Лучший педагог года

Игровая методика обучения детей пению как условие развития музыкальных способностей дошкольников

Рыбалко Татьяна Геннадьевна
Игровая методика обучения детей пению как условие развития музыкальных способностей дошкольников

Игровая методика обучения детей пению как условие развития музыкальных способностей дошкольников

Каждый человек при рождении получает уникальный дар - голос.

И уникальность заключается в том, что у него не одна функция, а несколько.

Во-первых, голос является одним из проявлений жизненной силы, энергии и здоровья ребенка. На протяжении всей жизни голос человека сигнализирует окружающим о его самочувствии и жизнеспособности : здоров, болен, полон сил, устал и т. д.

Публикация «Игровая методика обучения детей пению как условие развития музыкальных способностей дошкольников» размещена в разделах

Следующая функция: голос- это инструмент общения человека с окружающим миром. Голос- это «озвученная душа». В нем проявляется вся гамма человеческих чувств и эмоций, отражается личность человека, его психика. Голос как средство общения обладает определенной силой воздействия.

И, наконец, голос человека при его желании и благоприятных условиях может стать музыкальным инструментом, единственным и неповторимым, как отпечатки пальцев. Пение освобождает человека от негативных эмоций, мыслей, снимает нервное напряжение. Приводит человека к состоянию покоя и радости.

Процесс формирования и развития певческого голоса оказывает на детей всестороннее воздействие:

-способствует развитию музыкальных способностей : мелодического и метроритмического слуха, ладового чувства, музыкальной памяти,

-активизирует работу полушарий мозга, что проявляется в повышении работоспособности, улучшении настроения, активизации внимания,

-развивает укрепляет дыхательную систему, что особенно важно в детском возрасте,

-естественным образом тренирует мышцы гортани, голосовые связки,

-улучшает тембр голоса, что содействует выразительности речи и пения,

-расширяет диапазон голоса, а значит, речевые и певческие возможности,

-создает благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры.

С чего же начать, чтобы обучение детей пению было радостным, увлекательным, понятным и легким? Методика вхождения ребенка в мир искусства должна проходить через волшебный мост игры. Игра-это волшебная палочка, при помощи которой можно научить детей петь. Основной девиз педагогической работы - «Учить, играя!». Введение ребенка в мир пения должно быть неожиданным, загадочным, через обращение к звукам, интонации, к слову. Игровые приемы и методы замечательны тем, что все эти процессы проходят незаметно для детей, непроизвольно. В процессе игровых занятий дети способны выполнить такой объем работы, какой им недоступен в обычной учебной ситуации.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. И необходимо начинать с речевого этапа. Такой подход Карла Орфа созвучен теоретическим положениям Б. В. Асафьева о внутреннем родстве музыки и речи. У музыки и речи одна первооснова- интонация. С помощью речи ребенку легче прочувствовать, понять и повторить средства музыкальной выразительности : динамику, темп, интонацию, ритм и т. д. На речевом этапе удобно и легко работать над формированием таких певческих навыков, как дыхание и дикция, легкость и полетность голоса.

Основными видами деятельности на речевом этапе являются:

-артикуляционная гимнастика,

-игры и упражнения на речевое и певческое дыхание,

-развивающие игры с голосом,

-речевые зарядки, игры и упражнения,

-ритмодекламация и логоритмика.

Артикуляционная гимнастика проводится с использованием игровых приемов – сказки, путешествия, волшебные истории.

Игры и упражнения на речевое и певческое дыхание соединяем с движениями туловища, рук, ног, пальцев; ставим образные задачи, игры на дыхание без звука.

Развивающие игры с голосом- подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу, голосам животных, «голосам» неживой природы. Это помогает детям представить звучание окружающей жизни, сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуковысотной направленности.

Речевые ритмо-интонационные игры и упражнения направлены на развитие интонационного слуха, способности слышать и понимать содержательный смысл музыки; проводятся в различных голосовых регистрах, различными тембрами и силой звука. Народные тексты очень удачны для произношения: потешки, прибаутки, дразнилки, считалки, поговорки и т. д. Можно сопровождать речь движениями в нужном ритме и темпе. Речевые зарядки обостряют слуховое внимание, развивают координацию голоса и слуха, снимают усталость и повышают работоспособность детей.

Ритмодекламация и логоритмика- это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме в целях развития музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки шлепки щелчки притопы и т. д., движений.

Таким образом, цель данного комплекса упражнений- легко и незаметно подготовить голоса детей к пению.

На речевом этапе развития голоса дети свободно и легко начинают пользоваться выразительными средствами, общими для музыки, пения и речи. Переход от речи к пению проходит с использованием театрализации и движения, упражнений на координацию слуха и голоса, упражнений на «рисование» голосом природных образов- «клястер», скольжение, глиссандирование и т. д. Необходимо соблюдать определенные условия : начинать формировать певческий голос с простых и протяжных попевок и песенок на примарных звуках, на 2-3-х нотах; постепенно расширяем диапазон и включаем бодрые песенки, активизирующие артикуляцию, дыхание. Развитие певческих навыков происходит и в простейших песнях. Дети стоят или сидят в круге. Для возникновения интереса необходимо сделать первый показ песни также игровым, исходя из содержания текста песни. Дети с удовольствием перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, используя разнообразную мимику

характерные жесты, действия, проявляя творческую фантазию.

Разный уровень певческих способностей у детей создает большие трудности в разучивании репертуара. Неточное пение нескольких человек отрицательно влияет на общее звучание, создает дополнительные трудности хорошо поющим детям. Неточное пение на занятиях звучать недолжно. Традиционный прием- разделить детей на «птичек» (чисто интонирующих) и «рыбок» (неустойчивая интонация). Первые поют, вторые- поют беззвучно, артикулируют точно, ритмично, активно развивают слух и координацию.

И самое главное. Для развития певческих навыков дошкольников необходимы удовольствие и радость, связанные с игрой.

Игры и упражнения

для развития речевого дыхания и диапазона

«Листопад»

Педагог вырезает из тонкой цветной бумаги осенние листья. Объяснить, что такое листопад. Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели.

«Бабочка»

Из бумаги вырезаются несколько бабочек. Прикрепить их на нитку так, чтобы бабочки висели на уровне лица ребенка. Педагог и ребенок произносят приговорку:

Бабочка-коробочка,

Полети на облачко,

Там твои детки

На березовой ветке!

Ребенок дует на бабочку, чтобы она «полетела». Длительный плавный выдох.

«Чей паровоз лучше гудит?»

Необходимы пустые стеклянные пузырьки. Педагог показывает, как можно гудеть в пузырек: слегка высунуть кончик языка, чтобы он касался края горлышка, пузырек касается подбородка. Выдох должен быть длительный.

«Мышка принюхивается»

Дети делают несколько коротких вдохов через нос, вдыхая воздух маленькими порциями., затем небольшая задержка дыхания, после которой следует продолжительный равномерный выдох.

«Сеньор- Помидор»

Дети стоят. Кисти на грудной клетке., большие пальцы направлены назад. На вдохе руки сопротивляются расхождению ребер. Пауза. На выдохе- плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки с силой выжимают грудную клетку. Предельное напряжение всех мышц. Повторить 3-4- раза.

«Пчёлка»

Дети легко взмахивают кистями рук.

В поле лети.

С поля лети-

Медок неси.

Ж-ж-ж, Ам!

Вращать перед собой указательными пальцами, продолжительно произнося на выдохе звук «ж». В конце сделать активный короткий вдох и, быстро выдыхая, сказать «Ам!»

«Свеча»

Правая ладонь на уровне рта. Вдох через нос. Выдох через нос. Воздушная струя должна быть теплой и непрерывной.

«Насос»

Дети стоят. Ноги на ширине плеч. Смоделировать рукоятку насоса и, резко наклоняясь вперед, накачивать шину. Каждый звук соответствует одному вдоху и выдоху.

СУ-СА- СО-СЭ-СЫ

«Лыжник»

Поза бегущего лыжника. Имитация его движений- отталкиваться палками от снега.

Каждый звук соответствует одному вдоху и выдоху. СУ-СА- СО-СЭ-СЫ

«Ворона»

Дети стоят, руки в стороны. Поднимая руки вверх, делают вдох. Резко опуская, произносят «Кар-р-р-!»

«Дровосек»

Дети стоят. Руки сомкнуты в замок перед собой, опущены вниз. Поднимая руки вверх, делают вдох. Резко опуская, имитируют удар топором, произносят «Ух!»

«Шарик сдувается»

Дети стоят. Руки раскинуты в сторону. Вдох. Медленно сводим руки вперед, выдыхая воздух на звук «С».

«Колесо сдувается»

Дети стоят. Руки вытянуты перед собой, медленно поднимаем вверх, вдыхая. Медленно опускаем руки вниз, выдыхая воздух на звук «Ш».

«Комарик садится на цветочек»

Дети стоят. Руки вытянуты в стороны. Медленно поднимаем вверх, вдыхая. Медленно опускаем руки вниз через стороны, выдыхая воздух на звук «3».

«Пароход и пароходик»

Дети произносят звук «У», по знаку педагога имитируя океанский лайнер (низкий звук) или маленький пароходик (высокий звук).

«Шмель и пчёлка»

Дети произносят звук «Ж», по знаку педагога меняют высоту, подражая жужжанию большого шмеля (низко) или маленькой пчелки (высоко).

«Паровоз»

Дети изображают голосом гудение паровоза- «ТУ…» Сначала тихо, издалека, потом громче- поезд приближается. Очень громко….Потом опять затихая- поезд удаляется.

«Аукаем в лесу»

Представим, что мы заблудились в лесу. Кричим «АУ!» - сначала тихо, потом громче и громче. Выполнить как можно больше вариантов усиления звука.

«Кошкин дом»

Играем в сказку. Кричим слово «Пожар!» Представить, куда летит слово, летит, как мяч.

«Мячик сдувается»

Дети стоят, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх. Глубокий вдох. Опускаем руки, медленно выдыхая на слоги МУМ-МЭМ- МОМ-МАМ-МИМ- МЫМ.

«Шарик летит»

Дети стоят, ноги на ширине плеч, руки раскинуты в стороны ладонями вверх. Представляем, что на одной руке лежит воздушный шарик. Перебрасываем его мысленно на другую руку, сопровождая взглядом на слоги МУ-МУ- МУМ, МО-МО-МОМ, МА- МА- МАМ и т. д. Один перелет шарика- один вдох, один выдох. Первые 2 слога произносятся длинно (подготовка к броску, третий слог -коротко (сам бросок).

Литература:

1. Боровик Т., Звуки, ритмы и слова/ Минск, Книжный дом, 1999,

2. Кацер О. В., Игровая методика обучения детей пению/С-Петербург, Музыкальная палитра, 2005.

3. Тютюнникова Т., Видеть музыку и танцевать стихи/ С-Петербург, 2003

Публикации по теме:

Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей детей 4–5 лет «Чудо-паровоз»Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей детей 4–5 лет «Чудо-паровоз» Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей детей 4-5 лет «Чудо паровоз» Автор: Шубенкова Татьяна Евграфовна, музыкальный.

Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальное трио»Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальное трио» Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальное трио» Автор: Шубенкова.

Консультация для музыкальных руководителей «Методика раннего музыкального развития Железновых» Отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального.

Консультация для педагогов «Развитие музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность» РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Для осуществления данной цели делаем следующие.

Консультация для родителей «Компьютерные игры для развития музыкальных способностей детей»Консультация для родителей «Компьютерные игры для развития музыкальных способностей детей» Консультация для родителей «Компьютерные игры на развитие музыкальных способностей детей» Преобладающим мышлением у ребёнка является правополушарное.

Методика поэтапного обучения детей среднего дошкольного возраста подвижным играм на примере игры «Пастух и стадо» МЕТОДИКА ПОЭТАПНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ на примере игры «ПАСТУХ И СТАДО» ГБОУ Школа № 2116, ДО № 6 г.

Опыт работы по теме «Речевая развивающая среда как важнейшее условие развития речи дошкольников»Опыт работы по теме «Речевая развивающая среда как важнейшее условие развития речи дошкольников» Хочу представить свой опыт работы по теме: "Речевая развивающая среда, как важнейшее условие развития речи дошкольников". Хорошая речь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровая методика обучения детей пению как условие развития музыкальных способностей дошкольников
Опубликовано: 2 февраля 2024 в 13:06
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровая методика обучения детей пению как условие развития музыкальных способностей дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Рыбалко Татьяна Геннадьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД