МААМ-картинки

Образовательный проект «Природа — наш дом» для детей старшего дошкольного возраста

Людмила Кустова
Образовательный проект «Природа — наш дом» для детей старшего дошкольного возраста

Образовательный проект «Природа- наш дом»

(экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Актуальность

Наш общий дом, это Планета Земля. И мы живущие в ней, должны бережно и заботливо относиться к ней. В настоящее время, проблема экологического взаимодействия человека и природы на окружающую среду стала очень острой. Планету может спасти лишь деятельность человека. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования- глубокое понимание законов природы, учет многочисленных взаимодействий в сообществах, а также осознания того, что человек- это всего лишь часть природы.

Публикация «Образовательный проект „Природа — наш дом“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Экологическая проблема вырастает в проблему предотвращения отрицательного воздействия человека на природу, в сознательно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Тесное взаимодействие осуществимо при сознании в каждом человеке высокого уровня экологической культуры и сознания, формирование которых начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Чтобы сохранить природу на планете, нужны экологически образованные и воспитанные люди.

Формирование экологического сознания- важнейшая задача дошкольных образовательных учреждений. На сегодняшний день экологическая ситуация такова, что больше нельзя обойтись без больших и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни. Начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в этот период дети приобретают умения и навыки, которые в дальнейшем преобразуются в прочные знания.

Дошкольный период, является начальным этапом становления человеческой личности, а также самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этом возрасте дети начинают выделять себя из окружения, развивается эмоционально- ценное отношение к окружающей среде и формируются основы нравственно- экологических позиций личности, которые выделяются во взаимодействиях дошкольника с природой. Благодаря чему у детей формируются способности к экологическим знаниям нормам и правилам взаимодействия с природой, а также воспитание сопереживания к ней и активности в решении некоторых проблем.

От того, как малыш научится видеть и мыслить окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет исполнять, какие поступки совершать. Восприятия человеком основ окружающего мира закладываются через объединенную творческую деятельность взрослых и детей, как в детском саду, так и в семье.

Детский сад является начальным звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у детей основ культуры рационального природопользования.

За содержащую основу экологического проекта взята комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» (авторы:О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова, А. Г. Гогоберидзе и др.).

Цель: формирование у детей правильных экологических представлений о природе, гуманное отношение к окружающей среде и стремление к созданию условий для формирования у дошкольников элементов экологической культуры.

Задачи:

образовательные:

• формировать у дошкольников основные представления о живой и неживой природе;

• формировать представление об экосистемной организации природы Земли в условиях обитания человека;

оздоровительные:

• укреплять и охранять здоровье детей;

• развивать умение правильно использовать природные ресурсы для развития личности.

воспитательные:

• воспитывать у детей разумное, внимательное, а также бережное отношение к окружающей природе;

• формировать навыки экологической грамотности и нравственного поведения в природе.

развивающие:

• развивать понимание взаимосвязей и взаимопомощь между детьми и взрослыми. Потребность в постоянном саморазвитии.

• развивать у дошкольников первоначальные географические представление

Проблема: Ухудшение экологического состояния нашей планеты требует

от нас, живущих людей, понимания сложившейся ситуации. Бережное, грамотное отношение к природе, может вывести планету из того состояния экологической катастрофы. Таким образом, проблема воспитания детей – актуальна на данный момент.

Новизна проекта: Новизна проекта заключается в том, что основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является активное участие подрастающего поколения и взрослых в повседневную жизнь. Используя новые для подрастающего поколения технологии, можно обеспечить эту активность, дающую положительные результаты. Данный проект переплетается со многими видами деятельности: социализация, труд, социальный мир и предметное окружение, безопасность, развитие речи, изобразительную деятельность. Проект позволяет педагогам, детям и их родителям заниматься любимым занятием и одновременно приносит огромную пользу окружающему миру.

Практическая значимость проекта: Одним из важных методов познания явлений окружающего мира является: метод детского экспериментирования. Этот метод позволяет поддерживать детскую познавательную активность в условиях дошкольного учреждения и семьи и актуален по ряду причин:

–во-первых, самостоятельно действовать в самых необычных обстоятельствах, основываясь на нестандартность мышления ;

– во-вторых, помогает найти дошкольнику ранний социальный позитивный опыт реализации личных замыслов;

– в-третьих, к моменту взросления ребенок научиться решать такие сложные вопросы как: уметь определять проблему и ставить вопросы, уметь приводить доводы и делать выводы, высказывать соображения и строить дальнейшие планы по их проверке.

Направления деятельности:

Познавательно- развивающее направление ставит целью знакомство детей с объектами и явлениями живой и неживой природы, влияние деятельности людей на эти компоненты в занимательной форме.

Практическое направление - изучение флоры и фауны окружающего мира, связанное с практическими делами (посадка семян овощей, подкормка животных и птиц и др.).

Исследовательское направление выполняется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов). Основное содержание проекта:

Тип проекта: познавательно- исследовательский, практико- ориентировочный.

Методы и приемы работы:

Наглядные методы: наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кинофильмов и диафильмов; целевые прогулки; показа сказок (педагогом, детьми); проведение дидактических игр.

Словесные методы: рассказ воспитателя, рассказ ребенка, беседа, чтение художественных произведений о природе и экологических сказок.

Игровые методы: проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, экологические интеллектуальные игры, дидактических, игр - драматизаций и др.); загадывание загадок;

Практические методы: опыты, поисково- исследовательская деятельность, труд, моделирование.

Целевая аудиторияУчастники проекта: дети старшей и подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги.

Количество участников: воспитанники группы детского сада без специального отбора.

Возраст детей: проект рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Условия реализации образовательного проекта: проект разработан на один год; предназначен для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Формы организации деятельности детей:групповая.

Ресурсы:

Познавательно-информационное обеспечение проекта:

Консультации для родителей воспитанников;

Консультации для педагогов МДОУ;

Дидактический и демонстрационный материал;

Методическая литература;

Художественная литература;

Материал и оборудование

для опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками.

Материальное обеспечение проекта.

Предметно - пространственная среда, наглядный и демонстрационный материал, библиотека книг с экологическим содержанием, телевизор, экран, проектор, магнитофон, уголок экологической направленности.

План реализации проекта:

1 этап: Организационно-подготовительный

1. Постановка проблемы.

2. Опрос детей и диагностирование детей.

3. Определение темы, целей, задач проекта.

4. Составление плана реализации проекта.

5. Подбор и изучение методического материала.

6. Создание условий для организации работы

2 этап: Основной

1. Проведение комплекса мероприятий по теме проекта.

2. Совместная деятельность воспитателя и детей с учетом интеграции. 3. Познавательно-исследовательская и практическая деятельность

детей по изучению объектов живой и неживой природе.

3 этап: Заключительный

1. Обобщение и анализ результатов, полученных в процессе практической и исследовательской деятельности детей.

Ожидаемые результаты:

Дети:

1. Сформируются представления об экологических знаниях и экологической культуры.

2. Сформируется сознание важности природоохранных мероприятий и представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы.

3. Сформируются навыки правильного поведения в природной среде.

4. Расширится чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природы.

5. Сформируется эстетическое отношение к окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой.

6. Научатся простейшей экспериментальной деятельности с объектами живой и неживой природы.

Педагоги:

1. Внедрение новых методов и технологий в работе с детьми и родителями по экологическому воспитанию.

2. Повышение профессионализма.

3. Пополнится развивающая предметно-пространственная среда в группе.

Родители:

1. Раширятся и обогатятся знания по экологическому воспитанию детей.

2. Повысится интерес к совместной деятельности по защите охране природы и повысится экологическая культура родителей.

3. Создание единого воспитательно-образовательного пространства в детском саду и семьи по экологическому воспитанию детей.

Вывод

Во время реализации проекта мы пришли к выводу, что создание развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию игровых пространств, наблюдения в природе, экскурсии по экологической тропинке. Проект способствует формированию эмоционально- положительных отношений к окружающему миру, умение видеть окружающую красоту и неповторимость, развитие эстетических чувств у детей, педагогов, родителей.

Дети имеют первоначальные знания, и понимания того, что в природе все взаимосвязано и разрыв какой-то связи ведет за собой другие изменения. Разработанные приемы и методы сотрудничества педагогического состава детского учреждения и родителей способствовала у дошкольников

Анализ проведённой работы позволяет убедиться в целесообразности и эффективности построения педагогического процесса в соответствии с поставленной целью и задачами.

Перспективный план работы с родителями:

Cентябрь. Анкетирование родителей по организации экологического воспитания дома.

Цель: выявить уровень

экологических знаний у родителей

Сентябрь-октябрь. Проведения мероприятия: «Посадка саженцев деревьев в чистом дворе.»

Цель: активировать совместные действия и умения родителей и детей, формирование представлений о чистоте окружающей среды о важной составляющей здоровья человека.

Ноябрь. «А у нас во дворе».

Изготовление знака «Не сорите», «Фотогазета», а также

сбор книг о природе в книжный уголок.

Цель: обучение детей основам поддержания чистоты в различных местах: дома, в детском саду, на природе, подать пример доброго отношения ко всему что нас окружает.

Декабрь. Фотовыставка новогодней ели во дворе и на своей экологической тропе. «Кто дружит с елью?»

Цель: Помочь родителям анализировать поведение детей в общении с природой и бережному отношению к елям.

Январь. Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками о бережном отношении к природе.

Цель: установить доверительные отношения между детьми и родителями, педагогами, объединить их в одну команду.

Февраль- март. Консультативный пункт: консультация: «Первые шаги в воспитании экологической культуры в семье»

Цель: создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения.

Дать первоначальные знания об окружающей среде, ее значение для человека

Апрель. «Огород на окошке» (дикорастущие и культурные растения)

Консультация: «Учите детей беречь природу»

Цель: обогатить и уточнить знания детей о выращивании растений дома совместно с родителями. Подвести детей к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений.

Май. «Прогулка всей семьей в лес»

Папка-раскладушка

Цель: расширение педагогического кругозора родителей.

Перспективный план работы с педагогами:

Сентябрь-ноябрь. Семинар-практикум:

Тема: «Взаимодействие детского сада и семьи по экологическому образованию детей в процессе ознакомления с природой.»

Цель: Совершенствовать профессиональную подготовку педагогов в работе с детьми и их родителей. Создать условия для развития творческого потенциала педагогов.

Декабрь-февраль. Консультация: «Внедрение новых методов и технологий в работе с детьми и родителями по экологическому воспитанию.

Цель: Ознакомление педагогов с методами и формами организации работы с родителями по экологическому воспитанию детей.

Март-май. Разучивание стихов птицах. Изготовление птичьих кормушек, развешивание по экологической тропе.

Цель: воспитывать чуткое отношение к птицам, желание помогать им.

Сентябрь

2 неделя. «Времена года», «Растения в нашем уголке природы», Способствовать обогащению и обобщению знаний детей о комнатных растениях. Воспитывать умение и желание ухаживать за комнатными растениями. Активизировать словарь. Лейка, салфетки, тазики и др. Беседа о растениях.

Рассматривание растений.

Дидактические игра: «Про растения», «Собери картинки в ряд».

Загадывание загадок, игра «Угадай по описанию», экспериментирование: «Растениям легче дышится, если почву поливать и рыхлить»

Ноябрь

4 неделя «Птицы» «Птицы осенью» Способствовать развитию представлений и знаний детей о птицах; развитию познавательного интереса ко всему живому; воспитывать потребность и необходимость заботливого отношения к птицам. Кормушки, семечки, зерна. Обобщающая беседа о птицах, чтение стихотворений, отгадывание загадок.

Январь

2 неделя «Животные» «Дикие животные зимой» Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о жизни лесных зверей. Иллюстрации, картинки. Чтение стихотворений, творческие задания, подвижная игра: «зайцы и волк», беседы.

Март

4 неделя «Круговорот воды в природе» «Кому нужна вода» Способствовать уточнению и представлений детей о том, что вода_ ценный продукт, она необходима всем живым существам. Воспитывать бережное отношение к воде. Глобус

энциклопедия Рассматривание глобуса, рассматривание картины «Круговорот воды в природе», игра «Кому нужна вода»

Май

2 неделя «Все о лесе» «Лес- многоэтажный дом» Способствовать развитию умения различать растения по стволам, веткам, плодам, листьям; воспитывать бережное отношение к растительному миру. Дидактические картинки, иллюстрации, книги. Рассматривание схемы «Лес- многоэтажный дом», дидактическая игра «Семена», «Что помогает растениям расти?»

Педагогический мониторинг по экологическому воспитанию.

1. Имеет представления о временах года, об их наиболее характерных признаках и явлениях природы.

2. Имеет представления о правильных способах взаимодействия с живыми и неживыми объектами природы.

3. Имеет представления о воде: свойствах и видах существования в окружающей среде.

4. Имеет представления о пернатых своей местности.

Оценка уровня развития:

1 балл – не называет или называет 1 признак, вид;

2 балла – называет самостоятельно или с помощью взрослого 1 или 2 вида, признака, свойства;

3 балла называет самостоятельно 2-3 вида или явления, свойства

От 20 до 14-высокий уровень

От 14 до 6-средний уровень

От 6 до 0-низкий уровень

Список использованных источников:

1. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста дошкольного возраста (тест)- СПб. :» Детство-Пресс»,2010-496с. (Библиотека программа «Детство»)

2. Кондратьева Н. Н. / «Мы». Программа экологического образования детей. СПб, «Детство – пресс», 2000 г. – с. 240;

3. Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве / С. Н. Николаева. – М. : Просвещение, 1995. – с. 160;

4. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации., М. : АРКТИ, 2010 г., с 64.;

5. Рыжова Н. А. «Воздух-невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. М. : ЛИНКА – ПРЕСС, 1998 год, с. 128.;

6. Субботский Е. В. «Ребенок открывает мир. Книга для воспитателей детского сада» – М. : Просвещение, 1991 г. с 207.»

7. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду».- М: Мозаика-Синтез. 2008

8.«Экологические занятия с детьми 6-7 лет»

9. Материал интернет- сайтов.

Публикации по теме:

Занятие по познавательному развитию «Природа и рукотворный мир» для старшего дошкольного возрастаЗанятие по познавательному развитию «Природа и рукотворный мир» для старшего дошкольного возраста Цель: выявить и расширить представление детей о природе и рукотворном мире Задачи: 1. Образовательные: формировать первичные представления.

Дидактическая игра «Что где растет? Кто где живет?» по теме «Природа Крыма» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Что где растет? Кто где живет?» по теме «Природа Крыма» для детей старшего дошкольного возраста Цель: формировать у детей старшей и подготовительной к школе группы представления об особенностях природных зон родного края. Задачи:.

Дидактические игры на тему «Окружающий мир (природа)» для детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры на тему «Окружающий мир» для детей старшего возраста. 1. Дидактическая игра «Охотник» Цель: упражнять в умении классифицировать.

Дидактические игры на тему «Природа» для детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры на тему «Природа» для детей 5- 7 лет. 1. Дидактическая игра «Путешествие» Цель: найти дорогу по названиям знакомых растений.

Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализации Образовательного проекта на тему "Сенсорное воспитание.

Образовательный проект «Скворечник» для детей младшего возрастаОбразовательный проект «Скворечник» для детей младшего возраста Образовательный проект «Скворечник» для детей младшего возраста. Воспитатель: Катаева Марина Анатольевна. Поскольку изучение свойств явлений.

Проект по краеведению  «Природа родного края» с детьми старшего дошкольного возрастаПроект по краеведению  «Природа родного края» с детьми старшего дошкольного возраста Проект по Краеведению – природа родного края с детьми старшего дошкольного возраста Автор: Кузнецова Вероника Валерьевна Новосибирск.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Сценарий родительского собрания «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»Сценарий родительского собрания «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» Повестка дня. 1. Формирование у детей любви к природе, бережного к ней отношения. 2. Игры, конкурсы, практикумы за «круглым столом». 3.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Русская матрёшка» ЗАЩИТА ПРОЕКТА «РУССКАЯ МАТРЁШКА» Праздник «АХ,МАТРЁШЕЧКА-МАТРЁШКА» Слайд 1 презентации «Русская матрёшка» Представляю вашему вниманию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательный проект «Природа — наш дом» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 4 декабря 2021 в 21:22
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательный проект «Природа — наш дом» для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Кустова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД