Папки-передвижки

Использование дидактических игр по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Клаузек Светлана
Использование дидактических игр по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

«Использование дидактических игр по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста в период апробации образовательной программы дошкольного образования

М. М. Безруких, Т. А. Филипповой «Ступеньки к школе»

Публикация «Использование дидактических игр по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является - игра.

Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек любознательности”.

Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и является дидактическая игра. Апробируя образовательную программу дошкольного образования М. М. Безруких, Т. А. Филипповой «Ступеньки к школе», были изготовлены дидактические игры, где ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает наблюдательность, фантазию, память, учиться размышлять, анализировать. Дидактическая игра является одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, основным видом самостоятельной деятельности детей. А самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям.

При использовании дидактических игр, изготовленных своими руками, широко применялись различные предметы и наглядный материал, что способствовало прохождению занятий в веселой, занимательной и доступной форме. Для формирования элементарных математических представлений у дошкольников использовались следующие дидактические игры :

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: закрепление умения различать на ощупь геометрические фигуры и объёмные геометрические тела, называть их, развивать мыслительную деятельность, совершенствовать тактильные ощущения и восприятие ребенка, развивать мелкую моторику рук, воспитывать внимание, умение пользоваться ранее изученным материалом.

Ход игры: дети становятся в круг, воспитатель или водящий держит мешочек и подходит по очереди к каждому ребёнку. Он опускают руку в завязанный, с небольшим отверстием, мешочек, и на ощупь находит какую-либо геометрическую фигуру, описывает её размер, форму, толщину и называет ее.

Игра «Поймай рыбку»

Цель: закрепление умений совершать арифметические действия в пределах 10, тренировать детей в решении примеров в пределах 10, закреплять знания о составе числа, учить пользоваться математическими знаками, развивать память и логическое мышление, развивать речь детей при ответе полным предложением, усидчивость, желание довести начатое дело до конца.

Ход игры: перед детьми выставляются ведра с цифрами от 1 до 10 и картинками котов с цифрами, выкладываются рыбки с примерами. Детям предлагается следующая инструкция: «Представим, что вы рыбаки. Нужно ловить рыбу для котов. Кто поймает, положит ее в ведро к коту, на котором изображена цифра, получившаяся при решении примера на вашей рыбке. Будьте внимательны». Просим, чтобы дети полностью проговаривали пример и называли ответ.

Игра «Занимательные прищепки»

Цель: учить определять пропущенное число в числовом ряду, называть соседей числа, тренировать детей в решении примеров в пределах 10 на сложение и вычитание, развивать память и логическое мышление, воспитывать внимательность, желание играть в дидактическую игру.

Ход игры: круг разделён на несколько частей. В каждой части изображены окошки с цифрами, а одно из них пустое. Нужно определить пропущенное число, найти прищепку с такой цифрой и прикрепить её к нужной части круга.

В частях другого круга написаны примеры на сложение и вычитание в пределах 10. Нужно решить пример, назвать ответ, найти прищепку с данной цифрой и прикрепить к кругу.

Игра «Числовая гусеница»

Цель: закрепление прямого и обратного счёт в пределах 20, умения называть рядом стоящие цифры к заданной, определять из каких двух меньших чисел состоит данное число, закреплять знание цвета, формы, величины, развивать логическое мышление, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Ход игры: детям даётся задание построить гусеницу, используя шары с числами от 1 до 20, посчитать их в прямом и обратном порядке, определить форму, цвет, величины. Предлагается ребёнку назвать любую цифру от 1 до 10, назвать рядом стоящие цифры и из каких двух меньших чисел состоит данное число.

Игра «Волшебные фигуры»

Цель: закреплять умение соотносить число с цифрой, состав числа в пределах 10, умение различать объёмные геометрические тела и плоские геометрические фигуры.

Ход игры: на столе перед игроками лежат кубики с точками, нужно найти кубик с соответствующей цифрой.

Также предлагается детям из кубиков с точками построить многоэтажный дом для какой-либо цифры, изображенной на плоской геометрической фигуре или объёмном геометрическом теле, которое будет крышей дома. Каждый этаж состоит из двух меньших чисел. После постройки ребёнок называет состав заданного числа и что служит крышей дома.

Важно отметить, что каждая игра дает упражнения полезные для умственного логического мышления, развития детей и их воспитания. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста очень велика. Они помогают ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор, ориентироваться в пространстве, времени.

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений детей 2–4 лет «Закончи ряд»Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений детей 2–4 лет «Закончи ряд» Дидактическая игра «Закончи ряд» довольно интересная логическая игра. Данная игра подходит для детей уже с двух лет. Игра направлена на.

Дидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра с цветными крышками «Курочка с цыплятами» для детей младшего дошкольного возраста Разработчик: Афанасьева М. В. воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста Методическая разработкаКартотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений «Ориентировка в пространстве».

Картотека дидактических игр выполненных своими руками по формированию элементарных математических представлений дошкольниковКартотека дидактических игр выполненных своими руками по формированию элементарных математических представлений дошкольников Предмет математики довольно сложная наука. Не все дети имеют математический склад ума, и не у всех есть тяга к точным наукам. Поэтому полезно.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной группы «38 попугаев» Цель: изучение нового материала по теме «Измерение». Образовательные задачи: 1) учить измерять с помощью условной меры длину предмета;.

Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет»Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет» Мастер класс Добрый день, уважаемые коллеги меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна, вашему вниманию представляется мастер - класс на тему:.

Сценарий ООД по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по ФЭМП, с которым я участвовала в проекте "Педагогический навигатор".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование дидактических игр по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 июня 2023 в 23:32
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование дидактических игр по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Клаузек Светлана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД