МААМ-картинки

Опыт работы по формированию пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Ольга Анисина
Опыт работы по формированию пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Анисина О. А., воспитатель

МБДОУ Детский сад № 88

комбинированного вида г. Орла

Свободная ориентировка во времени и пространстве – необходимое условие социального бытия человека, условие успешного познания и активного преобразования действительности. Первостепенная роль в формировании у детей первоначальных основ пространственно-временных представлений отводится учреждениям дошкольного образования.

Публикация «Опыт работы по формированию пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Пространственно-временные представления - это один из видов математических представлений, становление которых происходит на этапе дошкольного детства. Они необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. В процессе усвоения элементарных математических представлений дошкольник вступает в специфические социально-психологические отношения со временем и пространством. Эти представления могут рассматриваться в качестве особого инструмента не только к овладению ребенком присущими возрасту видами деятельности, к познанию окружающей действительности, но и к зарождению у него целостной картины мира.

Время и пространство – наиболее сложные категории для познания детьми дошкольного возраста. Они становятся доступны при использовании в педагогическом процессе современных методов и приемов, создании оптимальных условий.

Нами проводилась формирующая работа по развитию у детей пространственно-временных представлений.

Для повышения эффективности процесса формирования у детей старшей группы пространственно-временных представлений были созданы педагогические условия:

- обогащение предметно-развивающей среды материалами и средствами для самостоятельной деятельности детей;

- включение дидактических игр для организации совместной деятельности воспитателя и детей на занятиях и в режимных моментах;

- использование разнообразных форм работы с семьями детей.

Организовывая психолого-педагогические условия формирования у детей пространственно-временных представлений, мы опирались на следующие принципы:

- последовательности,

- «от простого к сложному»,

- активного действования,

- непрерывности,

- вариативности,

- сензитивности.

Где, принцип последовательности говорит об этапности овладения пространственно-временных представлений в онтогенезе.

Принцип «от простого к сложному» означает, что работа будет строиться на постепенном усложнении заданий для детей.

Принцип активного действования предполагает, что ребёнок будет познавать пространственно-временные представления в практической деятельности.

Принцип непрерывности основывается на преемственности между всеми, ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

Принцип сензитивности означает, что дидактический материал по своей структуре и предметной логике соответствует сензитивным периодам развития ребенка, то есть когда ребенок готовым к усвоению пространственно-временных представлений.

Предметно-развивающая среда была дополнена материалами и средствами для самостоятельной деятельности детей :

- модели часов, частей суток, дней недели, времен года;

- приборы для определения детьми времени и расстояния: песочные и механические часы, секундомеры, рулетка, метровая линейка;

- настольно-печатные и дидактические игры: «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Поиски затонувшего клада», «Спасатели приходят на помощь», «Назови соседей», «Что было и что будет», «В какое время ты встаешь?»

- учебно-игровое пособие «Логические блоки» Дьенеша; дидактический комплект «Палочки Кюизенера», которые использовались в строительных играх в играх на определение пространственных отношений;

- репродукции картин: И. Левитан «Большая вода лесу», В. Серов «Грачи прилетели», И. Шишкин «Утро в сосновом лесу», «На севере диком», «Осень», «Зима» и др.

- плакаты: времена года, часы – определяем время, «левая-правая рука» и т. д.

Для организации самостоятельной деятельности детей были предложены различные атрибуты для игр. К созданию и обогащению предметной среды привлекались родителей. Так были созданы модели недели и времен года. Родители принесли различные календари и виды часов для организации выставки: «Вот они, какие - часы!». Особенно активно родители включились в работу по подбору : картинок, фотографий, парных картинок с однородными предметами, но по-разному расположенных; содержание которых будет способствовать развитию умений определять пространственные отношения между предметами и своё местонахождение среди окружающих людей и предметов.

На первом этапе - информационно-обучающем - проводилась работа по обогащению знаний и представлений детей о пространстве и времени. При этом мы опирались на методику математического развития детей Е. И. Щербаковой. Работа начиналась с повторения, уточнения и закрепления знаний, полученных в предыдущих группах. По формированию пространственных представлений, основными методическими приемами являлись наблюдения и характеристика размещения предметов относительно друг друга, словесное и графическое обозначение направлений и ориентировки в пространстве.

На втором этапе - обучающем - проводились занятия по формированию пространственно-временных представлений. Был составлен план работы, подобраны игры и дидактические пособия.

С целью формирования пространственных представлений мы разработали систему дидактических игр: Дидактическая игра «Стройся». Дети выстраиваются в колонну в соответствии с инструкцией: «Лена, выйди вперед», «Катя, встань позади Лены» и т. п.

Дидактическая игра «Найди свое место». Перед детьми ставится задача на ориентировку в специально созданных пространственных ситуациях и определение своего места по заданному условию: «Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади – стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади - Дима».

Дидактическая игра «Готовимся к занятию». Детям предлагаются следующие инструкции: «Положи ручку справа от тетради; положи карандаш слева от книги; скажи, где находится ручка по отношению к книге и карандаш по отношению к тетради - слева или справа». Так же проводится определение пространственного расположения трех предметов : «Положи книгу перед собой, слева от нее помести карандаш, справа - ручку».

Дидактическая игра «Живые вагончики». Дети выставляют игрушки в соответствии с инструкцией воспитателя, затем называют их пространственные позиции : 1) «Поставь ежика впереди мишки. Поставь лисичку позади мишки»; 2) «Расскажите, кто впереди мишки, кто позади мишки» и др.

Мы осуществляли соответствующую работу в ходе проведения дидактических игр на занятиях и в режимных моментах. Использовали разнообразные формы работы с семьями детей (разработали и провели консультации для родителей, оформили памятки и картотеку игр для развития пространственно-временных представлений).

Итак, основным средством формирования пространственно-временных представлений и ориентировок является дидактическая игра. Использование разновидностей игр, обеспечивает развитие у дошкольников всех составляющих процесса его ориентировки в пространстве и во времени.

Список использованной литературы

1. Аблитарова, А. Р. Пространственно-временные представления и особенности их формирования у детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.) / А. Р. Аблитарова, Н. В. Кондрашова. — СПб. : Заневская площадь, 2014. — С. 55-59.

2. Белошистая, А. В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие / А. В. Белошистая. – М. : Айрис-пресс, 2005.

3. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников : Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. - М. : Издательство Московского психолого-социального института, 2005.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Дидактическая игра «Часы «Ежедневник» по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Часы «Ежедневник» по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста Дошкольники испытывают трудности при освоении временных категорий. Это связано со специфическими особенностями времени: его необратимостью,.

Дидактические пособия по формированию временных представлений у дошкольниковДидактические пособия по формированию временных представлений у дошкольников В старшей группе нашего детсада объявлен конкурс пособий в рамках проекта "Как узнать о времени всё!". Мы с ребятами решили принять участие,.

Опыт работы по формированию временных представленийОпыт работы по формированию временных представлений Цель: Создать необходимые условия и систему эффективной работы с детьми дошкольного возраста по формированию временных представлений. Задачи:.

Опыт работы «Игры с цветом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»Опыт работы «Игры с цветом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения» Работая с детьми с нарушением зрения, отметила, что многие из них имеют отклонения цветоразличительных функций. Коррекционно-педагогическая.

Опыт работы: «Картотека мнемосхем по заучиванию стихов для детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы: «Картотека мнемосхем по заучиванию стихов для детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста.Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста. Доказано, что здоровье человека закладывается в детском возрасте. Именно в дошкольном возрасте формируется стереотип питания, закладываются.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Разложи по порядку» У.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по формированию пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 13 марта 2021 в 17:17
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по формированию пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Анисина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД