективно;

- продолжать учить детей понимать необходимость и важность бытового труда людей, уважения к нему;

- воспитывать положительные, дружеские взаимоотношения в процессе коллективной деятельности;

- формировать у детей самооценку;

- продолжать воспитывать нравственные качества, терпение и выдержку;

- продолжать совместную работу с родителями детей (совместные трудовые мероприятия по украшению группы к новому году, уборку листвы, работу на участке в зимний период времени) как на участке, так в виде консультаций и бесед.

Вновь с помощью родителей обновили развивающую среду (сшили новые фартуки, пополнили уголок дежурств коллекцией круп, собрали книгу рецептов, пополнили алгоритмы приготовления несложных блюд, подготовили картинки меню детского сада.

В начале учебного года продолжила работу с детьми по подгруппам, объединяя детей по 4 – 5 человек на одно трудовое мероприятие. Я продолжала учить детей готовить всё необходимое для труда, распределять между детьми, работу. Дети помогали друг другу, учились видеть необходимую в данный момент помощь и участие.

Во время трудовых действий дети очень внимательно прослеживают за качеством выполнения работы детей в их звене, они видят, если что-то не так и пытаются исправить это, подсказывая, или выполняют сами. Очень много пословиц о труде дети знают и используют.

По окончании трудовых действий, дети с радостью оценивают свой труд. Для воспитания самооценки я в своей работе использую метод «Рефлексии». Мне и детям очень нравится такой способ оценки деятельности. Дети осознанно проговаривают сами, почему они так себя сегодня оценили. Некоторые дети, бывает, с мнением какого–то ребёнка не согласны, объясняя и отстаивая своё мнение. Тогда мы решаем вместе, голосованием, какую оценку всё-таки поставить за данные действия этому ребёнку. Оцениваем работу дежурных и культурно-гигиенические навыки (по столам). Для оценки вместе с детьми мы решили использовать смайлики: весёлый - хорошо, грустный – с замечаниями.

Большую работу совместно с родителями провели по созданию развивающей предметно-пространственной среды. Оборудованы уголки дежурств, созданы условия для самостоятельной работы дежурных по занятиям, работы в уголке природы, на участке, подготовлены новые дидактические игры по трудовому воспитанию. Старались сделать развивающую среду эстетичной и привлекательной.

Публикации по теме:

Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста «Мы космонавты»Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста «Мы космонавты» Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного возраста. Под патриотическим воспитанием.

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста Дети раннего возраста активны и любознательны, но их трудовая деятельность в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена.

Формирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. ВолгоградФормирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. Волгоград В этом году исполнилось 75 лет Победы советских воинов в Великой Отечественной войне над фашистскими захватчиками. Поэтому, мы должны уделять.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Фотоотчёт о трудовой деятельности на прогулке с детьми старшего дошкольного возрастаФотоотчёт о трудовой деятельности на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста Осень красивейшая пора! Каждую осень мы с ребятишками ждём моменты листопадов. В этом году осень нам порадовала солнечными деньками, на.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центрНравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центр Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический.

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей через формирование интереса и любви к животному миру Крыма»Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей через формирование интереса и любви к животному миру Крыма» Актуальность проекта заключается в том, что знания современных детей о живой природе окрестностей города Севастополя, о животном мире.

Рекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семьеРекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семье Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность,.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Самообразование на тему «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование нравственно-трудовых качеств детей старшего дошкольного возраста через приобщение к трудовой деятельности
Опубликовано: 13 октября 2020 в 17:36
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование нравственно-трудовых качеств детей старшего дошкольного возраста через приобщение к трудовой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Мазина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД