МААМ-картинки

Нетрадиционные методы в работе логопеда

ольга астахова
Нетрадиционные методы в работе логопеда

Астахова О. В.

Нетрадиционные методы в работе логопеда.

В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям я предлагаю

нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают

положительные эмоции у детей.

Упражнения с ложкой.

1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в

вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с

ложкой.

2. Язык - "лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по

языку.

3. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

Публикация «Нетрадиционные методы в работе логопеда» размещена в разделах

4. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие

похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

Упражнения с шариком.

Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное

отверстие в шарике и завязана на узел.

1. Двигать шарик по горизонтально и вертикально натянутой на пальцах обеих

рук веревке языком.

2. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

3. Язык - "чашечка", цель: поймать шарик в "чашечку".

4. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

Упражнения для языка с водой "Не расплескай воду"

1. Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода

может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из

широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз.

2. "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот

широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.

В целях оздоровительной работы с детьми и развитии речи актуальны не

только артикуляционные гимнастики и упражнения, но также и

пальчиковые игры, т. к. именно пальчиковые игры активно помогают

развивать речь малыша. Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют

особое развивающее воздействие в развитии речи. Систематическая тренировка пальцев рук улучшает мыслительную деятельность, память и внимание ребенка. Стихи, сопровождающие упражнения, формируют и совершенствуют чувство ритма, что важно при обучении письму.

Кроме традиционных методов, в своей работе использую нетрадиционную

пальчиковую гимнастику.

Нетрадиционный пальчиковый игротренинг.

Конечно же, основной целью использования нетрадиционных материалов в

пальчиковом игротренинге является развитие мелкой моторики рук детей, но

если посмотреть глубже, то предметы, которые применяют дети, могут

являться и инструментом для обучения детей экологическим и познавательным задачам. Дети знакомятся со свойствами предметов, с их происхождением, с внешними особенностями, узнают о пользе природного материала для людей, устанавливать причинно - следственные связи. Некоторые материалы представляются детям в другом свете, позволяют выполнять определенные упражнения по оздоровлению собственного организма (СУ- Джок, упражнения с крупами, семенами). Тем самым использование данного метода позволяет педагогу заложить прочные основы хорошего здоровья, гармоничного развития. Нетрадиционные пальчиковые игры включают в себя упражнения с мячом-ежиком, прищепками, пробками и др. разнообразными материалами: природными и хозяйтвенно-бытовыми. На индивидуальных и подгрупповых занятиях провожу с детьми самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щетками. Вариативность воздействия на речевые зоны коры головного мозга заключается в использовании комплексов

кинезиологии, бионергопластики и пальчиковых игр, Су Джок. При

планировании работы, предусматриваются индивидуальные, подгрупповые и

фронтальные занятия, а также использование элементов самостоятельной

деятельности детей (например, самомассаж.)

Упражнения на релаксацию провожу на каждом этапе обучения. Они могут

иметь музыкальное сопровождение. Детям предлагается, сидя на своем месте за столом, положить голову на стол (на руки) и закрыть глаза или лечь на спину на ковер, вытянуть руки вдоль туловища ладонями вниз, закрыть глаза и

представить себя летящим на мягком, пушистом облаке (на лесной полянке, на

лугу, на берегу моря и т. п., которое качает и баюкает ласково, как мама,

ветерок, нежно шевелит волосы и гладит по голове, по щекам.

Упражнения с элементами психогимнастики провожу в любом периоде

обучения. Это могут быть задания на изображение отдельных эмоций с

помощью мимики, жестов, пантомимы. Такие упражнения проводятся часто с

музыкальным сопровождением. Необходимость в проведении физкультминуток с элементами релаксации и психогимнастики и их содержание обсуждаю совместно с психологом.

Упражнения с речевым сопровождением можно условно подразделить на

речевые игры фонетической или лексико-грамматической направленности,

включая их, соответственно, в занятия по формированию звукопроизношения

или лексико-грамматических категорий. Эти упражнения выполняют задачи:

снять напряжение после изучения нового материала, когда требовалась

максимальная концентрация произвольного внимания и памяти.

развивать память, внимание, эмоции;

содействовать развитию дыхания;

закреплять произношение отдельных звуков;

развивать просодичекую сторону речи.

Дети дошкольного возраста, имеющие нарушения речи, в процессе

коллективных игровых действий во время физкультминуток становятся более

уверенными, моторно-активными, усваивают правила игр, которые затем

переносят в самостоятельную игровую деятельность.

Проведение физкультминуток предупреждает переутомление дошкольников,

служит средством эмоциональной разрядки, снимает статическую нагрузку,

раскрепощает моторику и речь детей, позволяет достичь наибольшего

коррекционно-обучающего эффекта.

Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет

дыхательная гимнастика, работа над дыханием является важной в

логопедической работе, но и профилактика простудных заболеваний тоже

важна, а тем более эти две задачи можно объединить в одну. Упражнения

дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5 -10 минут в

хорошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как

физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть,

направленную на развитие речевого дыхания, в результате чего возрастает

объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц,

координируются и ритмизируются дыхательные движения, и в целом

улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.

Дыхательная гимнастика направлена на развитие речевого дыхания, в

результате чего возрастает объем и глубина дыхания, сила и выносливость

дыхательных мышц, координируются и ритмизируются дыхательные

движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и

систем организма. В дыхательную гимнастику включаю дыхательно-голосовые

упражнения для профилактики простудных заболеваний, объединив с

дыхательно-звуковыми упражнениями и оздоровительными упражнениями для

горла. В период распространения простудных заболеваний увеличиваю

количество сеансов.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная

система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на

звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные

упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также

продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно

использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с

особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской

гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и

работе сердечно-сосудистой системы. Регулярные занятия дыхательной

гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с

удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха

для произнесения различных по длине отрезков.

Чтобы у наших детей было хорошее зрение, мы должны на своих занятиях

уделять достаточно времени зрительной гимнастике. Это должно стать

нормой, правилом жизнедеятельности. За основу мы выбрали упражнения для

профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц глаз из

кинезиологичекой гимнастики. Так как детям сложно фокусировать взгляд на

движущихся предметах используем в работе яркие игрушки из пальчикового

театра. Моторика глаз является неотъемлемым компонентом всех видов

познавательной деятельности, и прежде всего – учебной. И. М. Сеченов обратил

внимание на то, что формирование высших психических процессов базируется

на материальной основе - элементарном зрительно-моторном акте.

Следовательно, для полноценного психического развития детей требуется

пространственно-поисковая активность органов зрения. Глазодвигательные

упражнения позволяют расширить пространство зрительного восприятия. Для

проведения глазодвигательной гимнастики в группе нарисованы схемы

зрительно-двигательных траекторий. По "дорожкам" бегут различные

зверюшки, дети должны проследить глазами, "помочь" сказочному персонажу

добежать до конца дорожки. Когда дети осваивают плавное движение глазами с опорой на линию схемы, им предлагается "рисовать" глазами воображаемые

фигуры без зрительной опоры. Такие упражнения тренируют мышцы,

управляющие движениями глаз, снимают умственное утомление, способствуют

развитию зрительного восприятия, улучшают циркуляцию внутриглазной

жидкости, тренируют способность глаза фокусировать. Зрительная гимнастика

является своеобразной релаксацией для нервной системы ребёнка, помогает

мозгу лучше переработать полученную с помощью зрения информацию.

Прививая детям простые упражнения гимнастики для глаз, педагогам стоит

напоминать о том, что эту гимнастику ребёнок может выполнять и дома. Ведь

ни для кого не секрет, что многие родители практически не ограничивают

время пребывания ребёнка за компьютером и у телевизора, где зрение получает огромную нагрузку. Не улучшают зрение и игры с мелкими деталями в сотовых телефонах и новомодных переносных приставках. Получая навык выполнения зрительной гимнастики, ребёнок выполнит её в течение нескольких минут, глаза отдохнут, падение зрения не будет такой близкой угрозой.

Систематическое использование принципов развивающей педагогики

оздоровления в логопедической работе позволило достичь следующих

результатов:

В медицинском аспекте прослеживается тенденция к снижению

заболеваемости острыми респираторными заболеваниями и

заболеваниями верхних дыхательных путей (за 3 года она снизилась на

12-15%).

Эта работа способствует повышению общего психофизиологического

тонуса детей, улучшает эмоциональный фон общения в группе, учит

детей сопереживанию, взаимопомощи.

Результаты собственно логопедической работы повышают состояние

успешности у ребенка, позволяют ему стать увереннее, комфортнее

ощущать себя в группе сверстников.

Реализация в логопедической работе принципов развивающей педагогики

оздоровления способствует эффективности работы педагога и оздоровлению

детей.

Публикации по теме:

Нетрадиционные методы работы с родителями Здравствуйте Уважаемые коллеги. Тема доклада: «Нетрадиционные методы работы с родителями» Подготовила: Иванец Г. С. Фгос предполагает.

Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки».Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки». Здравствуйте, уважаемые коллеги!В нашем детском саду получилось так, что за небольшой промежуток времени обновился и «помолодел» наш педагогический.

Мастер-класс «Нетрадиционные методы рисования» Я хочу предложить вам свой мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования. Они увлекательны и напоминают игру. Использование необычных.

Методы Арт-терапии в работе педагогов ДООМетоды Арт-терапии в работе педагогов ДОО Арт-терапия (от англ. art - искусство; therapy - терапия, лечение) - диагностика и коррекция нервных расстройств с помощью рисования, прослушивания.

Нетрадиционные методы изобразительной деятельности «рисование цветной манкой». Манная арт-терапияНетрадиционные методы изобразительной деятельности «рисование цветной манкой». Манная арт-терапия Нетрадиционные методы изобразительной деятельности Рисование цветной манкой Мероприятия, где родители – не пассивные зрители, а активные.

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у младших дошкольниковНетрадиционные методы развития мелкой моторики у младших дошкольников «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие.

Нетрадиционные методы рисования в работе с детьми дошкольного возрастаНетрадиционные методы рисования в работе с детьми дошкольного возраста Дети очень любят рисовать. Даже самые капризные или балованные. Особенно им нравятся нетрадиционные техники рисования. Потому что они помогают.

Нетрадиционные методы в изобразительной деятельности с детьми младшего и среднего возраста дошкольного возрастаНетрадиционные методы в изобразительной деятельности с детьми младшего и среднего возраста дошкольного возраста Дорогие, коллеги! Хочу с вами поделиться опытом работы с детьми по изобразительной деятельности в нетрадиционных техниках. Все мы знаем,.

Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ» .

Нетрадиционные методы работы музыкального руководителя с родителями в ДОУНетрадиционные методы работы музыкального руководителя с родителями в ДОУ Взаимодействие с родителями на базе ДОУ, является неотъемлемой частью работы, как воспитателей, так и музыкального руководителя. Праздники.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Нетрадиционные методы в работе логопеда
Опубликовано: 22 июня 2023 в 13:15
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нетрадиционные методы в работе логопеда» (включая файлы) размещена пользователем ольга астахова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД