Елена Макарова
Использование развивающих и дидактических игр математического характера в совместной деятельности с детьми среднего возраста
Эту НОД я проводила в нашем д/с для молодых специалистов.
Предлагаю вашему вниманию конспект и фоторепортаж.
Задачи:
1.Упражнять детей в навыках порядкового счета в пределах 10, учить отвечать на вопросы: «который по счету?», «какое число впереди?», «какое число позади?».
2.Формировать понятие «соседи числа», ориентироваться на числовой линейке, соотносить число к количеству предметов.
3.Учить различать и называть пространственные отношения: справа, слева.
Публикация «Использование развивающих и дидактических игр математического характера в совместной деятельности с детьми среднего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
4.Развивать способность к анализу и синтезу изображений, пространственное мышление и воображение, логическое мышление.
5.Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство сопереживания и радость от личной победы.
Материал: числовые линейки, кубики «Сложи узор», счетные палочки, значки с изображением цифры, д. и. «Найди соседа», рабочие листы.
Организация: в разных местах комнаты приготовлены разные задания (см. материал) к развивающим и дидактическим играм математического характера, алгоритм-«карта».
Ход:
В. : Сегодня к нам в гости пришел клоун Вася. Он принес вот эту коробку с подарками (предлагает детям посмотреть, что в коробке – пусто, выслушивает предположения детей). А Вася мне шепнул, что подарки можно получить, если хорошо потрудиться и приглашает всех прогуляться по нашему математическому городу.
Давайте поедем на поезде. Возьмите билеты (кружочки с цифрами на тесемке) и наденьте их на шею. Рассмотрите у кого какая цифра, и встаньте по порядку друг за другом. И я возьму.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Эту НОД я проводила в нашем д с для молодых специалистов](https://www.maam.ru/upload/blogs/0debeb83c1d00d548a06817d195cb556.jpg.jpg)
Вася : у меня -1, значит я - первый! (Дети называют свою цифру и встают по порядку, называя порядковый номер
В. : Все заняли свои места, можем ехать в математический город, но в пути мы будем делать остановки на станциях. (Театрализованное упражнение «поезд»).
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Предлагаю вашему вниманию конспект и фоторепортаж](https://www.maam.ru/upload/blogs/ebe47f0615c8e97fdd830b2eb2dc1f4c.jpg.jpg)
Вася: остановка первая - «Карта» (обращает внимание детей на карту, выясняют вместе какие задания будут выполнять).
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Упражнять детей в навыках порядкового счета в пределах учить отвечать на вопросы который по счету какое число впереди какое число позади](https://www.maam.ru/upload/blogs/461e84b69c68caf09098fac75e8d5ef1.jpg.jpg)
Итак, первое задание «Соседи». Вот как нас много, сидим дружно, рядышком. А кто хочет мне назвать своих соседей справа и слева (выслушивает ответы по-одному).
А теперь возьмите карточки и найдите наших соседей числа (д. и. «Найди соседа», по ходу выполнения задания дети называют «соседей» заданного числа и меняются карточками).
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Формировать понятие соседи числа ориентироваться на числовой линейке соотносить число к количеству предметов](https://www.maam.ru/upload/blogs/24104138fb93a0a67d477962e25300aa.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Учить различать и называть пространственные отношения справа слева](https://www.maam.ru/upload/blogs/4e5accf9bb8240709e359cdb4bc49183.jpg.jpg)
В. : Хорошо, молодцы, всех соседей нашли.
Вася: Ребята, поедем дальше! Предлагаю поехать н
а лыжах (упражнение «Лыжники»).
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Публикация Использование развивающих и дидактических игр математического характера в совместной деятельности с детьми среднего возраста размещена в разделах Дидактические игры Математика](https://www.maam.ru/upload/blogs/689ca7d3f3df680080c938a546bac3a0.jpg.jpg)
Вот мы добрались до новой остановки.
В. : (обращает внимание детей на карту) Как бы вы назвали эту остановку?
(Ответы детей: «Игра с уточкой», «Узнать цифру на слух»…)
В. : А сейчас я посмотрю, кто у меня самый внимательный.
Возьмите числовую линейку и уточку, как я закончу стучать в бубен, найдите на линейке нужную цифру и поставьте уточку. Не подсказывайте друг другу! (Задание повторяем 5-6 раз).
Вопросы к детям:
- сколько раз я ударила в бубен?
- на какую цифру встала твоя уточка? …твоя?
- какая цифра следует за этой?
- какая цифра стоит перед заданной?
Молодцы, справились!
Вася: А мы еще не добрались до города. На чем мы можем поехать дальше?
Ответы детей. (коньки, санки). Упражнение «коньки».
В. : (обращает внимание детей на карту) Как бы вы назвали эту остановку?
(Ответы детей: игра «Сложи узор»)
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Игры и дидактические пособия по ФЭМП Математика](https://www.maam.ru/upload/blogs/056d0c87f22b3a36ecd50608bc864384.jpg.jpg)
Мы сейчас поработаем художниками: будем составлять узоры из кубиков (развивающая игра «Сложи узор», по мере выполнения задания дети меняются карточками.
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Конспекты занятий по ФЭМП Математика](https://www.maam.ru/upload/blogs/b9f8ecb8652ecbe2302683c1b84debb1.jpg.jpg)
Вася: Поедем дальше на саночках. (Упражнение «Санки»)
В. : А вот еще одно задание – поиграем с палочками (развивающая игра «Палочки». Детям дается 3 задания, одно из которых новое.
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Математические представления ФЭМП Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучший конспект занятия НОД январь](https://www.maam.ru/upload/blogs/0f8548d1955a1c882eec34a018ea5986.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Развивать способность к анализу и синтезу изображений пространственное мышление и воображение логическое мышление](https://www.maam.ru/upload/blogs/93a4079ad95e7722181a12681d7c6d1d.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Воспитывать дружеские взаимоотношения чувство сопереживания и радость от личной победы](https://www.maam.ru/upload/blogs/dfe84e1d680bbaef991825e4e44679c5.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Материал числовые линейки кубики Сложи узор счетные палочки значки с изображением цифры д](https://www.maam.ru/upload/blogs/5a697f9152745d44b6e74c3b0e08b968.jpg.jpg)
Вопросы к детям:
- сколько палочек вы взяли?
- из скольких палочек составили фигуру?
- по сколько палочек лежит на столе?
(Оценивает выполнение задания)
В. : Дети, посмотрите на карту, у нас есть еще задания? (ответы детей)
Да, здесь изображен бантик, что бы это значило? (Ответы – это секрет или сюрприз).
Вася: Посмотрите, а бантик приклеен к конверту! Здесь тоже задание!
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 Найди соседа рабочие листы](https://www.maam.ru/upload/blogs/8ec2c6718b68d7d2209d8d7c6aef6aed.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 Организация в разных местах комнаты приготовлены разные задания см](https://www.maam.ru/upload/blogs/bf54c379ea9fd31014d9c110dc642c9c.jpg.jpg)
Кто хочет мне рассказать, что нужно сделать?
(Ответы: нужно раскрасить столько предметов, сколько показывает цифра) (по ходу выполнения воспитатель задает индивидуальные вопросы детям).
![Смотреть фотографию №15 Фото №15 материал к развивающим и](https://www.maam.ru/upload/blogs/cf9378eb5c4c4fd635e84701d3100d93.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №16 Фото №16 Дидактические игры дидактическим играм математического характера алгоритм карта](https://www.maam.ru/upload/blogs/8d7a7ab5508bfb671a9006a1d11196ab.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №17 Фото №17 Сегодня к нам в гости пришел клоун Вася](https://www.maam.ru/upload/blogs/a9a94ad65e8298f7982f0279d64926fc.jpg.jpg)
В. : Вася, мы прогулялись по математическому городу, выполнили все задания, где же подарки?
Вася: А вы откройте сундучок! (воспитатель побуждает детей высказаться, что сундучок пустой; переворачивает его – он с секретом (с двойным дном) : открывают сундучок - там сюрпризы. Дети благодарят и приглашают Васю остаться в группе и поиграть).
![Смотреть фотографию №18 Фото №18 Он принес вот эту коробку с подарками предлагает детям посмотреть что в коробке пусто выслушивает предположения детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/f6e06b817ce202533432e7428cf65ead.jpg.jpg)