Получи документы

Мастер-класс для воспитателей «Вместе весело играем, чувство ритма развиваем»

М Таривердиева
Мастер-класс для воспитателей «Вместе весело играем, чувство ритма развиваем»

Цель – Знакомство участников с опытом использования упражнений, речевых игр, и музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.

Задачи:

• Представить воспитателям приемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

• Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию ритмического чувства.

• Убедить педагогов в важности и целесообразности развития ритмического чувства у детей

дошкольного возраста.

Форма проведения: практическое занятие с педагогами.

Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Вместе весело играем, чувство ритма развиваем“» размещена в разделах

Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ по использованию различных приемов для развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.

Оборудование: - грецкие орехи, ритмо-палочки, пиктограммы с изображением эмоций.

Ход мастер-класса

1. Вводная часть.

Китайская поговорка гласит:

Расскажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь.

Все в нашей жизни подчиняется определенному ритму. День сменяет ночь, лето сменяет весну и т. д. В нашем организме ритмично работают сердце и легкие, мозговая деятельность также подчинена разным ритмам.

Что же такое музыкальный ритм? Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей.

Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.

Если чувство ритма несовершенно у ребенка слаба развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка.

Из всех музыкальных способностей чувство метроритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так оно является врожденным. Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения.

Исследователи отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным, в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.

Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Речевые игры и упражнения проводятся в специально организованной деятельности, в свободной самостоятельной деятельности детей, на прогулке.

Один из методов развития чувства ритма – метод "Звучащих жестов". Звучащие жесты – это: хлопки, шлепки, притопы и щелчки пальцами.

Звучащие жесты идеальны для начального этапа ритмического обучения, так как всегда находятся «под рукой». Благодаря тесной взаимосвязи речи, музыки и жестов на начальном этапе развивается музыкальный слух, память, внимание, ритмичность. А в дальнейшем «появляется» не только чистота интонирования, но, главное, выразительность в пении детей. Слаженность трёх компонентов (речи, музыки и жестов) помогает развивать детские эмоции, позволяет повысить интересы ребёнка к занятиям, пробудить его мысль и фантазию. Звучащими жестами можно сопровождать исполнение несложных мелодий и попевок.

Уважаемые коллеги, поднимите руку те, кто относит себя к людям с хорошо развитым чувством ритма? Давайте проверим, так ли это?

Проводится игра с залом «Поймай сигнал»

Прохлопываю ритмический рисунок, воспитатели в зале подхватывают его, стараясь подстроится к общему ритмическому движению.

Делаю вывод, что если все справились с заданием, то они правильно себя позиционируют, как люди с развитым чувством ритма.

Так же ритм является основой любого музыкального или стихотворного произведения.

Разучивая стихи с детьми, вы, наверное, не раз сталкивались с тем, что ребенок плохо запоминает стихотворение, переставляет слова местами. И как бы вы не старались, результат оставался тем же. Родителей часто волнует вопрос: «Почему ребенок отстает от сверстников в речевом развитии? Почему плохо запоминает стихи?». Зачастую только мама может понять, что говорит малыш. Как же помочь ребенку, который плохо выговаривает слова? С каждым годом все больше детей приходит в детский сад с нарушением фонематического восприятия и слоговой структуры слова. Ученые давно доказали, что одной из причин задержки речевого развития является нарушение ритмического восприятия.

Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях.

Сейчас я предлагаю на время мастер-класса превратиться в детей лет 5-6 и немного подвигаться вместе со мной! Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.

2. Практическая часть.

Провожу ритмическую игру «НОЖКИ» И. Галянт

Ножки, ножки, вы шагали?

Мы шагали, мы шагали! - ритмично шагаем по полу

Ножки, ножки, вы бежали?

Мы бежали, мы бежали! - ритмично бежим на месте

Ножки, ножки, вы стучали?

Мы стучали, мы стучали! - два раза стучим по полу одной ногой, потом другой ногой

Ножки, ножки, вы плясали?

Мы плясали, мы плясали! - по очереди выставляем сперва одну ногу на пяточку, потом другую.

Ножки, ножки, вы устали?

Мы устали, мы устали! - четыре прыжка

Ножки, ножки, отдыхали?

Отдыхали, отдыхали! - ритмичное поглаживание ног руками

И опять всё начинали! - ритмичные хлопаем в ладоши четыре раза.

Муз. рук. : Ну как настроение улучшилось? Вот что может сделать слово!

А теперь вставайте паровозиком и крепко-крепко держитесь друг за друга, чтоб никто не потерялся.

Упражнение «Большие и маленькие ноги» Муз. Агофонникова

Речевая игра со звучащими жестами «Волшебные булки»

Стоя в кругу, хлопаем «Остинато» (– восьмые)

Раз, два, всем привет! (стоя в кругу на месте 2 хлопка- четвертные, развести руки в стороны – четверть)

Побежали,Прибежали все в буфет. (восьмые)

А теперь назад идём, (четвертные)

Булки все жуём. (2 четвертные на слово "булки", протираем ладонь об ладонь, на слово "все жуем" - 3 притопа восьмыми)

С капустой, с морковкой, с клубникой…. и т. д. (после каждого слова 2 хлопка и развести руки в сторону)

Предложить педагогам придумать жесты и движения к тексту.

Муз. рук: Игры с палочками – развивают внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма.

"Скачите, палочки"

Вы скачите, палочки Как солнечные зайчики– стучать палочками по полу по очереди

Прыг- прыг Скок- скок- стучать палочкой об палочку

Прискакали на лужок – стучать палочкой о палочку восьмыми длительностями

Правой ножкой топ-топ – правой палочкой стучать по полу четвертными

Левой ножкой топ-топ – левой палочкой стучать по полу на каждую четверть

На головку сели – поставить «рожки» на головку и пошевелить ими

Песенку запели - стучать палочкой четвертными

Муз. Рук: А теперь давайте немного порыбачим!

Упражнение с ритмо-палочками «Рыбка».

Рыбка, рыбка - (2 раза стучим перед собой палочками)

Вот (Передаем соседу справа)

Червяк (Берем другую палочку, переданную соседом слева)

Откуси, хоть (2 раза стучим перед собой палочками)

Чуточ- (Передаем соседу справа)

ку (Берем другую палочку, переданную соседом слева)

Не проси (2 раза стучим перед собой палочками)

Меня (Передаем соседу справа)

Рыбак (Берем другую палочку, переданную соседом слева)

Попадусь (2 раза стучим перед собой палочками)

На удоч- (Передаем соседу справа)

ку (Берем другую палочку, переданную соседом слева)

• Повторить все движения в левую сторону.

• Затем повторить в 2 раза быстрее, т. е. удар и передача на каждую четверть. (Новоскольцева, Каплунова "Этот удивительный ритм")

Ритмическая игра с орехами «Взял- отдал»

Воспитатели сидят в кругу на коврике на коленях. Один орех кладётся в левую руку, другой лежит перед собой на ковре. Под музыку (Gollandiya___Tumba-he _) передают орехи друг другу, перекладывая его с одной руки в другую.

1 ФРАЗА: 1 орех кладется на левую руку, его накрывают у себя и передают соседу. 6 тактов 4/4

(Разучивается со словами «У МЕНЯ», «У СОСЕДА», «ВЗЯЛ», «ОТДАЛ»)

В проигрыше берут 2-ой орех

2 ФРАЗА: отстукивают ритм III - III - I I I - I I I

Проговаривают слова: раз, два, три, раз, два, три.

В проигрыше вновь кладут 2-ой орех перед собой

3 ФРАЗА: повтор 1 фразы, без слов: 6 тактов 4/4 в конце – поднимают руки с орешками ВВЕРХ!

Провожу игровой массаж.

Предлагаю воспитателям встать "паровозиком" и сделать друг другу массаж. Затем можно повернуться в другую сторону и повторить массаж.

Игровой массаж "Капуста"

Мы капусту рубим, рубим. (Стучим по спине рёбрами ладоней).

Мы морковку трём, трём. (Трём спину кулачками).

Мы капусту солим, солим. ("Бегаем" пальчиками по спине).

Мы капусту жмём, жмём. ("Жмём").

Сок капустный пьём, пьём. (Гладим спину).

Коммуникативный танец «Вперёд 4 шага»

Танец развивает внимание, чувство ритма, пластику движений.

Песня «Разминка» Е. Макшанцевой.

Способствует организации внимания детей, развивает мелкую моторику и чувство ритма.

Описание движений:

сидят на стульчиках.

1куплет: - Хлопают в ладоши.

2 куплет: - Вращают кистями рук — «фонарики».

3 куплет: -Энергично стучат кулачком одной руки по кулачку другой.

4 куплет: -Попеременно стучат кулачками по коленям.

5 куплет: -Имитируют игру на дудочке, перебирая пальчиками.

6 куплет: Нараспев негромко произносят слова, ладонями попеременно касаются колен. На слова «И быстренько, и быстренько» весело хлопают попеременно ладонями по коленям и притоптывают ногами. В конце упражнения музыка замедляется и все дружно говорят: «Приехали!»

Рефлексия

Муз. рук: Наше путешествие закончилось. Прошу вас из предложенных карточек выбрать эмоцию, которую вы испытали во время нашего путешествия в мир ритма.

Спасибо Вам, за то, что вы посетили мой мастер класс, ведь всем известно, что наша память сохраняет:

10% из того, что мы слышим

50% из того, что мы видим

90% из того, что мы делаем

Благодарю вас за внимание!

Публикации по теме:

«Путешествуем, играем, познаем и развиваем!»«Путешествуем, играем, познаем и развиваем!» Работая над темой «Наблюдая – познаем", осуществляя развитие и совершенствуя навыки детей, я постепенно увлеклась гуманитарно-экологическими.

«Сидим дома. Не скучаем. Вместе весело играем». Музыкально-дидактические игры для младших дошкольников # Сидим дома. Не скучаем. Вместе весело играем. Музыкально – дидактические игры для младших дошкольников «Веселые матрёшки»Цель. Развивать.

Музыкально-дидактические игры для старших дошкольников «Сидим дома, не скучаем, вместе весело играем» # Сидим дома. Не скучаем. Вместе весело играем. Музыкально - дидактические игры для старших дошкольников «Птичий концерт»Цель. Развивать.

Консультация для родителей «Ложками играем, чувство ритма развиваем» для детей 3–5 летКонсультация для родителей «Ложками играем, чувство ритма развиваем» для детей 3–5 лет Ложками играем, чувство ритма развиваем. Консультация для родителей. Ритм – это чередование звуков и пауз разной продолжительности. Надо.

Консультация для родителей «Развиваем у детей чувство ритма»Консультация для родителей «Развиваем у детей чувство ритма» Уважаемые родители! Чем чаще вы будете играть с ребёнком в музыкальные игры, тем быстрее ребёнок будет развиваться. У него появится интерес.

Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь»Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь» Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь»Цель мастер-класса:Повышение профессиональной компетентности воспитателей.

Мастер-класс для воспитателей «Порисуем вместе с детьми»Мастер-класс для воспитателей «Порисуем вместе с детьми» Цель: познакомить воспитателей с приемами и способами изображения, научить использовать знания и умения в работе с детьми в совместной деятельности,.

Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Весело играем — пальчики развиваем»Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Весело играем — пальчики развиваем» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите представить Вашему вниманию мастер-класс по изготовлению "лепбука" для развития мелкой моторики.

Рекомендации для воспитателей «Играем — речь развиваем. Игры по картинкам». Старший дошкольный возрастРекомендации для воспитателей «Играем — речь развиваем. Игры по картинкам». Старший дошкольный возраст В ходе игр по развитию речи у детей обогащается словарный запас,они учатся правильно строить речевые высказывания,уточняют и закрепляют.

С пальчиками играем — речь развиваемС пальчиками играем — речь развиваем Массаж кистей и пальцев рук с помощью массажной щётки «Здравствуй правая (левая) рука» Здравствуй, правая рука! Педагог берёт правую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей «Вместе весело играем, чувство ритма развиваем»
Опубликовано: 14 февраля 2021 в 17:40
+144Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для воспитателей «Вместе весело играем, чувство ритма развиваем»» (включая файлы) размещена пользователем М Таривердиева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 42.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД