МААМ-картинки

Конспекты НОД по обучению грамоте детей старшей группы (речевая технология Л. А. Венгера)

ольга ярославцева
Конспекты НОД по обучению грамоте детей старшей группы (речевая технология Л. А. Венгера)

Тема: «Подарок для дорогого человека»

Задачи: Учить детей проводить звуковой анализ слов, познакомить со слогообразующей функцией гласного звука, закреплять знания о гласных звуках, умение отличать их от других; развивать навыки сотрудничества, чувства самоуважения, взаимопомощи; воспитывать любовь и заботу о маме, уважение к женщинам разных возрастов.

Оборудование: игровой макет «Город звуков», плоскостная фигурка

Публикация «Конспекты НОД по обучению грамоте детей старшей группы (речевая технология Л, А, Венгера)» размещена в разделах

«Звуковка», кубики зелёного и красного цвета, фишки серого и красного цвета, картинки-схемы слов: «дом», «суп», «рак», «лес», «роза», «сок», «чай».

Ход деятельности: 1. Ритуал приветствия – упражнение «Минутка вхождения»

Воспитатель: Настало утро. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы здесь сегодня вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем сегодня Мише? Ане? Лизе? (имена детей) А что вы хотите пожелать мне? Вдохните глубоко и с выдохом забудьте вчерашние обиды, беспокойство. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю всем хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2. Основная часть.

Воспитатель: Дети, помогите мне вспомнить, кто поселился в городе Звуков? (Принцесса Звуковка)

- С кем дружит принцесса? (с гласными звуками)

- Что ей больше нравится? (Она любит петь гласные звуки)

- Давайте вместе со Звуковкой пропоём песню гласных звуков.

(Воспитатель указывает на слова-схемы и выделяет гласный звук)

- ааааааа, оооооо, ыыыыыыы, ууууу, ээээээ, иииииии…

- Какие это звуки? Почему?

- Как они обозначаются?

- Сегодня для принцессы предстоит нелёгкая задача. Она пока ещё маленькая и не всё умеет, поэтому просит о помощи. Вы согласны ей помочь?

- Сегодня Звуковке нужно выбрать в звуковом магазине подарок для мамы. Для чего нужен подарок Звуковке? (Праздник 8 марта)

- Давайте отправимся в магазин.

(открывается витрина)

Игра «Выбери подарок»

- Нужно выбрать большой подарок.

(на доске схемы слов, состоящие из 3 звуков и одна из 4)

- Назовите, что здесь есть?

(дети называют предметы)

- Какой предмет самый большой? (Кит)

- А сейчас назовите слова, которые состоят из одной части.

(прохлопывают)

- А какое слово вы не назвали? (Роза) Почему? (Слово большое)

- Из скольких частей оно состоит?

- Давайте узнаем ещё, почему оно большое. Каждый посадит розу у себя, а садовники посадят розы в городе Звуков.

Звуковой анализ слова «роза»

- Произносим первый звук – «рррр…., ловим звук.

- Какой это звук, гласный или негласный? Ставим первый кубик серого цвета.

- Произносим второй звук – «рооооо…., ловим следующий звук.

- Какой это звук? Ставим кубик красного цвета.

- Произносим третий звук «роззззз, ловим звук.

- Какой это звук, гласный или негласный? Ставим третий кубик серого цвета.

- Произносим четвёртый звук – «розааааааа, ловим звук.

- Какой это звук? Ставим кубик красного цвета.

- Сколько звуков в этом слове? (4)

- Сколько слогов? (прохлопывают 2 раза)

- Сколько гласных звуков? (2)

- Назовите их. (О и А)

- Как они обозначаются?

- А сейчас запомните правило: Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов (частей)

- Прочитайте слово по схеме.

- Какой же подарок должна выбрать принцесса? (Розу)

- Почему? (В слове 4 звука, оно большое)

- Но чтобы получить розу, нужно её купить.

Игра «Живые звуки»

(Воспитатель называет выборочно гласные и негласные звуки, дети определяют и показывают нужную фишку)

- Молодцы, розу мы купили, теперь нужно её передать принцессе. А для этого мы будем передавать слово «роза» по цепочке.

Игра «Цепочка слов»

- Я называю слово «роза», а следующий придумывает слово на звук «р» и передаёт своему товарищу.

(проводится игра в кругу)

- Итак, роза вернулась к принцессе, теперь она может передать подарок своей маме. Звуковка очень рада, что вы помогли ей.

- А вы, ребята, чтобы хотели подарить своей маме. Придумайте слово из 3 или 4 звуков и назовите его.

(если остаётся время, то можно к одному слову составить схему несколькими группами)

- То, что вы задумали можно будет нарисовать после нашего путешествия на бумаге.

3 Рефлексия.

- А сейчас хочу узнать:

Что понравилось? Запомнилось?

Что получилось?

Что было трудно? С каким заданием не справились?

4 Ритуал прощания – упражнение «Солнечные лучики»

Дети протягивают руки вперёд и соединяют их в центре круга. Тихо стоят, пытаясь представить себя тёплым солнечным лучиком, желают друг другу доброго дня.

Тема: «Тим, Том и Ко»

Задачи: Познакомить с дифференциацией согласных звуков на твёрдые и мягкие; учить проводить звуковой анализ слов; закрепить знания о гласных звуках; развивать навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками и педагогом; воспитывать желание помогать, заботиться о меньших.

Оборудование: игровой макет «Город звуков», плоскостная фигурка

«Звуковка», «Звуковички» в синей и зелёной рубашке; кубики зелёного, синего и красного цвета, фишки зелёного, синего и красного цвета, картинки-схемы: «луна», «лиса»; плоскостное изображение колокольчика; мяч.

Ход деятельности: 1. Ритуал приветствия- упражнение «Утреннее приветствие»

Дети встают в круг и поднимают руки вверх.

Воспитатель: С добрым утром, солнце! Мы тебе рады. Мы проснулись, за руки взялись!

Дети медленно опускают руки, затем берутся за руки.

Воспитатель: (глядя на каждого) И Маша здесь…. И Даша здесь…

Дети повторяют: И Маша здесь….И Даша здесь…

Воспитатель: Все здесь!

Дети: (встают на носочки, не разъединяя рук, поднимают их вверх и хором говорят): Все здесь!

После этого опускают руки.

2 Основная часть.

(раздаётся звон колокольчика, дети обращают внимание на звук; у

«Звуковки» прикреплён плоскостной колокольчик)

Воспитатель: Откуда раздаётся звон? (из города звуков)

- Наверное что-то случилось. Давайте узнаем.

- Кто звонит в колокольчик? (звуковка)

- Давайте поиграем с колокольчиком. Я произношу гласные звуки, а вы за мной повторяйте.

Игровое упражнение «Колокольчик»

Воспитатель в произвольном порядке произносит гласные звуки: в разном темпе, разной длительности, а дети повторяют.

- Посмотрите, рядом со Звуковкой появились новые жители. Как вы думаете, кто это? (предположение детей)

- Это братья принцессы Звуковки- Тим и Том. Давайте вместе повторим: «Тим». Это младший брат, он носит зелёную рубашку и дружит с мягкими согласными звуками. Давайте произнесём его друзей: ль, мь, пь, рь, сь, ть и. т. д

- А старшего брата зовут Том. Давайте повторим: «Том». Он носит синюю рубашку и дружит с твёрдыми согласными. Давайте назовём его друзей: л,м,п,р,с,т, и. т. д

- Что-то не поделили сегодня братья, и Звуковка не знает, как разрешить их спор. Давайте поможем разобраться. А получилось у братьев вот что.

(Рядом с фигурками Тима и Тома закреплены картинки: Тим- картинка-схема слова «луна», а у Тома – картинка-схема слова «лиса»)

- Том говорит, что «лиса» -это его слово, а Тим спорит, что Том не прав. Как помочь? Давайте составим схемы слов. Мне нужны помощники.

(один ребёнок составляет слово «лиса» из кубиков, а другой слово

«луна»)

Звуковой анализ слов «луна» и «лиса»:

- Произносим первый звук – «ллллллл…., ловим звук.

- Какой это звук, гласный или согласный? Мягкий или твёрдый? Ставим первый кубик синего цвета.

- Произносим второй звук – «лууууу…., ловим следующий звук.

- Какой это звук? Ставим кубик красного цвета.

- Произносим третий звук «луннннн, ловим звук.

- Какой это звук, гласный или согласный? Мягкий или твёрдый? Ставим третий кубик синего цвета.

- Произносим четвёртый звук – «лунаааааа, ловим звук.

- Какой это звук? Ставим кубик красного цвета.

- Сколько звуков в этом слове? (4)

- Сколько слогов? (прохлопывают 2 раза)

- Сколько гласных звуков? (2)

- Назовите их. (У и А)

- Как они обозначаются?

- Прочитайте слово по схеме.

(аналогично слово «лиса»)

- А теперь сравним слова. Какое количество звуков в словах?

(Одинаковое)

- Сколько слогов в словах?

- С какого звука начинается слово «луна»?

- Какой он? (Твёрдый)

- Как обозначается?

- А с какого звука начинается слово «лиса»? Какой это звук? Какой фишкой обозначается?

- Как мы распределим слова между Тимом и Томом? Кому отдадим слово «лиса»? Почему? (потому что он дружит с мягкими звуками)

- Кому слово «луна»? Почему?

- Молодцы, помогли решить спор и не дали поссориться братьям.

Игра «Назови пару»

- А теперь поиграем в любимую игру Тима и Тома.

Все дети встают в круг, воспитатель становится ведущим с мячом.

- Я называю твёрдые согласные звуки и бросаю мяч любому из вас, а вы мне должны назвать мягкий звук, пару твёрдому звуку – младшего брата. А потом поиграем наоборот.

Игра «Ловушка»

- Чтобы звуковички больше не ссорились, давайте их угостим. Что любит Том? С какого звука начинается его имя? Назовите угощения, где есть звук «т»

- Может угостим виноградом, это тоже угощение?

- А молоток понадобится?

- Молодцы, теперь звуковички точно остались довольны. Им понравились игры, в которые мы играли.

3 Рефлексия.

- А вам, что понравилось?

- Что запомнилось сегодня в Звуковом городе?

- Какие игры?

4 Ритуал прощания – речёвка «Дружные ребята»

«Все мы дружные ребята,

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем,

Как заботиться мы знаем.

Никого в беде не бросим,

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло»

Публикации по теме:

Перспективное планирование НОД по обучению грамоте по программе «Развитие» Л. А. Венгера в подготовительной к школе группе Сроки № занятий Программные задачи Средства решения задач Сентябрь 1-5 * учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцировать гласные,.

Перспективное планирование НОД по обучению грамоте по программе «Развитие» Л. А. Венгера в старшей группе Сроки № занятий Программные задачи Средства решения задач Сентябрь 1-2 * закреплять представления детей о слове; * закреплять интонационно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспекты НОД по обучению грамоте детей старшей группы (речевая технология Л. А. Венгера)
Опубликовано: 27 марта 2015 в 19:31
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспекты НОД по обучению грамоте детей старшей группы (речевая технология Л. А. Венгера)» (включая файлы) размещена пользователем ольга ярославцева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД