анна мартышина
Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста «Непоседы»
Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста «Непоседы»
Предметно-развивающая среда несет в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребенка – она воспитывает и развивает его.
При построении развивающей среды для детей от полутора до трех лет в своей группе, я учитывала возрастные физиологические и психические особенности детей, повышенную двигательную активность и ярко выраженную познавательную деятельность, которая проявляется в неуемном стремлении исследовать все, что находится в поле зрения ребенка.
Публикация «Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста „Непоседы“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
При оформлении группового помещения я старалась соблюдать основные характеристики предметной среды для групп раннего возраста :
1. Разнообразие.
2. Оптимальная насыщенность.
3. Стабильность.
4. Доступность.
5. Эмоциогенность.
6. Зонирование.
Как бы ни была красива групповая комната, но если она организована без учета возраста детей и задач воспитания, т. е. без функциональной направленности, — в ней не создана развивающая среда для малышей.
Разработка предметно-пространственной развивающей среды осуществлялась на основе следующих характеристик детского сообщества:
• возрастного состава малышей;
• психологической характеристики группы (темперамента детей, их подвижности, наличия лидерства, учета индивидуальных особенностей, познавательных интересов, показателей развития и пр.);
• количественного соотношения мальчиков и девочек
• социальных условий жизни детей в семьях и типов семей;
• окружающей социальной практики.
Так, например, возросшая двигательная активность малышей 2–3-го года жизни требует расширения игрового поля, где должно хватать места и для игр с дидактическими игрушками, и для сюжетно-ситуативных игр, из которых зарождается ролевая игра.
Для мальчиков характерно освоение «дальнего» пространства групповой комнаты, желание больше использовать в игре предметы-двигатели (машины, тележки, каталки и пр., а также свободно перемещаться из одного конца комнаты в другую и т. д. Эти особенности я учитывала при планировке группы.
Девочки, как показали физиологи, в основном ориентируются на «ближайшее» пространство (игры с куклами в нешироком игровом поле, поэтому им создала условия, помогающие ситуативным, сосредоточенным игровым сюжетам.
Оформление предметно-пространственной среды в группе подчиняется комплексному подбору игрушек, картинок, иллюстраций и книг. Так, например, в группе имеется достаточное количество игрушек одного вида из разного материала. Это помогает ребенку освоить функцию обобщения, которая играет особую роль в развитии его мышления и речи.
В книжном уголке есть картинки, отображающие те игрушки, которые видят малыши, с которыми играют. Есть также книги, в которых об этих игрушках рассказывается.
Так обеспечивается интеграция содержания, поступающая из разных источников среды.
Она должна соответствовать различным уровням обобщения информации:
1. Ознакомление с реальным объектом (например, наблюдение за автомобилем, рассматривание растения, предметов домашнего обихода, животных и т. п.). Это первый уровень освоения заданного содержания.
2. Отражение полученных впечатлений в игрушке и игре (игрушка — особая категория предметов, имитирующих и отражающих в игре малыша окружающую действительность). Это второй уровень освоения содержания.
3. Отражение наблюдавшегося объекта действительности в рисунке, иллюстрации, на картине или картинке. Это третий уровень освоения.
4. Отражение наблюдавшихся объектов или событий в художественном слове (рассказ, стихотворение, потешка). Это четвертый уровень освоения содержания.
5. Отражение объекта или события в продуктивной деятельности (рисунок, лепка, аппликация). Это пятый уровень освоения содержания.
Другой инновационный подход в оформлении предметно-игрового пространства в группе в его оформлении по принципу логически выстроенных комплексов. Локальные игровые пространства («зоны») должны сочетаться по направленности детской деятельности. Например, у нас уголок экологического воспитания (природный) сочетается с уголком сказок (книжный уголок) и местом отдыха (релаксации, с «музеем» одной картины или классических произведений известных художников на тему природы. Интересны для малышей рисунки художников-анималистов (И. И. Чарушин, картины 3Д изображения, а также натюрморты, цветы и др.
Из новых технологий имеется домотека, фильмотека, уголок экологического воспитания; стенд развития символической функции мышления (плоскостное конструирование); модуль сенсомоторного развития (дидактический стол с набором дидактических пособий);
Умело организованная среда практически снимает конфликтность в общении малышей друг с другом, синдром тревожности в отсутствие близкого взрослого. Дети спокойно входят в группу сверстников, проявляют друг к другу чувства симпатии. У них возникает интерес к детскому саду, желание быть в детском сообществе.
Исследования показали, что окружающая ребенка среда выступает в интеграле взаимодействия трех составляющих:
• развивающего общения ребенка со взрослым;
• развивающей предметно-пространственной и игровой среды;
• развивающих видов детских деятельностей.
Сказанное позволяет вернуться к понятию «качество жизни» ребенка в условиях детского сада. Оно подразумевает психофизическое благополучие ребенка, складывающееся из четырех объективных реалий:
физического (соматического) здоровья;
психического здоровья;
душевного (эмоционального) комфорта;
духовного благополучия (интереса к жизни и познанию окружающего мира)
Вместе с тем очевидно, что предметная среда, организованная наилучшим образом, не может эффективно воздействовать на ребенка без участия взрослого. Взрослый должен «открыть» ее для ребенка, «подарить» ее ребенку в процессе развивающего общения. Значит, развивающее общение — это такое взаимодействие взрослого с детьми, которое помогает ребенку познавать и систематизировать окружающий мир, овладевать генетическими задачами возраста.
А я учу детей с предельным комфортом жить в организованной для них предметно-пространственной развивающей, игровой среде.
Группа начинается с раздевалки.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Предметно развивающая среда в группе раннего возраста Непоседы Предметно развивающая среда несет в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребенка она воспитывает и развивает его](https://www.maam.ru/upload/blogs/d89203ccc391071cf5454c4931b28c31.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Публикация Предметно развивающая среда в группе раннего возраста Непоседы размещена в разделах Младшая группа Оформление детских садов Развивающая предметно пространственная среда](https://www.maam.ru/upload/blogs/c09fd0addd47d37eabfd2b801863538b.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Оптимальная насыщенность](https://www.maam.ru/upload/blogs/3f0ffb5f075702c9c7f84e4d3df41911.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Как бы ни была красива групповая комната но если она организована без учета возраста детей и задач воспитания т](https://www.maam.ru/upload/blogs/ae383074943645b5e5d063a1fe182caf.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 без функциональной направленности в ней не создана развивающая среда для малышей](https://www.maam.ru/upload/blogs/35a5a8a0cd165a7f1b7a3690e33244db.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Разработка предметно пространственной](https://www.maam.ru/upload/blogs/3a5dfc76a67922d9c314f0d90cc23404.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Развивающая предметно пространственная среда](https://www.maam.ru/upload/blogs/2cda3a2c4b50c0389db5cc48f067f502.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 количественного соотношения мальчиков и девочек социальных условий жизни детей в семьях и типов семей окружающей социальной практики](https://www.maam.ru/upload/blogs/26299d3bef4aa4919c68b8bf8327ed23.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Для мальчиков характерно освоение дальнего пространства групповой комнаты желание больше использовать в игре предметы двигатели машины тележки каталки и пр](https://www.maam.ru/upload/blogs/7527a863d9deca30fcfeac938c69c42a.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 а также свободно перемещаться из одного конца комнаты в другую и т](https://www.maam.ru/upload/blogs/402e86ddbd5e1923c1445f69c1ca27b0.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Эти особенности я учитывала при планировке группы](https://www.maam.ru/upload/blogs/db5d03d70d6a992b08c532488ddb3642.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Оформление предметно пространственной среды в группе подчиняется комплексному подбору игрушек картинок иллюстраций и книг](https://www.maam.ru/upload/blogs/e0b2aca2697d31bdea195918c3b3f231.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 Так например в группе имеется достаточное количество игрушек одного вида из разного материала](https://www.maam.ru/upload/blogs/492f7aef777796e218813b66f545fbe0.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 Это помогает ребенку освоить функцию обобщения которая играет особую роль в развитии его мышления и речи](https://www.maam.ru/upload/blogs/1305cdfb35a07b54527ad8c24f2bd3d2.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №15 Фото №15 В книжном уголке есть картинки отображающие те игрушки которые видят малыши с которыми играют](https://www.maam.ru/upload/blogs/c035e5648e92f3f165f8d8e6474b0f10.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №16 Фото №16 Есть также книги в которых об этих игрушках рассказывается](https://www.maam.ru/upload/blogs/dcfe90653a361c3770c8b09f5fac90ed.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №17 Фото №17 Так обеспечивается интеграция содержания поступающая из разных источников среды](https://www.maam.ru/upload/blogs/82f3becee6b526b3cc947375238a86ea.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №18 Фото №18 Она должна соответствовать различным уровням обобщения информации](https://www.maam.ru/upload/blogs/c1aed1e420d919e54563cbb492536bab.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №19 Фото №19 Ознакомление с реальным объектом например наблюдение за автомобилем рассматривание растения предметов домашнего обихода животных и т](https://www.maam.ru/upload/blogs/e219364ad01a52a35816670c52825af2.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №20 Фото №20 Это первый уровень освоения заданного содержания](https://www.maam.ru/upload/blogs/15853d340de9ba6eff8e40727657f6a6.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №21 Фото №21 Отражение полученных впечатлений в игрушке и игре игрушка особая категория предметов имитирующих и отражающих в игре малыша окружающую действительность](https://www.maam.ru/upload/blogs/9306068b4875c5d829ed966cf143928d.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №22 Фото №22 Это второй уровень освоения содержания](https://www.maam.ru/upload/blogs/95e60e5a2e626d2805164ca7320f8a3c.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №23 Фото №23 Отражение наблюдавшегося объекта действительности в рисунке иллюстрации на картине или картинке](https://www.maam.ru/upload/blogs/cb80dfe6f7d20b6ada8b9812b3887e04.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №24 Фото №24 Это третий уровень освоения](https://www.maam.ru/upload/blogs/fe2d70b034b26af1681c8c70773712da.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №25 Фото №25 Отражение наблюдавшихся объектов или событий в художественном слове рассказ стихотворение потешка](https://www.maam.ru/upload/blogs/a4c5519821602dcd9aa1877653c324ac.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №26 Фото №26 Это четвертый уровень освоения содержания](https://www.maam.ru/upload/blogs/570f3ae698e8dc37719968d3a2cdb40e.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №27 Фото №27 Отражение объекта или события в продуктивной деятельности рисунок лепка аппликация](https://www.maam.ru/upload/blogs/36fe5d1278a2a1f4b2f3335955bfa582.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №28 Фото №28 Это пятый уровень освоения содержания](https://www.maam.ru/upload/blogs/18f81a27849790c46a0fc789fde16bd1.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №29 Фото №29 Другой инновационный подход в оформлении предметно игрового пространства в группе в его](https://www.maam.ru/upload/blogs/1a9274e5bca09f93fe3c7d190e35aed5.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №30 Фото №30 Оформление детских садов оформлении по принципу логически выстроенных комплексов](https://www.maam.ru/upload/blogs/4bc37a52fa32ceed5cda21b2b39e651c.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №31 Фото №31 Локальные игровые пространства зоны должны сочетаться по направленности детской деятельности](https://www.maam.ru/upload/blogs/0930cee06aafc9d539863de8969ebdad.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №32 Фото №32 Интересны для малышей рисунки художников анималистов И](https://www.maam.ru/upload/blogs/6a7ad7de820897b97b439da533b79b89.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №33 Фото №33 Чарушин картины Д изображения а также натюрморты цветы и др](https://www.maam.ru/upload/blogs/5c0bd78eec2ffc40b567273727cad9f1.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №34 Фото №34 Дети спокойно входят в группу сверстников проявляют друг к другу чувства симпатии](https://www.maam.ru/upload/blogs/c98648265e8649c3879fba36117ff14e.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №35 Фото №35 У них возникает интерес к детскому саду желание быть в детском сообществе](https://www.maam.ru/upload/blogs/e0da61845faa99564e6759831a137c3c.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №36 Фото №36 Сказанное позволяет вернуться к понятию качество жизни ребенка в условиях детского сада](https://www.maam.ru/upload/blogs/ae66140e18d678cb34a70234d286c807.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №37 Фото №37 Взрослый должен открыть ее для ребенка подарить ее ребенку в процессе развивающего общения](https://www.maam.ru/upload/blogs/0e2e31a53f46b221359b14b0e5fdf531.jpg.jpg)