Получи документы

Методика организации психолого-педагогического обследования ребенка с РАС

Кристина Курочкина
Методика организации психолого-педагогического обследования ребенка с РАС

Направленное психолого-педагогическое обследование при аутизме всегда затруднено, поскольку дети не вступают в контакт, не удерживаются в ситуации обследования, а также не воспринимают инструкций и не следуют им.

В связи с этим, на начальном этапе диагностики на первый план выходит метод наблюдения, при этом основную информацию приходится получать из наблюдений за собственной активностью ребенка, за всем, что можно заметить, не вступая с ним в прямой контакт.

Публикация «Методика организации психолого-педагогического обследования ребенка с РАС» размещена в разделах

В то же время, попытки вступать во взаимодействие предпринимать необходимо, так как у многих детей некоторый уровень коммуникативных возможностей сохраняется, и то, как они вступают в контакт и как уходят от контакта, имеет большое значение для диагностики и всей дальнейшей работы. Для этого необходимо создать ребенку комфортную и предсказуемую ситуацию знакомства: не проявлять излишней активности, настойчивых требований – это поможет ребенку расслабиться и успокоиться. При этом нельзя навязывать ребенку взаимодействие и задавать прямые вопросы, если не достигнут контакт [1]

Умение наблюдать и делать правильные выводы из наблюдений позволяет получить объективную информацию, на основе которой формулируется гипотеза о проблемах взаимодействия ребенка с окружающим миром, и строится начальный этап коррекционной работы.

Большое значение имеют условия наблюдения:

А) помещение – среда должна быть организована таким образом, чтобы можно было безопасно предоставить ребенку максимальную возможность контакта с различными предметами, чтобы ему было чем заняться, было из чего выбрать [2].

Первое наблюдение желательно проводить там, где предполагается начать работу с ребенком (в детском саду, в школе, в клинике, дома и т. д.).

Комната, в которой будет происходить наблюдение, должна быть, по возможности, не тесной, чтобы у ребенка не возникло ощущение дискомфорта оттого что Вы находитесь слишком близко к нему физически. Обстановка комнаты должна быть продумана так, чтобы многое в ней могло «спровоцировать» внимание и интерес ребенка. Для этого в комнате должны быть мячи, мягкие игрушки, конструктор, кубики, мыльные пузыри, куклы, пирамидки, пазлы-вкладыши, игрушечный транспорт, музыкальные игрушки, батут, шведская стенка, детская посуда, книги, принадлежности для рисования и т. д.). Хорошо, если есть возможность наблюдать за ребенком, когда он один в комнате (например, при помощи зеркала, прозрачного с одной стороны; или при помощи скрытой камеры).

Поэтому тесный кабинет, где есть только стол и несколько игрушек – не лучший вариант, это больше подходит для начала обучения [2].

Б) наличие средств для фиксации данных наблюдения: лист бумаги или заранее заготовленный протокол на планшете или тетрадь, лучше всего – видеокамера. Следует описывать то, что происходит с ребенком, что он делает, как себя ведет, но не переходить преждевременно к обобщениям и квалификации происходящего.

Иначе говоря, процесс наблюдения должен быть как можно более объективным.

В) желательно или скорее необходимо наличие второго наблюдателя; например, один из специалистов пытается контактировать, взаимодействовать с ребенком, создает различные ситуации, благоприятствующие обследованию, предлагает ему разные предметы и виды деятельности и т. д. ; другой специалист в это время фиксирует параметры поведения.

Одной из важнейших задач первой встречи с ребенком является определение его общего коммуникативного, эмоционального, когнитивного речевого развития, особенностей его контакта с другими людьми и со средой. В то же время, не менее важно фискировать определенные параметры поведения, что даст информацию о том, как начать работу с ребенком.

Первичный протокол может быть произвольным по форме, но он всегда должен содержать информацию о поведении ребенка. Особенно необходимо обратить внимание на наличие стереотипий и их формы, на то, как ребенок общается с матерью и другими членами семьи, присутствующими на консультации, со специалистами, или как избегает общения, или отвергает его, чем он сам себя занимает в свободном поведении, каково состояние его речевой деятельности.

Структурировать полученную путем наблюдения информацию помогает формализованный протокол, куда заносятся отдельные параметры поведения (на основе одной или нескольких консультаций – чем больше их количество, тем надежней результат). В зависимости от возраста, уровня развития ребенка спектр параметров наблюдения может быть различным – по усмотрению специалистов [2].

Важные сведения об особенностях психики ребенка могут дать родители, так как они видят своего сына или свою дочь постоянно и в принципе знают их лучше всех. Необходимо выяснить, что их более всего беспокоит в развитии ребенка, как обычно он ведет себя в различных ситуациях, что его пугает, а что является источником особого интереса [1].

Следует, однако, учесть, что оценка родителями уровня развития своего ребенка не всегда бывает объективной, они могут как завышать, так и занижать его возможности, и, тем не менее, в отношении к полученным от родителей сведениям критичность должна сочетаться с по возможности большим уровнем доверия.

Затем, в зависимости от того, как ребенок воспринимает ситуацию и идет ли он на контакт, можно провести обследование для более детального анализа уровня его развития и возможностей.

Первые предлагаемые задания должны быть максимально близки по содержанию и по сложности к тому, что ребенок может делать самостоятельно (о чем можно судить по результатам наблюдения). Это позволит уменьшить вероятность негативного отношения ребенка к требованиям со стороны взрослого и, напротив, повысить вероятность значимого результата [2].

Психолого-педагогическая диагностика должна быть как можно менее формальной, а ее результаты — стать реальным основанием для построения коррекционной работы.

Список литературы:

1. Детский аутизм: хрестоматия/ Сост. Л. М. Шипицына. –– СПб. : Международный университет семьи и ребенка им Р. Валленберга, 1997. – 254 с.

2. Морозов С. А. Основы диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра: учебно-методическое пособие для слушателей системы повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования. М., 2014. - C. 97.

Публикации по теме:

Особенности психолого-педагогической диагностики РАС в дошкольном возрасте Критерии ранней диагностики Результаты исследований (К. С. Лебединской, О. С. Никольской, 1991 выявили как особенности клинико-психологической.

Акт обследования социально неблагополучной семьи с целью выявления условия жизни ребенка 16 марта 2016г. пгт. Крапивинский Комиссия в составе (ФИО, должность): 1. Ишмуратова С. В. – старший воспитатель; Григоренко С. В. – воспитатель;.

Бланк обследования познавательного развития, обучения, количественная оценка действий ребенка 4–5 и 6–7 лет Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста. (Е. А. Стребелева) Бланк обследования познавательного развития,.

Индивидуальный образовательный маршрут психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ 1. Общие данные ФИО ребенка Дата рождения Адрес Статус ребенка с ОВЗ Группа здоровья Физкультурная группа Возрастная группа 2. Социальная.

Консультация для педагогов и родителей о том, как добиться реакции у ребенка с РАС Как добиться реакции от ребенка с аутизмом? как помочь ребенку с аутизмом понимать вас и правильно реагировать на инструкции Люди с аутизмом.

Психолого-логопедическое сопровождение ребенка с РАС Пояснительная записка Какие он дети аутисты? Что скрывается за их отрешенным, красивым лицом, за их «странными», непонятными поступками?.

Образец психолого-педагогического заключения на ребенка с ЗПР на ПМПК педагогического заключения на ребенка с ЗПР на ПМПК. Юдина Ирина Анатольевна педагога-психолога ГКУ СО «ЦДиК СО» Сергиевское отделение.

Особенности развития игровой деятельности у ребенка с РАС Игровая деятельность ребенка с аутизмом - это основной источник его развития. С помощью игры ребенок познает себя и окружающий мир. Игра.

Проект психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ «Я могу!» Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования, которая обеспечивает полное вовлечение ребенка с особенностями развития.

Программа психолого-педагогического сопровождения семьи, принимающей ребенка «Гармония» Пояснительная записка Рост интереса к проблеме семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика организации психолого-педагогического обследования ребенка с РАС
Опубликовано: 19 января 2018 в 00:12
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика организации психолого-педагогического обследования ребенка с РАС» (включая файлы) размещена пользователем Кристина Курочкина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД