МААМ-картинки

Программа кружка по речевому развитию «Грамотейка» для детей 5–7 лет

людмила шадракова
Программа кружка по речевому развитию «Грамотейка» для детей 5–7 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

Учреждение Городского округа Балашиха

«Детский сад комбинированного вида № 41 «Заряночка»

Программа кружка «Грамотейка»

по речевому развитию

(с 5 до 7 лет)

Составил: воспитатель Шадракова Л. А.

Программа рассчитана на 2 год

Возраст детей 5-7 года.

Балашиха

2021 г.

Пояснительная записка

Публикация «Программа кружка по речевому развитию „Грамотейка“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение

для последующего систематического изучения родного языка.

Д. Б. Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а

чтение - это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической

(буквенной модели). Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства

детей с широкой звуковой действительностью языка (до знакомства их с

буквенной символикой).

Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию

активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и

эстетических качеств личности ребенка.

Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм,

которые составляют специфику обучения дошкольников и являются

существенным компонентом этого обучения.

Данная программа разработана на основе авторской программы «Обучение

грамоте» (авторы Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская).

Обучение строится на основе пособия «Обучение дошкольников грамоте», (авторы Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская) и дидактические материалы в четырех книгах «Поиграем в слова», «От слова к звуку», «От звука к букве», «Читаем сами».

Актуальность:

Обеспечение преемственности в обучении между детским садом и

начальной школы.

Цель:

• комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей;

• -всестороннее развитие личности ребенка, его кругозора, интеллекта,

личностных качеств.

Задачи:

1. Обучающие:

• обучать правильному слоговому чтению с постепенным переходом к

чтению целыми словами;

• формировать умения проводить звуковой анализ, определять количество

слов в предложении и составлять предложения.

2. Воспитательные:

• воспитывать культуру речи, самостоятельность в процессе разговорной

речи, умение работать;

• формировать интерес к чтению;

• воспитывать аккуратность, любознательность.

3. Развивающие :

• обогащать словарный запас;

развивать речь детей;

развивать фонематический и речевой слух, внимание, память, мышление.

Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки

реализации, режим занятий, наполняемость групп)

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной

программы - 5-7 лет.

Программа «Грамотейка» реализуется в течение 2 лет. Для успешного

освоения программы занятия в численность детей в группе кружка должна

составлять 8-10 человек.

Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность

которого соответствует возрастным нормам детей - 1 раз в неделю по 30 минут.

В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям

расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.

Год обучения Количество занятий Количество детей в группе В месяц В год

1 4 10 30

2 4 10 30

Методы, и приемы, используемые на занятиях кружка :

Игровой, наглядный, словесный, практический

беседа, рассказ, сказка;

рассматривание иллюстраций;

Ожидаемые результаты:

В результате обучения по данной программе дети будут :

- делить слова на слоги;

- уметь составлять предложения из двух-четырех слов;

- членить простые предложения на слова;

- определять место звука в слове;

- давать характеристику звуку;

- самостоятельно составлять предложение;

- составлять рассказ с заданным количеством предложений;

- свободно пользоваться и самим составлять звуковые схемы слов;

- давать характеристику звуку;

- уметь работать с кассой букв;

- уметь пользоваться и применять средства просодических компонентов

речи (темп, интонация, паузация и др.);

- использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с

обобщающим значением;

- точно отвечать на поставленные вопросы педагога.

- составлять рассказы по серии картин;

- находить слова с определенным звуком;

- составлять сказки, пользуясь моделями букв;

- знать пословицы, поговорки, скороговорки;

- членить на слоги двух-, трехсложные слова с открытыми слогами;

- составлять слова из слогов;

- делать звуко-буквенный анализ слов;

- знать и называть все буквы алфавита;

- уметь составлять схемы слов, предложений;

- устанавливать порядок звуков в слове;

- уметь пользоваться слоговыми таблицами; указывать местонахождение

гласных и согласных звуков в прямом и открытом слогах и словах;

- овладевают сознательным, плавным чтением.

Формы подведения итогов реализации программы кружка :

- выставка детских рисунком на тему: «Домик для букв»

- НОД в форме КВН «Путешествие в лесную школу».

Учебно-тематический план

1-й год

Октябрь 1. Давайте знакомиться!

Знакомство с понятиями «слово», «звук»; развитие навыка выделять звук в слове, определять первый звук в слове; воспитывать речевое внимание;

фонематический слух.

2. Где живут игрушки? Развитие умения называть слова с

заданным звуком; знакомство с понятием «слог», развитие навыка деления на слоги двусложных слов; называния слова с заданным количеством слогов; развитие речевого внимания и фонематического слуха.

3. Путешествие в загадочную страну.

Знакомство с понятием «предложение»; развитие умения составлять предложения из двух слов, называть первое, второе

слово; закрепление умения делить слово на слоги.

4. Неожиданная остановка

Знакомство со схемой звукового состава слова, сделать звуковой анализ слова «ау»; закрепление знания о предложении, закрепление навыка составлять предложения, умения делить слова на слоги.

Ноябрь 5. Станция «Окно»

Развитие умения проводить звуковой анализ слова; находить одинаковые звуки в словах.

6. Полет на воздушном шаре

Знакомство с понятием «гласные звуки»; закрепление умения называть слова с заданным звуком, составлять предложения из трех слов и делить их на

слова.

7. Что растет на огороде?

Развитие умения звукового анализа слова; закрепление знания о гласных

звуках;

8. Поездка на грузовике

Закрепление умения проводить звуковой анализ слова; дифференциация понятий гласные и согласные звуки.

Декабрь 9. Прогулка по фруктовому

саду Закрепление навыка звукового анализа слова; развитие умения различать гласные и согласные звуки.

10. Гостинцы для ребят

Дифференциация понятий твердые и мягкие согласные; развитие умения

различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; закрепление навыка

звукового анализа слова.

11. Необычный город

Закрепление умения проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, закреплять знания о словоразличительной роли звука.

12. Возвращение домой

Развитие умения вычленять словесное ударение, определять его место в слове; закрепление навыка проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

13. Где же наша Настя?

Закрепление навыка звукового анализа слов, умения различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; вычленять словесное ударение, определять его место в слове;

Январь 14. Домик куклы Насти

Закрепление умения вычленять словесное ударение, определять его место в слове; называть слова с заданным ударным гласным звуком.

15. Наведем порядок в доме.

Развитие умения различать ударные и безударные гласные; закреплять умение называть слова с заданным ударным гласным звуком;

16. Идем в гости!

Развитие умения дифференцировать гласные, твердые, мягкие согласные

звуки; закреплять умение определять место ударного гласного звука в слове;

составлять предложение из двух слов; называть слова по порядку; называть

слова с заданными звуками.

17. Семейный альбом

Знакомство с буквой Я; Развитие умения составлять предложения о действиях игрушки из двух слов; закрепление умения называть слова определенной звуковой структуры.

Февраль 18. Путешествие на кухню

Знакомство с гласной буквой Я и правилами написания Я после мягких

согласных звуков; закрепление навыка звукового анализа слов, определения

ударного гласного звука.

19. Почему от Федоры убежала посуда?

Ознакомление с тем, что буква Я может обозначать два звука - «йа»; закрепление навыка звукового анализа слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука; составление предложения из двух слов о действиях детей, развитие умения

называть слова по определенной модели.

Март 20. Что у папы в мастерской?

Знакомство с буквой О; закрепление навыка звукового анализа слова с

применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука; составление предложения о действиях; умения называть слова по определенной модели.

21. Давай посмотрим что в шкафу!

Знакомство с буквой Ё, закрепление навыка проводить звуковой анализ слов с

применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука; составлять предложения из двух слов с заданным словом; называть слова с заданными звуками.

22. Путешествие в страну сказок.

Ознакомление с тем, что буква Ё может обозначать два звука - «йо»; развитие

навыка составлять предложения из двух слов с заданным словом; называть слова с заданными звуками; проводить звуковой анализ слов с применением

правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука.

23. Встреча с мудрой совой

Знакомство с буквой У9 закрепление навыка звукового анализа слов с

применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука; составления предложения из трех слов с соединительным союзом и;

Апрель 24. Путешествие на далекий остров

Знакомство с буквой Ю и правилами ее написания после мягких согласных

звуков; закрепление навыка составлять предложения из трех слов с

соединительным союзом и; называть слова с заданным ударным гласным

звуком.

25. Прогулка по лесу

Закрепление умения составлять предложения из трех слов с союзом и ;

проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных

букв и определением ударного гласного звука; называть слова по заданной

модели.

26. На лесной полянке

Знакомство с буквой Ы, закрепление навыка составлять предложения из трех слов с соединительным союзом и; называть слова с заданным ударным

гласным звуком.

27. Посылка лесных жителей

Знакомство с буквой И и правилом написания после мягких согласных

звуков; развитие навыков словообразования и словоизменения.

28. Загадки лесных жителей

Знакомство с буквой Э; закрепление навыка словоизменения; закрепление

навыка звукового анализа слов с применением правил написания гласных

букв и определением ударного гласного звука; называть слова по заданной

модели;

Май 29. Звуки лесных жителей

Знакомство с буквой Е и правилами написания Е после мягких согласных

звуков; закрепление навыка звукового анализа слов с применением правил

написания гласных букв и определением ударного гласного звука; составления

предложения из трех слов с союзом и.

30. Подарок для лесных жителей

Объяснить детям, что буква Е может обозначать два звука - «йэ» / закрепление

навыка звукового анализа слов с применением правил написания гласных

букв и определением ударного гласного звука.

2 -й год

31. Путешествие на паровозике

Знакомство с буквой М и тем, что она обозначает звуки «м» и «мь»;

закрепление навыка звукового анализа слов; формирование навыка читать слоги и слова с буквой м.

Октябрь 32. Станция «Луговая»

Знакомство с буквой Н и тем, что она может обозначать звуки «н» и «нь»;

развитие умения составлять предложения с заданным словом, определять

количество слов в предложении и называть их по порядку; формирование

навыка читать слоги и слова с буквами и называть слова определенной

звуковой структуры.

33. Станция «Четвертый лишний»

Знакомство с буквой Р и тем, что она обозначает звуки «р» и «рь»;

формирование умения читать слоги и слова с пройденными буквами и буквой

Р; называть слова определенной звуковой структуры.

34. Станция «Четвертый лишний»

Знакомство с буквой Л и тем, что она обозначает звуки «л» и «ль»;

формирование умения читать слоги и слова с пройденными буквами и буквой

л; закрепление умения делить предложение на слова, называть их по

порядку; отвечать на вопросы по прочитанному тексту; называть слова

определенной звуковой структуры.

Ноябрь 35. Конечная станция «Ромашково»

Знакомство с буквой Г и тем, что она обозначают звуки «г» и «гь»;

формирование умения читать слоги и слова с пройденными буквами;

выкладывать предложения из букв разрезной азбуки, знакомство с

правилами выкладывания.

36. Пойдем в магазин!

Знакомство с буквой К; рассказать, что буква К обозначает звуки «к» и «кь»;

закрепление умения выкладывать предложения в соответствии с

правилами; закрепление знания, что буква. ЯГ может обозначать два звука («й», «а» в начале слова и после гласной);

закрепление умения называть слова определенной звуковой структуры.

37. Магазин «Молоко»

Закрепление умения чтения слогов, слов и предложений с пройденными буквами; отвечать на вопросы по тексту; выкладывать предложение с

применением известных грамматических и синтаксических правил; закрепление знания, что буква ю может обозначать два звука («й», «у» в начале слова или после гласного звука); закрепление умения называть слова определенной звуковой структуры и с заданным ударением.

38 Магазин «Булочная»

Знакомство с буквой С и тем, что она обозначает звуки «с», «сь»; закрепление

умения выкладывать предложение с применением пройденных

грамматических правил; закрепление знания, что буква е может обозначать два звука («й», «о» в начале слова и после гласного звука);совершенствование

навыка чтения детей; развитие умения отвечать на вопросы по прочитанному

тексту.

Декабрь 39. Магазин Бобика и Тобика

Знакомство с буквой 3 и с тем, что она обозначает звуки «з» и «зь»; закрепление умения выкладывать предложение с применением пройденных

грамматических и синтаксических правил; совершенствование навыка

чтения отвечать на вопросы по тексту; закрепление умения детей называть

слова по модели.

40. Прогулка по городу

Знакомство с буквой Ш, с правилом написания сочетания «ши»;

совершенствование навыка чтения; формирование умения пересказывать

прочитанный рассказ.

41. Покатаемся на кораблике!

Знакомство с буквой Ж и правилами написания сочетания «жи»; закрепление

навыка выкладывать предложения с применением всех пройденных

грамматических и синтаксических правил, определять словесное ударение;

совершенствование навыка чтения.

42. Путешествие на ковре - самолете.

Знакомство с буквой Д и тем, что она обозначает звуки «д» и «дь»;

совершенствование навыка чтения; развитие умения озаглавливать и

пересказывать рассказ; называть слова определенной звуковой структуры.

Январь 43. Удивительный город

Знакомство с буквой Т и тем, что она обозначает звуки «т» и «ть»;

формирование умения проставлять ударение в напечатанных словах и читать

слова с ударением; совершенствование навыка чтения.

44. Карусель «звуков»

Знакомство с буквой Ь, закрепление навыка проставлять ударение в

напечатанных словах и читать их в соответствии с проставленным

ударением; совершенствование навыка чтения.

45. Письмо почтальона

Закрепление знаний детей о Ь; закрепление умения проставлять

ударение в словах и читать их с использованием ударения;совершенствование навыка чтения;

Февраль 46. Кукольный оркестр

Знакомство с буквой П и тем, что она обозначает звуки «п» и «пь»;

совершенствование навыка чтения; закрепление умения выкладывать

предложение с применением пройденных правил; озаглавливать и пересказывать прочитанный рассказ.

47. Веселые старты

Знакомство с буквой Б и тем, что она обозначает звуки «б» и «бь»;

совершенствование навыка чтения; закрепление умения выкладывать

предложение с применением пройденных правил; пересказывать прочитанный

рассказ; отгадывать слово, представленное моделью (по вопросам).

48. Куда подевался снеговик?

Знакомство с буквой В и тем, что она обозначает звуки «в» и «вь»;

совершенствование навыка чтения; закрепление умения выкладывать

предложение с применением пройденных правил; называть слова определенной звуковой структуры.

49. Звуковой ручеек

Знакомство с буквой Ф и тем, что она обозначает звуки «ф» и «фь»;

совершенствование навыка чтения; закрепление умения выкладывать

предложение с применением пройденных правил; пересказывать прочитанный

рассказ; отгадывать слово, представленное моделью (по вопросам).

Март 50. Парад мастеров

Совершенствование навыка чтения; закрепление навыков словообразования;

развитие умения делить предложение на слова, называть их по порядку.

51. Строим игрушечный домик

Знакомство с буквой И, совершенствование навыка чтения; формирование навыков словообразования; закрепление умения отгадывать слово, представленное моделью.

52. Наш любимый детский сад!

Знакомство с буквой Ч; совершенствование навыка чтения; развитие умения составлять цепочку слов, производя в данном слове только одну замену для получения нового слова.

53. Прогулка по весеннему лесу.

Знакомство с буквой Щ, совершенствование навыка чтения; развитие умения пересказывать прочитанный рассказ.

Апрель 54. Подарки для зверей

Закрепление навыка выкладывать предложение с применением пройденных

правил; совершенствование навыка чтения; развитие умения творчески

пересказывать прочитанный рассказ.

55. В гостях у белки

Знакомство детей с буквой Ц и правилом, что звук «ц» - всегда твердый согласный; совершенствование навыка чтения; закрепление умения отгадывать слова, выложенные фишками.

56. Цветочная поляна

Знакомство с буквой X и тем, что она обозначает звуки «х» и «хь»;

формирование умения составлять цепочку слов, производя в данном слове

только одну замену для получения нового слова; совершенствование навыка

чтения.

57. Цветочная мозаика.

Познакомить детей с разделительной функцией буквы Ь; совершенствование

навыка чтения; учить детей составлять цепочку слов, производя в данном слове только одну замену для получения нового слова.

Май 58. Встреча с добрым жуком

Знакомство детей с Ъ; совершенствование навыка чтения детей;

формирование умения называть слова определенной звуковой структуры;

отгадывать слово, выложенное фишками.

59. Поездка на дачу.

Совершенствование навыка чтения детей; закрепление умения выкладывать

предложение с применением пройденных правил; закрепление навыка

пересказывания рассказа, развитие умения составлять творческие рассказы;

составлять цепочку слов, производя в данном слове только одну замену для

получения нового слова;

60. Прощание с нашими героями.

Закрепление полученных на предыдущих занятиях знаний.

Список использованной литературы:

1. Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская. Обучение

дошкольников грамоте. Методическое пособие под редакцией Н. В.

Дуровой. - М. : «Школьная Пресса», 2004 г.

Дидактические материалы:

1. Н. В. Дурова, Л. Н. Невская. Поиграем в слова. - М. : «Школьная Пресса»,

2006 г.

2. Н. В. Дурова, Л. Н. Невская. От слова к звуку. - М. : «Школьная Пресса»,

2006 г.

3. Н. В. Дурова, Л. Н. Невская. От звука к букве. - М. : «Школьная Пресса»,

2006 г.

4. Н. В. Дурова. Читаем сами. - М. : «Школьная Пресса», 2006 г.

Публикации по теме:

Перспективный план работы кружка по познавательно-речевому развитию «Мир вокруг нас» Тема занятия Цель занятия Сроки провед. 1 Земля -наш общий дом 1. Подвести детей к пониманию того, что мы все-жители одной планеты Земля.

План программа дополнительного образования по познавательно-речевому направлен в ДОУ кружка «Почемучки» для детей 4–5 лет Цель программы: Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений. Задачи. Обучающие: 1. Приобретение.

Программа кружка по лего-конструированию и робототехнике «Клуб юных инженеров» для детей 5–6 летПрограмма кружка по лего-конструированию и робототехнике «Клуб юных инженеров» для детей 5–6 лет Программа кружка «Клуб юных инженеров» для детей 5-6лет. СодержаниеВведение 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи.

Программа кружка «Мастерилочка» для детей подготовительной группы Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию план работы кружка «Мастерилочка» для детей подготовительной группы. Каждый ребенок хочет ощутить.

Программа кружка «Наши пальчики играют» для детей младшей возрастной группы. Часть 2 Пояснительная записка: «Тактильные ощущения несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его.

Программа кружка «Наши пальчики играют» для детей младшей возрастной группы. Часть 1 Цель: Развитие у детей тактильного, зрительного, слухового восприятия, мелкой моторики и речи. Задачи: Обучающие: 1. Формировать у детей.

Программа кружка «Волшебная тестопластика»Программа кружка «Волшебная тестопластика» Пояснительная записка Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой.

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка»Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка» Развитие речи и обучение грамоте как основа успешного обучения в школе. Дошкольный возраст — важный период речевого развития ребенка, формирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка по речевому развитию «Грамотейка» для детей 5–7 лет
Опубликовано: 11 июня 2023 в 21:58
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа кружка по речевому развитию «Грамотейка» для детей 5–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем людмила шадракова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД