Получи документы

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда

Дорина Анна Андреевна
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда

Как отмечают многие ученые, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать образовательный процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности. И именно эффективность и результативность имеет определяющее значение в коррекционно-логопедической работе, так как коррекция - это всегда трудоемкий и часто длительный процесс, требующий применения наиболее продуктивных средств. В связи с этим, информационно-коммуникационные технологии все прочнее входят в систему коррекционно-логопедического образования, и учителя-логопеды все больше обращаются к специальным компьютерным программам для использования их на своих занятиях. Таким образом, можно сделать вывод о том, что современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Публикация «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда» размещена в разделах

Рассмотрим подробнее, какие именно преимущества дает учителю-логопеду при проведении своих занятий использование ИКТ. В первую очередь специальные компьютерные программы помогают реализации важнейшего дидактического принципа - принципа наглядности. И здесь, благодаря возможностям современного персонального компьютера, перед педагогом открываются широкий выбор яркого, интересного, реалистичного наглядного материала в виде изображений, анимаций, видео- и аудиоинформации. Все это, безусловно, способствует привлечению большего интереса детей к логопедическим занятиям и, следовательно, повышению мотивации детей к занятиям, а мотивация обучающихся, как известно, немаловажный компонент в коррекции нарушений речи. Также, благодаря заинтересованности детей в такой форме проведения занятий, можно избежать быстрого утомление детей.

У детей с нарушениями речи также могут наблюдаться и нарушения функционирования различных анализаторных систем. ИКТ позволяют осуществлять коррекционно-педагогическую работу с опорой на сохранные виды восприятия, благодаря разнообразию форм представления информации (изображения, аудио, видео). Кроме этого, и для детей с сохранными анализаторными системами представление информации в различных формах будет повышать познавательную активность детей.

Специальные компьютерные программы для логопедических занятий также способствуют привлечению родителей детей с нарушениями речи к коррекционно-образовательному процессу. За счет простоты использования такого рода программ родители могут выполнять домашние задания с детьми с включением заданий на компьютере. Это также поможет заинтересовать ребенка в выполнении домашнего задания, а родителям облегчить поиск наглядного материала.

Также стоит отметить и удобство использования средств ИКТ для самого учителя-логопеда. Во-первых, компьютерные технологии облегчают подбор наглядного материала, а также его хранение, что немаловажно в условиях небольших размеров кабинета логопеда или в его отсутствии. Во-вторых, компьютерные технологии позволяют экономить средства на многочисленных дидактических играх, многие из которых можно заменить компьютерными программами свободного доступа или созданными самим логопедом с помощью современного программного обеспечения.

Кроме этого, в случае создания компьютерных программ для логопедических занятий самим логопедом достигается индивидуализация коррекционного процесса. Логопед самостоятельно разрабатывает игры и упражнения с учетом уровня речевого развития, структуры дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии в виде специально разработанных программ в коррекционной логопедической работе имеют большое количество преимуществ и положительных сторон, поэтому использование таких средств в работе логопеда целесообразно и обоснованно.

Использование специальных логопедических компьютерных программ в качестве средства оптимизации процесса коррекции речи, возможно, как на индивидуальных, так и на подгрупповых и фронтальных занятиях. Однако, для этого необходимо наличие специального оборудования. Для использования ИКТ в виде специальных программ на индивидуальных занятиях будет достаточно наличия персонального компьютера, мыши, аудиоколонок. На подгрупповых и фронтальных занятиях потребуется также и специальное оснащение кабинета проектором и проекционным экраном.

Необходимо отметить о том, что существуют определенные рекомендации по организации и проведению занятий с использованием компьютерной техники. Рассмотрим данные рекомендации:

1. Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности : во вторник, в среду и в четверг.

2. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз.

3. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год, после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 мин.

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий на логопедических занятиях способствует повышению познавательного интереса детей на занятиях, повышению их положительного эмоционального настроя, более полному усвоению материала, и как следствие, более высокой эффективности коррекционно-педагогической работы. Однако использование новых технологий не должно полностью вытеснять традиционные методы образовательного процесса. Коррекционно-образовательный процесс должен выстраиваться на основе разнообразия, гармоничного сочетания различных методов и средств достижения коррекционно-образовательных целей, как традиционных, так и инновационных. Только грамотно выстроенная деятельность учителя-логопеда может привести к достижению положительного результата - коррекции нарушений речи.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Аналитическая справка «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе» Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования. В.

Использование агамографа в работе учителя-логопедаИспользование агамографа в работе учителя-логопеда Агамограф - это сложенный "гармошкой" лист бумаги, на котором под определенным углом можно увидеть две картинки. Основа - это две картинки,.

Использование дисков-головоломок в коррекционной работе учителя-логопедаИспользование дисков-головоломок в коррекционной работе учителя-логопеда Диски-головоломки - что это такое? Они похожи одновременно на круги Лулия и на пазл. Представляют собой три диска, соединенных друг с другом.

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе музыкального руководителя ДОО .

Использование информационно-коммутативных технологий в работе воспитателя Использование информационно-коммутативных технологий в работе воспитателя Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательном.

Использование сервиса «МAAM-Картинки» в работе учителя-логопедаИспользование сервиса «МAAM-Картинки» в работе учителя-логопеда Использование сервиса «МААМ-Картинки» в работе учителя-логопеда. В своей деятельности любой учитель-логопед постоянно ищет различные способы.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда
Опубликовано: 11 ноября 2023 в 19:27
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Дорина Анна Андреевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД