Ольга Тимощенко
Использование исследовательской деятельности в процессе развития элементарных математических представлений у детей 6–7 лет
Использование исследовательской деятельности в процессе развития элементарных математических представлений у детей старшего возраста
Этот опыт актуален лично для меня, потому что исследовательская деятельность используется в основном в экологическом и познавательном развитии дошкольников. Мне же интересно было посмотреть как можно использовать исследовательскую деятельность для математического развития.
Публикация «Использование исследовательской деятельности в процессе развития элементарных математических представлений у детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
В педагогической деятельности существует множество технологий. Для меня же более интересной показалась проблемно-исследовательская технология и я решила ее применить на практике. Ее целью является: развитие элементарных математических представлений на основе познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Исходя из этой цели, помимо задач на развитие математических способностей: счёта, измерения мною были определены следующие задачи
• Формировать активное отношение к собственной математическо - познавательной деятельности.
• Развивать умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения.
• Создавать условия для проявления детской активности в математических проблемно – поисковых ситуациях.
• Развивать потребность в интеллектуальном общении.
• Создавать условия для активной и самостоятельной познавательно-исследовательской детской деятельности.
• Побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
• Развивать индивидуальность каждого ребенка, инициативность, стремление использовать имеющиеся знания и умения в новых условиях.
Невозможно реализовать поставленные цели и задачи без создания определённых условий, которые будут способствовать дальнейшей работе при использовании данной технологии. Что же это за условия?
1. Обеспечение активности ребенка в математической деятельности через мотивацию.
2. Участие ребенка в выполнении интересных, в меру сложных действий.
3. Выражение сущности этих действий в речи.
4. Проявление соответствующих эмоций, особенно познавательных.
5. Использование экспериментирования, игровых ситуаций, решения задач, их варьирования с целью освоения детьми средств и способов познания (сравнения, измерения, классификации и др.) и применение их в математической деятельности.
6. Необходимость взаимодействия ребенка и образовательного пространства.
Реализация данной технологии невозможна без создания специального образовательного пространства в группе, которое состоит из следующих компонентов:
• предметная среда
• содержание образования
• взаимодействие педагог - ребенок - дети
При построении образовательного пространства я учитываю как уже всем хорошо известные общедидактические принципы так и специфические.
На них я остановлюсь подробнее:
• Принцип соответствия особенностям развития и саморазвития
Предполагающий создание условий для детской активности, которые определяет сам ребенок, в зависимости от своего внутреннего состояния. И создание условий взрослым, который организует деятельность ребенка.
• Принцип информированности, обогащенности .
Этот принцип мною обеспечивается разнообразной тематикой, элементов среды. При этом образовательная среда становится неисчерпаемой, удовлетворяет потребности ребенка в новизне. Информация предлагается в доступной, эмоционально привлекательной, наглядной, практической форме.
Выстроенные цели и задачи мне позволили определить средства такие, как:
• Математические игры
• Проблемные ситуации, вопросы
• Экспериментирование и исследовательская деятельность
• Творческие задачи, вопросы и ситуации
Наиболее эффективным методом, позволяющим использовать все перечисленные средства является метод проектной деятельности. Он позволяет детям самостоятельно или совместно со взрослыми формировать практический опыт, добывать его путем поиска и эксперимента, анализировать и преображать, т. е. другими словами, добывать знания самостоятельно. А это и заложено в основу любой исследовательской деятельности, которая является прочным фундаментом к успешному обучению в школе.
Хочу представить вашему вниманию несколько самых ярких проектов, которые были реализованы в моей группе.
Проект «Русь мастеровая»
Этот проект предполагался как стартовый и закладывал основу экспериментирования в развитии математических представлений. Ребятам предлагалось посетить разнообразные ремесленные мастерские и в частности «Швейную мастерскую» где они должны были измерить готовые формы платья и подобрать определённой длины тесьму. Также ребята должны были подобрать определённой количество украшений.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Исследовательская деятельность исследовательской деятельности в процессе развития элементарных](https://www.maam.ru/upload/blogs/9ef23df6ea76fea514694722735ccedc.jpg.jpg)
. В данном проекты у дошкольников формируются такие элементы математического развития как:
Мотивация на поиск решения через игровую установку
Освоение математических эталонов и навыков (счёт и измерение)
Умение решать противоречия и устанавливать закономерности
В процессе работы в мастерской дети решали такие ситуации и задачи с которыми они не сталкиваются в повседневной жизни. Например:
• сколько необходимо бусин на большое платье и маленькое;
• как разместить красивые бусины для украшения сарафана, чтобы и белых и красных бусин было чётное количество;
• какой покрой сарафана будет самым лучшим для того, чтобы поместилось определённое количество тесьмы, бусин, цветков)
Данный игровой проект позволил мне решить очень много задач, а главное увидеть заинтересованность и желание детей участвовать в подобного рода деятельности.
Проект «Кафе в гостях у Вини - Пуха»
Это долгосрочный игровой проект, в процессе которого дети осваивают такие умения как:
Измерение сыпучих и жидких материалов
Измерение барического веса различных сыпучих и жидких материалов
Умение принять и выполнить учебную задачу (приготовление теста по рецепту)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Математические представления ФЭМП математических представлений у детей старшего возраста Этот опыт актуален лично для меня потому что](https://www.maam.ru/upload/blogs/f07099b206b3f8ab4c52d95b990acf45.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Исследовательская и экспериментальная деятельность исследовательская деятельность используется в основном в экологическом и познавательном развитии дошкольников](https://www.maam.ru/upload/blogs/e5131391b52a5d43038a29a3c0f2e0aa.jpg.jpg)
Закрепление пространственных представлений, геометрических фигур и их особенностей:
ситуация «Рассади гостей кафе за столы», где детям предлагалось выяснить какой стол будет самым оптимальным для размещения наибольшего количества гостей (круглый, квадратный, прямоульный или треугольный стол)
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Мне же интересно было посмотреть как можно использовать исследовательскую деятельность для математического развития](https://www.maam.ru/upload/blogs/7d20d5cc00319410558d861ae287f6b7.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Математические представления ФЭМП Подготовительная группа Развитие ребенка](https://www.maam.ru/upload/blogs/cdff53a1c5235fa89e745ff09687f5a7.jpg.jpg)
Закрепление навыков счета, пересчёта, отсчёта и состава числа, как например, в игровой ситуации «Удобный способ оплаты». Для расплаты на кассе, детям нужно было посмотреть свой выписанный чек и выбрать удобную комбинацию набора денег. Если чек, выдаётся на 7 рублей, необходимо подать кассиру следующие купюры: 2 +2+2+1 или 3+4 или 5+2 и т. д.
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Материалы для педагогов Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая методическая разработка январь В педагогической деятельности существует множество технологий](https://www.maam.ru/upload/blogs/a6852d9bb284264552518acc22c9febf.jpg.jpg)
Развитие навыков анализа и синтеза как в игровой ситуации «Угощение». Официантам необходимо разделить необходимое количество пирожных разного размера или большой торт или шарики мороженного на определённое количество гостей поровну.
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Для меня же более интересной показалась проблемно исследовательская технология и я решила ее применить на практике](https://www.maam.ru/upload/blogs/6d9fb45085c41b045fff73fe6306eb5b.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Ее целью является развитие элементарных математических представлений на основе познавательно исследовательской деятельности дошкольников](https://www.maam.ru/upload/blogs/dc9dd041616384857e3b4253797eeb2d.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Развивать умение обобщать сравнивать выявлять и устанавливать простейшие закономерности связи и отношения](https://www.maam.ru/upload/blogs/4ef6b3f68698dcd8c83202877aaee0e4.jpg.jpg)
Проект «Почемучкины измерялки»
Данный проект был краткосрочным потому, что исходил непосредственно от самих детей. Ребятам стало интересно, какие меры длины и массы были в старину и как ими измеряли. В процессе данного проекта дети сами пришли к выводу о необходимости установления единой системы измерения длины, веса и расстояния.
Данный проект, помог сформировались следующие математические представления:
Развитие навыков анализа и пространственных отношений
Освоение принципа сохранения массы
h4][/h4]Проект «Новый год в Петербургской навигацкой школе»
Данный проект был долгосрочным. Идея проекта возникла тогда, когда я узнала, что в группе есть дети военнослужащих моряков и они с упоением рассказывали о том, как их папы ходят в море, работают с интересными приборами и прокладывают разные маршруты в море. Ребята стали приносить разнообразную литературу про моряков и задавать, интересующие их вопросы. Тогда я предложила им узнать, как и где раньше в старину готовили моряков, а главное где в России появились такие школы и как они назывались.
Данный проект, помог сформировались следующие математические представления:
Навыки счёта и решения логических задач с помощью условных буквенных обозначений (решение задач с помощью буквенной математической азбуки и старинных обозначений цифр)
Развитие пространственных и временных отношений
Детям предлагается проложить путь корабля и его длительность в зависимости от расстояния.
Освоение комбинаторных навыков.
• Предлагается на корабле перевезти груз и выдаётся карта маршрута.
• Необходимо определить как можно больше маршрутов. При дальнейшем развитии, сюжет можно усложнить, например, на пути возникает препятствие и необходимо выстроить маршрут с учётом преодоления и прохождения кораблём данного препятствия.
• Также детям необходимо рассчитать какое количество продуктов необходимо взять морякам в плавание, если известно протяжение маршрута.
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Создавать условия для проявления детской активности в математических проблемно поисковых ситуациях](https://www.maam.ru/upload/blogs/500fa5e3722e5e92dd76404633606f43.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Развивать потребность в интеллектуальном общении](https://www.maam.ru/upload/blogs/1683f05991400d33062743ebdbb502fd.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Создавать условия для активной и самостоятельной познавательно исследовательской детской деятельности](https://www.maam.ru/upload/blogs/443a79c1189cc255bf5ae5b4dfe37e70.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 Побуждать детей к совместной поисковой деятельности экспериментированию](https://www.maam.ru/upload/blogs/0631167a8e28a5958d07be8846373344.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 Развивать индивидуальность каждого ребенка инициативность стремление использовать имеющиеся знания и умения в новых условиях](https://www.maam.ru/upload/blogs/aa944726dd5f9b728b8f1f74ca061758.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №15 Фото №15 Невозможно реализовать поставленные цели и задачи без создания определённых условий которые будут способствовать дальнейшей работе при использовании данной технологии](https://www.maam.ru/upload/blogs/219f13c2589fdfe6cc129bd43cd18ae6.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №16 Фото №16 Что же это за условия](https://www.maam.ru/upload/blogs/76e5b74ac9701c4c4fbbb7f4e4ba6246.jpg.jpg)
Для меня особенно важными являются следующие результаты:
• Дети действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности.
• Математические знания и умения приобретаются в ходе исследовательской деятельности, становятся достоянием личного детского опыта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы. Знания нужны детям и поэтому интересны.
• Формируется навыки рассуждения: дети осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать результаты.
• У детей развивается умение договариваться, принимать чужую точку зрения, откликаться на идеи, выдвигаемые другим, умение сотрудничать, оказывать содействие – иначе цель, к которой дети стремятся, не будет достигнута.
Достигнутые результаты доказали эффективность использования данной технологии, радуют и вселяют надежды на новые достижения и успехи.